Развитие мотивации к изучению математики учащихся классов лингвистической направленности
статья по математике
При работе в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла приходится мотивировать детей для успешного изучения материала. В статье я делюсь своими наработками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 96.73 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие мотивации к изучению математики учащихся классов лингвистической направленности .»
Краснова Л.Н.
Я работаю в МАОУ «Гимназии №67» Московского района г. Н. Новгорода. Это лингвистическая гимназия с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Поэтому, чтобы привлечь внимание детей к математике, их заинтересовать данным предметом, тем самым обеспечить усвоение изучаемого материала для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ приходится мотивировать детей на изучение данного предмета.
Современная стратегия математического образования сориентирована, прежде всего, на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с четким математическим стилем мышления, проявляющимся во владении достаточным для эффективного функционирования человека в окружающем мире арсеналом интеллектуальных умений и навыков.
Другими словами, практическая полезность математики оказывается явно недостаточной для современного человека, и на первый план выходит интеллектуальная сторона математического образования, вносящего свой специфический вклад в формирование общей культуры школьника, его алгоритмического мышления, эстетического воспитания, развития воображения. В частности, полноценное овладение математическим языком достаточно тесно коррелирует с развитием определенных коммуникативно-речевых навыков, умением подбирать наиболее подходящие языковые средства для представления и оптимального разрешения возникающих в процессе учебной деятельности проблем.
Работая с детьми – гуманитариями, мы столкнулись с рядом проблем:
- преобладание наглядно-образного мышления;
- богатое воображение;
- ярко выраженная эмоциональность восприятия окружающей действительности;
- интерес к вопросам истории математики, занимательному материалу, проявлению красоты математики в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы
Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии.
Эти проблемы разрабатывались многими учеными-методистами. Их исследования легли в основу целого ряда учебников и методических пособий по математике для гуманитарного профиля (А.И. Азевич, Г.В. Дорофеев, А.П. Карп, Ю.М. Колягин, А.Х. Назиев, И.М. Смирнова, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова и др.).
Начав работать в МАОУ «Гимназия №67», я встретилась с учащимися с очень низкой познавательной активностью и учебной мотивацией на уроках математики. Я сразу провела тестирование и постаралась соотнести это с некоторыми возрастными эталонами возраста.
Эти этапы учебной деятельности и ее мотивации характеризуют тот высокий уровень, который может быть достигнут у школьников.
При проведении работы по формированию мотивов учения и учебной деятельности мы стараемся:
- опираться на достижения предыдущего возраста (например, работая с подростками, следует исходить из того, что широкие познавательные и социальные мотивы у них должны быть уже сформированы);
- в ходе работы с учащимися выяснить, какие из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформированы и учитываем это при планировании учебной работы;
- стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного возра
Учитывая тестирование, поставила перед собой план действия:
- При работе с классом, пытаемся определить для себя сформированы ли те уровни учебной деятельности и мотивации, которые составляют резервы этого возраста, т.е. установить, соответствует ли развитие возрасту или отстает.
- Если у учеников отсутствуют те особенности мотивации, которые присущи данному возрасту, то запланируем специальную работу (виды заданий, упражнения) чтобы мобилизовать эти возрастные возможности;
- В ходе работы с каждым возрастом стараемся подготавливать "почву" для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на имеющийся уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности.
Для необходимости разрешения сложившейся ситуации, необходимостью проведения целенаправленной работы по формированию мотивации к изучению математики были поставлены следующие цели:
- активизация познавательной деятельности в процессе обучения математике;
- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию;
- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования.
Для достижения этих цели необходимо решить следующие задачи:
- соотнести личностные особенности учащихся классов лингвистической направленности и индивидуально-типологическую специфику их учебной мотивации с реальной практикой обучения математике в этих классах;
- на основе анализа содержания курса математики обосновать пути возможного сопряжения предметов лингвистического и математического циклов в практике обучения школьников классов лингвистической направленности;
- сформулировать систему методических принципов, обеспечивающих эффективное развитие мотивации к изучению математики учащихся гуманитарных классов лингвистической направленности;
- определить мотивационно-ориентированную стратегию обучения математике в классах лингвистической направленности.
Уроки с применением деятельностного подхода к обучению характеризуют следующие особенности: ученик является активным участником образовательного процесса, на них всегда присутствует совместное сотрудничество как учеников между собой, так и учеников с учителем. На таких уроках часто присутствуют практические, исследовательские работы, многовариантность решения задач.
На уроках и во внеурочное время использую метод проектов, например, учащиеся 5 класса писали математические сказки, в 6 классе мы продолжили проектную деятельность, изучая такие темы, как «Проценты», «Пропорции», «Рациональные числа». В 7 классе организовали проектную деятельность с помощью сети Интернет при изучении главы «Треугольники». В настоящее время без применения ИКТ-технологий процесс обучения становится скучным, поэтому стараюсь использовать данные технологии по мере возможности. К сожалению, не всегда удается реализовать задуманное, так как не у каждого ребенка в доме есть выход в интернет, да и компьютером обеспечены не все.
В результате проектной деятельности учащиеся представляли свой продукт не только в виде презентации, но и в виде лэпбуков и в виде кластеров. Все работы затем использовались при организации итогового повторения изученного материала.
В рамках урочной деятельности при изучении темы «Сумма углов треугольника», «Соотношения между сторонами и углами треугольника» «Неравенство треугольника» предлагаю учащимся исследовательские задачи.
Во внеурочной деятельности учащиеся пишут исследовательские работы в рамках НОУ.
Активно использую дидактические игры во время проведения устной работы во время уроков, а также во время проведения декады предметов естественно-математического цикла.
Решение учащимися творческих задач обеспечивается формируемыми у них знаниями, умениями и навыками. В сохранении высокой активной мыслительной деятельности значительную роль играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает.
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным " — сказал Б.Паскаль.
Инструментом для развития мышления являются занимательные задачи . Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности. Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:
1) способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;
2) занимательные задачи способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. Необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;
3) занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.
Понятно, что метод проб и ошибок нерационален, ненадежен. Гораздо важнее научить детей тем приемам умственной деятельности, которые более необходимы для решения задач: анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация. Предлагая учащимся занимательные задачи, мы формируем у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
Гимназия 67 – это школа с большими традициями, огромным опытом работы, в том числе и в сетевом взаимодействии с другими гимназиями не только города, но и с гимназиями и школами других городов и стран. Целью создания сетевого центра является создание условий образования и воспитания одаренных детей в разных областях знаний в направлении их дальнейшего развития в интересах личности, общества и государства. Это тот способ взаимодействия, который позволяет расширить границы школ При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, при этом решаются следующие задачи:
-расширяется спектр образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся;
-сохраняется и увеличивается количество учащихся;
-внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся.
Традиционно между нашими школами - партнерами проходят он-лайн уроки. Один из on-line уроков, проведенных мной был в 9 классе, цель которого: обобщить и повторить тему «Функция» для успешной сдачи ОГЭ. Партнером по уроку была многопрофильная гимназия № 5 «Тандау», г. Кокшетау, (Казахстан). Урок (внеклассное мероприятие по предмету) прошел в форме брейн-ринга. первый раунд (разминка); второй раунд «Ты- мне, я- тебе»; третий раунд «Заморочки из бочки»; четвертый раунд «Домашнее задание»; подведение итогов урока.
К нам в гимназию постоянно приезжают учащиеся из Италии, Китая, Германии, Англии. Наши дети ездят к ним по обмену опытом. Во время таких визитов, ученики из других стран любят ходить не только на уроки по гуманитарным предметам, но и на математику. Учащимся из Италии очень понравился урок « Построение графиков функций с помощью производной» в 10 классе с использованием интерактивной доски. Как оказалось, у них на тот момент не было в школах таких досок и учащиеся из Италии с удовольствием выполняли задания на ней. Каково было изумление наших детей, когда узнали, что учащиеся из Италии в 10 классе тоже изучают эту тему и строят графики функций по той же схеме, что и мы.
Уже несколько лет в гимназии ежегодно выходит сборник нучных и учебно – методических работ, куда включаются как работы учителей, так и работы учеников. Ребята стремятся написать хорошую работу, чтоб ее напечатали в сборнике.
Итогом такой работы является огромное желание детей участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, пишут работы НОУ. Я считаю, результативность такой работы большая:
- Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
- Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, ПТУ или профильном классе.
- Дети осваивают различные типы деятельности.
- Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности.
- Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты. У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
- Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
- Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
В заключение я хочу сказать, что педагогическая работа это прежде всего и более всего работа психологическая. Мне нравится притча о Шартрском соборе, и я ее рассказываю детям: «Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают. Один сказал: « Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб. Семья». Третий сказал: « Я строю Шартрский собор». Хотелось бы, чтоб все мы: и учителя, и дети, отвечая на вопрос: « Зачем ходим в школу?», сказали правду и в этой правде-ответе были составляющие ответов рабочих, но предпочтение отдано третьему ответу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...
Мастер-класс на тему "Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики"
Предсавлена система работы учителя по данной теме....
Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....
« Формирование познавательного интереса к предмету « история » через изучение и развитие мотивации освоения знаний у учащихся 5-8-х классов»
Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительно...
Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности
Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ IMPROVING MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS THROUGH THE FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS
Трапеция, виды трапеции, свойства трапеции; площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции....
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
I зональная республиканская конференция «Исследовательская деятельность в современной школе: содержание и практика» ...