ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ IMPROVING MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS THROUGH THE FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS
статья

Суртаева Наталья Владимировна

Трапеция, виды трапеции, свойства трапеции; площадь прямоугольника, квадрата, треугольника,  параллелограмма, ромба, трапеции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sazonova_surtaeva-statya.doc.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.02

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

IMPROVING MOTIVATION TO STUDY MATHEMATICS THROUGH THE FORMATION OF KEY COMPETENCES OF STUDENTS

Сазонова Е.А., учитель математики МОУ «Сейкинская СОШ»

Суртаева Н.В., учитель математики МОУ «Сейкинская СОШ»

Россия, Республика Алтай, Чойский район, село Сейка

Аннотация: В статье определяется важнейшая проблема современного образования – мотивация. Говорится о том, что учитель должен создать условия, которые позволят заинтересовать школьника мотивированно добывать знания. Описаны приемы и методы, способствующие повышению мотивации, раскрыты некоторые принципы педагогической деятельности, на которые, должен опираться в своей практике каждый учитель.

Ключевые слова: Мотивация, практика, принципы педагогической деятельности, приемы, методы.

Summary:  The article defines the most important problem of modern education – motivation. It is said that the teacher must create conditions that will interest the student motivated to obtain knowledge. Described tools and techniques that improve the motivation, reveals some principles of pedagogical activities, which should be based in the practice of every teacher.

Key words: Motivation, practice, principles of pedagogical activity, methods.

Среди множества проблем современной педагогики повышение мотивации к изучению школьных предметов одна из самых острых. Мотивированный ученик, который осознанно изучает математику, исследует, доказывает – мечта учителя математики. Ведь, с точки зрения практически любого ученика, математика – это сложный и непонятный предмет, многие считают, что после окончания школы знания, полученные на математике, не пригодятся в жизни. Поэтому учитель математики на уроке должен создать такие условия, чтобы каждый учащийся смог понять, что математика - не такой уж и «ненужный» предмет.

Работая над темой «Повышение мотивации к изучению математики через формирование основных компетенций обучающихся», пришли к одному простому выводу: научные сведения учебника необходимо переносить на жизненный опыт ребенка.

В начале пути может показаться, что теория сложна, много непонятных формул, и совсем не хочется «ломать голову». Даже, если учащиеся не обладают математическим складом ума, простое понимание математики через практику принесёт радость и уверенность в собственных силах. «Примеры при обучении полезнее правил» - говорил И.Ньютон.

Практически на всех уроках для лучшего понимания математики нужно приводить примеры из жизни и использовать аналогию. Так, изготовление моделей геометрических тел способствует развитию творческого воображения. Чтобы изготовить модель, необходимо ознакомиться с историей ее создания, изучить ее свойства, части, из которых оно состоит. При демонстрации готовой модели перед классом, дети получают массу положительных эмоций. Они приобретают навыки самостоятельной работы, учатся соединять теорию с практикой, самостоятельно получают знания, в общем, формируют компетенции (компетенция – социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере).

Для формирования учебно-познавательных компетенций можно использовать презентации, уроки-проекты; составление вопросов к тексту, сочинение задач, кроссворды, тесты; составление шпаргалки по теме, заполнение кластеров, таблиц. «Найди ошибки в рисунке или тексте»; «Я расскажу материал, слушай и поставь мне оценку за ответ»  –  такие задания очень нравятся детям.

Информационные компетенции отрабатываются через следующие задания: знакомство с биографиями ученых или их научных достижений в какой-то области, привести примеры применения данного правила, формулы и т.п.

Коммуникативные компетенции приобретаются через ролевые игры, эстафетные задания, мероприятия внеурочной деятельности – математические турниры и КВН; факультативные и элективные занятия «Математика в повседневной жизни», «Хочу все знать!».

 Здоровьесберегающие компетенции – немаловажная составляющая современного образования, которая на уроках математики присутствует в виде решения реальных задач: «Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом…», «Высчитай количество килокалорий, потребляемой пищи в сутки…» и пр.

Кроме приемов и методов, которые позволяют заинтересовать школьника, заставляют его мотивированно добывать знания, повышению мотивации способствуют некоторые принципы педагогической деятельности, на которые, считаем, должен опираться в своей практике каждый учитель.

Принцип сотрудничества способствует созданию на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы: ученики, не боясь учителя, уверенно высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения. Появляется возможность для  самореализации и «раскрытия».

Принцип успешности, также как и принцип сотрудничества, воздействует на развитие ребенка положительно. Педагогу следует подбирать такие задания, которые будут сделаны, и сделаны успешно, ведь, если ученик видит положительный итог своей работы, это воодушевляет его на дальнейшие действия, хочется выполнять задания еще и еще, потому что все получается.

Современному учителю необходимо всегда быть в поиске интересных путей, приемов обучения, создавая мотивируемое пространство, в котором формируются не только практические умения и навыки, но и условия для развития и личностного самоопределения каждого ребенка.

P.S. Предлагаемая точка зрения на проблему учебной мотивации учителей математики может совпадать с точкой зрения на данную проблему учителей, которые ведут другие предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...

Повышение мотивации к изучению математики с помощью интегрированных уроков.

Статья о межпредметных связях при проведении интегрированных уроков математики. Повышение интереса к изучению математических дисциплин при проведении взаимосвязанных уроков различных предметов и матем...

Статья "Использование информационных технологий как средство повышения мотивации к изучению математики и информатики"

Работая учителем математики и информатики, применяя IT-технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики и информатики с 5-ого по 11-ые кл...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

Пути повышения качества предметной обученности обучающихся через формирование методологических компетенций

Побуждение учащихся к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению,  обобщению, противопоставлению фактов, явлений, теорий и т.п. (познавательные УУД)•совместное обучение (педагог самостоятель...

Сертификат участника вебинара "Методические особенности работы с учащимися с повышенной мотивацией к изучению математики при использовании УМК "Лаборатория А.Г. Мордковича"

Сертификат участника вебинара "Методические особенности работы с учащимися с повышенной мотивацией к изучению математики при использовании УМК "Лаборатория А.Г. Мордковича"...