Игра "Знатоки", 7 класс
методическая разработка по математике (7 класс)

Сальникова Вера Николаевна

Данная математическая игра проводится среди параллели 7 классов в рамках ежегодной "Недели математики и информатики".


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opispnie_igry.docx16.05 КБ
Office presentation icon 7klass-znatoki.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Описание математической игры   ”Знатоки”.

Все лучшее, что делается нами

Весенней созидательной порой,

Творится не тяжелыми трудами,

А легкою искрящейся игрой.

И. Губерман

Данная математическая игра проводится среди параллели 7 классов в рамках ежегодной «Недели математики и информационных технологий», которая в нашей школе традиционно проходит в середине второй четверти. Именно этим обусловлен подбор и тематика заданий игры.

Игра оформлена в виде презентации и проводится в школьном актовом зале, специально для таких целей оборудованном компьютером, проектором, микрофонами. Столы для команд ставятся таким образом, чтобы экран был хорошо виден и игрокам, и зрителям, и жюри.

Количество команд определяется заранее и может варьироваться от двух до шести. При этом учитывается  количество классов в параллели и желания самих учащихся (если в классе много активных детей, то можно сформировать и две-три команды от класса). Одна команда состоит из 5-7 человек. Традиционно игроки должны придумать и представить название команды, девиз и эмблемы. Обычно эти моменты бурно обсуждаются на уроках математики и классных часах и непосредственно затрагивают и тех детей, которые вошли в команду, тех, кто будет поддерживать своих игроков в  качестве зрителей, т.е.  всех учащихся.  

Структуру команды нужно тоже определить заранее вместе с участниками. Например, можно выбрать капитана команды, который будет выбирать стратегию игры, т.е. вопросы и отвечающего на них. А, может быть, играющим будет удобно выбирать вопросы и отвечать по очереди и брать ответственность на себя.

Жюри состоит из специально и заранее приглашенных на игру учителей, родителей, школьных психологов, медиков, школьной администрации, членов школьного самоуправления и просто старшеклассников. Его задача – верно подсчитать полученные командой баллы, подвести итог игры и вручить грамоты или призы участникам.

Кроме того, обязательно требуется ведущий игры и человек, непосредственно сидящий за компьютером.

Правила просты. За каждый правильный вопрос команда получает баллы, которые  в итоге суммируются. Если ответ был дан неверно или вообще не дан, то команда-соперник получает право ответить на  этот вопрос и в случае положительного ответа баллы присуждаются ей. Если вопрос не дается командам, то возможно выслушать мнение зрителей-болельщиков. В случае правильного ответа  той команде, за которую отвечали, присваивается половина назначенных за вопрос баллов. Обязанности ведущего четко и строго следить за ходом игры и не допускать неоправданных пауз, снижения «накала страстей» и темпа игры.

Кроме большой предварительной организационной работы необходимо на уроках заранее разобрать и проработать в том или ином виде весь учебный материал, на базе которого составлены вопросы игры. Особенно это касается нестандартных заданий, так называемых «вопросов с изюминкой». Подготовленность детей к игре – залог их успеха и хорошего настроения.

Так как с 7 класса учащиеся начинают изучать геометрию, мы посчитали важным  при составлении заданий использовать не только алгебраический, но и геометрический материал. Поэтому наша игра состоит из двух туров. Первый тур геометрический, второй – алгебраический.

В каждом туре - четыре темы, в каждой теме – шесть вопросов разной сложности и соответственно разной «стоимости». Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда зависит от количества и качества играющих команд и от резервов времени. При необходимости число вопросов можно ограничить. Команда имеет возможность самостоятельно выбирать вопросы по теме и сложности.

В первом туре темы такие: «Начальные геометрические сведения», «Угол», «Треугольник» и «Равенство треугольников». Самые простые вопросы – определения – оцениваются в 10 баллов, самые сложные – на доказательства равенства треугольников – в 50 баллов.

Алгебраический тур содержит темы: «Проще простого», «Степень с натуральным показателем», «Функции» и «Задачи на соображение».  Цена вопроса от 10 до 80 баллов. В этой части игры представлены шуточные устные задачи, задания, где надо исключить лишнюю фигуру, всевозможные задачи на соображение. Чтобы дать правильный ответ на такие вопросы, не нужно никаких специальных математических умений и знаний, можно просто догадаться. Чтобы ответить на простые и усложненные вопросы по темам «Степень» и «Функции», нужно знать свойства степени с натуральным показателем и свойства линейной функции, одной смекалки здесь будет мало.

Данная игра дает учащимся свободу выбора, возможность проявить свои организаторские, оформительские, математические способности, почувствовать ответственность за себя и свою команду, проверить свои знания и навыки, поверить в удачу и еще больше полюбить загадочную науку математику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая игра для 7 классов Знатоки Неделя математики

Слайд 2

Тур первый. Геометрический. Начальные геометрические сведения 10 10 20 30 40 40 Угол 10 10 20 30 40 40 Треугольник 10 10 20 30 40 40 Равенство треугольников 20 20 20 30 50 50 Алгебраический тур

Слайд 3

Ответ: только одну

Слайд 4

Ответ: одну или ни одной

Слайд 5

Дано: MP = 12 см, KP = 3 см. Найти: MK . Ответ: 9см

Слайд 6

Дано: FT = 11 см, HD = 9 см, HT= 5 см Найти: FD . Ответ: 15см

Слайд 7

Дано: KP - PE = 3 см, KE = 21 см . Найти: KP и PE . Ответ: 12см и 9см

Слайд 8

Дано: AB = BC , CD = DE , AE = 20 см . Найти: BD Ответ: 10см

Слайд 9

Вертикальные углы равны

Слайд 10

Сумма смежных углов равна 180 0

Слайд 11

Найти:  AOB ,  AOD ,  COD . 157 0 157 0 23 0

Слайд 12

Найти:  BOC 36 0

Слайд 13

Дано:  -  = 30 ° . Найти:  и  . 75 0 105 0

Слайд 14

Дано:  = 3  . Найти:  и  . 135 0 45 0

Слайд 15

Что такое медиана треугольника? Сколько всего медиан в треугольнике? 3

Слайд 16

Что такое биссектриса треугольника? Сколько всего биссектрис в треугольнике? 3

Слайд 17

6 6 7 7 9 9 Ответ: на два На сколько меньше на рисунке тупоугольных треугольников, чем равнобедренных?

Слайд 18

Ответ: 10см, 20см, 20см. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если известно, что основание в 2 раза меньше боковой стороны, а периметр треугольника равен 50см.

Слайд 19

Доказать:  ABC - равнобедренный 80 0 80 0

Слайд 20

Доказать:  ABC - равнобедренный 70 0

Слайд 21

Проверка I признак II признак III признак 2 1 3 Доказать: АВС = А D М D М А В С Не учишь! ВЕРНО!

Слайд 22

A M K B 1 2 3 I признак II признак III признак Доказать: АВК = М B К Не верно! Проверка ВЕРНО!

Слайд 23

Проверка I признак II признак III признак 1 2 3 Доказать: АВС = А D М D М А В С Не учишь! ВЕРНО!

Слайд 24

Проверка D В С А О К Докажите, что OCD = KBD I признак II признак III признак 1 2 3 Не верно! АВС - равнобедренный ВЕРНО!

Слайд 25

Не верно! Проверка I признак II признак III признак 1 2 3 ВЕРНО! B С О М Доказать: МВО = СВО

Слайд 26

А D 1 C 1 B 1 А 1 С Проверка Дан куб. Доказать: ∆АВВ 1 =∆СВВ 1 В I признак II признак III признак 1 2 3 Не верно! ВЕРНО!

Слайд 27

Алгебраический тур Проще простого 10 10 20 20 30 50 Степень 10 20 30 40 50 50 Функции 10 10 20 30 50 50 Задачи 20 30 40 60 60 80

Слайд 28

8 ? 32 22 14 Найдите недостающее число: 44

Слайд 29

Чему равно произведение всех цифр? 0

Слайд 30

К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось это число? ? ? ? ? В 11 раз

Слайд 31

К Айболиту на приём пришли животные : все , кроме двух -кошки , все , кроме двух - собаки , все , кроме двух - зайцы. C колько всего животных ? Всего 3 животных

Слайд 32

Выберите нужную фигуру. ? А) Б) В) Г) Ответ: фигура Г)

Слайд 33

1 2 3 4 5 6 7 8 Исключите лишнюю фигуру: Лишняя фигура 6

Слайд 34

3 7 (3 2 ) 3 :3 10 = 3 3 =27 Вычислите:

Слайд 35

5 16 3 16 15 14 15 16 15 14 = = 15 2 =225 Вычислите:

Слайд 36

4 6 8 5 = 2 15 2 12 = = 2 3 8 Вычислите:

Слайд 37

( 2 3 ) 5 2 6 = (2 3 ) 7 . = 5 6 7 2 (2 3 ) Запиши вместо клеточки степень числа 2, так чтобы вышло верное равенство.

Слайд 38

Число 3 5 представили в виде суммы слагаемых, каждое из которых равно 3. Сколько слагаемых получилось? 3 5 = 3+3+3+3+………+3+3 ? А) 30 ; Б ) 81; В) 123 ; Г) 99. Найди число слагаемых ?

Слайд 39

Натуральное число а оканчивается цифрой 6. Какой цифрой оканчивается степень числа а с натуральным показателем? А) 4 ; Б ) 6; В) 1 ; Г) 0. Подумай! а n

Слайд 40

Выбери график, соответствующий формуле y = 2x А) Б) В) Ответ: А)

Слайд 41

Выбери график, соответствующий формуле y = -3 А) Б) В) Ответ: В)

Слайд 42

Выберите функцию, график которой изображен на рисунке. А) у = - 2; Б) у = 3х - 2; В) у = 3х; Г) у = 3х + 2. Ответ: Г)

Слайд 43

В каких четвертях проходит график функции у = 2х – 4? Ответ: в первой, третьей и четвертой.

Слайд 44

Ответ: b = 0; к - любое Определите значение к и b для функции y = к x + b, так чтобы ее график проходил через начало координат

Слайд 45

Определите значение к и b для функции y = к x + b, так чтобы ее график был параллелен графику функции y = 3x + 5 Ответ: к = 3; b - любое.

Слайд 46

Найдите площадь другого квадрата, если его сторона на 3 см больше. Площадь одного квадрата 25 см 2 . Ответ: 64 см 2 .

Слайд 47

Бассейн наполняется водой через первую трубу за 5 часов, а через вторую за 6 часов. Какую часть бассейна останется заполнить, если первая труба работала 2 часа, а вторая - 3 часа? О бассейне. Ответ: 0,1

Слайд 48

В трех ящиках 300 яблок. Число яблок первого ящика составляет половину числа яблок второго ящика и треть числа яблок третьего ящика. Сколько яблок в первом ящике? ? О яблоках Ответ: 50 яблок

Слайд 49

20г. Вес всех фруктов на рисунке равен 780г. Весы в равновесии. Масса всех яблок одинакова. Масса всех груш одинакова. Определите массу одной груши. Ответ: 105г

Слайд 50

Дана дробь . Какое число нужно прибавить к числителю и знаменателю этой дроби, чтобы она обратилась в ? 41 11 8 3 А) 15 ; Б ) 7; В) 5 ; Г) 1. Сложная задача

Слайд 51

1,5 курицы за 1,5 дня несут 1,5 яйца. Сколько яиц снесут 3 курицы за 3 дня? Задача про кур Ответ: 6 яиц

Слайд 52

Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....