Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике
статья по математике (9 класс)

Галлямова Лилия Фанисовна

Процесс формирования учебно-познавательной компетентности учащихся предполагает деятельность учителя, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентиров по отношению к учебной деятельности, а также теоретических знаний и умений (информационных, аналитических, проектировочных, конструктивных и организационных) и готовности к самооценке и рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД  1

Современное образование опирается на новую социокультурную парадигму, когда в центре внимания находится ученик. Характерной особенностью личности в этих условиях должно стать стремление ученика к поиску и удовлетворению своих познавательных запросов.   А также заинтересованному отношению ученика к собственному образованию, его уровню и качеству.

СЛАЙД  2

Поэтому старшеклассника  сегодня должны отличать умение творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, готовность обучаться в течение всей жизни, конкурентоспособность.

Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода позволил  мне составить представление о содержании понятия «компетентность» и связанного с ним понятия «компетенция».

СЛАЙД 3

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности.

Компетентность представляет собой уровень качественного и результативного показателя сформированности знаний.

Поэтому формирование компетентности обучащегося может происходить только  в случае, если он обладает мотивацией к деятельности.

Основной деятельностью ученика в школе считается учебно- познавательная деятельность.

В процессе ее овладения  она «личностно окрашивается» качествами ученика и предстает в виде учебно-познавательной компетентности.

Это в первую очередь означает уметь работать в команде на общий результат, включаться в процесс по поиску и обработке информации в составе творческой группы учащихся, заинтересованных решением определенной проблемы, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого и понимать точку зрения своих партнеров. Кроме этого нужно уметь применять различные информационно-коммуникационные технологии, публично представлять результаты своей работы, учитывая содержательную критику.

СЛАЙД 4

Проблема формирования учебно-познавательной компетентности как результата овладения одноименной компетенцией отражена в многочисленных исследованиях, авторы которых анализируют различные ее аспекты:

СЛАЙД 5

Формирование учебно-познавательной компетентности  на уроках математики также имеет большое значение для учащихся. Известно, что математика – это уникальная школьная дисциплина, в ходе усвоения которой ученики вовлекаются во все этапы научного познания.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали общие способы действий, овладевали новыми понятиями, связанными с этими действиями, я структурирую   учебный материал таким образом, чтобы он позволял выявить происхождение  вводимых понятий и действий, показываю  их необходимость с точки зрения теоретического познания изучаемой области знания и практической применимости.

Это означает, что в обучении знания не должны даваться в «готовом виде», что изучение любого нового понятия, нового раздела, темы должно начинаться с мотивационного введения, с разъяснения для чего, почему и зачем должны учащиеся изучить данный раздел, данную тему.

СЛАЙД 6

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций. 

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

СЛАЙД 7

Пример. 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе можно начать  с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”

Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?

СЛАЙД 8

Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050

СЛАЙД 9

Пример. На рисунке изображены автобус и автомобиль. Длина автомобиля равна 4,2 м. Какова примерная длина автобуса? Ответ дайте в сантиметрах.

        

https://studio.dppo.edu.ru/asset-v1:RC+001+2020+type@asset+block@fg_fg_redcar2.png

В приведённой задаче верный ответ не единственный, можно указать любое значение, принадлежащее отрезку от 800 см до 1200 см. Часто это сбивает ребят, они не понимают, как решать такую задачу. Необходимо подчеркнуть, что в задаче просят оценить именно примерную длину, искать точное значение не требуется. Также важно обратить внимание школьников на единицы измерения, в которых необходимо дать ответ: длина автомобиля дана в метрах, а ответ нужно указать в сантиметрах.

СЛАЙД 10

Хотелось обозначить проблему в формировании компетенции на уроках математики в старших классах.

Старшекласснику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником.

Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива.

Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике.

С этой целью использую компетентностный подход, наполняю математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

В своей работе учу

ставить цели и планировать деятельность

добывать нужную информацию, используя доступные источники

совершенствовать навыки работы в команде

уметь высказывать и отстаивать свое мнение

брать на себя ответственность при руководстве  мини-группой

прививаю навыки самостоятельной творческой работы

грамотно использовать в речи математические термины

применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

СЛАЙД 11

Результатами моей работы являются участие и победы моих учеников в различных конкурсах и научно-практических конференциях.

СЛАЙД 12 и можно сразу СЛАЙД 13

Для формирования у учащихся компетентности на уроках    математики   я веду дорожную карту .    

                                                                               

Содержание работы по формированию у детей компетентности на уроках математики

Компетенция

Темы и цели уроков, математические объекты

Сущность заданий

Примечания

Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельности

Содержание новой темы

Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный.

Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответа

Математическая цель урока, цикла уроков

Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.

 

Текст учебника

Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести...

Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника

Информационная

Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее

Расчетные задачи на движение, стоимость

За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.

По мере необходимости

Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов

Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это…

В строительстве модуль – это …
В космонавтике модуль – это …

Работа проводится при изучении новых терминов

Коммуникативная

Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог

Математические софизмы

Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.

Задание: Объясните в чём ошибка.

Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела

Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.

Работа в начале урока

Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.)

По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

Во внеурочное время

Процесс формирования учебно-познавательной компетентности учащихся предполагает деятельность учителя, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентиров по отношению к учебной деятельности, а также теоретических знаний и умений (информационных, аналитических, проектировочных, конструктивных и организационных) и готовности к самооценке и рефлексии.

Слайд 14

Поэтому, работая в этом направлении предлагаю ответить на  следующие вопросы из высказывания  академика Аксель Ивановича Берга и считаю тогда ваша работа даст больше положительных результатов.

«Прежде чем начать учить, надо выяснить следующее: для чего учить? Чему учить? Кому учить? Кого учить? Как учить?»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Презентационный материал по проблеме:"Формирование учебно-познавательной компетенции во внеклассной работе по английскому языку"

Данный материал освещает вопрос формирования учебно-познавательной компетенции во внеклассной работе по английскому языку....

Проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике

В данной статье затронута проблема формирования алгоритмического мышления учащихся в процессе обучения математике, а также даны некоторые методические рекомендации по организации работы учащихся с алг...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

«Проблема формирования учебно-познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике»

Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образов...

Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии

laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...