Конспект урока математики в 5 классе "Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Жолтикова Елена Владимировна

Конспект урока

Предмет: Математика 5 класс.

Номер уроков: № 39

Тема: Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки.

Цели урока: 

Образовательные:

  • повторить и обобщить умения и навыки решения задач; совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля.

Воспитательные.

  • воспитание ответственности, активности, интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении решений.
  • воспитание семейных ценностей.  

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация, индивидуальные карточки,

Тип урока:  комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная работа, коллективная

Подходит для любого УМК по математике 5, 6 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_reshenie_zadach.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Математика 5 класс.

Номер уроков: № 39

Тема: Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки.

Цели урока:  

Образовательные:

  • повторить и обобщить умения и навыки решения задач; совершенствовать вычислительные навыки учащихся;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля.

Воспитательные.

  • воспитание ответственности, активности, интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении решений.  
  • воспитание семейных ценностей.  

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, презентация, индивидуальные карточки,

Тип урока:  комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная работа, коллективная

Подходит для любого УМК по математике 5, 6 класса.

Ход урока

I.        Организационный момент. (2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

Наш сегодняшний урок мы начнем с загадки

Загадка (ответ: семья) (Слайд 2)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная…

2024 год в России объявлен Годом семьи по указу Президента России Владимира Путина от 22 ноября 2023 года.

Когда говорим о семье, мы обычно имеем в виду близких нам людей, с которыми мы делим радости и горести, поддерживаем друг друга и являемся для них опорой. Семья – это не только группа родственников, живущих вместе, но и теплота и любовь, которые мы испытываем к своим близким. (Слайд 1)

У каждого из вас на столах лежат Карты урока. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании выполнения заданий, вы должны оценить свою работу: «2 балла» - если справился с задачей без затруднений, «1 балл» - если справился с задачей, но возникли сложности, «0 баллов» – если не справился с задачей.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с простой семьёй и проживём с ними один день из их жизни. Каждый узнает в ней свою семью, где взрослые и дети живут в уважении и заботе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

(Слайд 2)

Открыли тетради. Записали число

II.        Устный счёт. (5 минут) Давайте познакомимся

  1. Семья состоит из четырёх человек: мама Таня – экскурсовод, папа Олег – работник лодочной станции, сын Коля и дочь Маша. Чтобы определить возраст папы реши уравнение: 162 – х = 117 (Слайд 3)
  2. Найдите значение числового выражения и узнайте возраст мамы:

27 – 21 : 3 + (100 : 25 + 16) =   (Слайд 4)

  1. Мама старше Коли в 4 раза. Сколько лет сыну? (Слайд 5)
  2. Чтобы найти возраст Маши нужно сложить возраст папы и мамы вычесть 5 и разделить на возраст Коли?    (Слайд 6)

III.        Определение темы урока. (1 минута)

Учитель. Возьмите карточки. Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно то, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?  (Читают условия, высказывают мнение по их содержанию). Дети предполагают, что будут решать задачи, связанные с расчетами, которые встречаются в жизненной ситуации.

Учитель. Да, сегодня мы будем решать такие задачи которые решаются при помощи различных арифметических действий, задачи на движение, задачи связанные с различными математическими расчетами.

Итак, тема сегодняшнего урока «Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движения и покупки» (Слайд 7)

IV.        Работа по теме урока. (24 минут)

Сегодня мы будем говорить о семейных ценностях, как сделать так, чтобы в семье царила дружба и взаимопонимание.

И первая ценность:

  1. Мужчина – опора семьи Задача на составление уравнения

Папе и дедушке вместе 115 лет. Мой отец родился когда деду было 25 лет. Сколько лет папе и деду.

Ответ: Отцу 45 лет, деду 70 лет

  1. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет Задача на арифметические действия

С утра, на завтрак, мама приготовила 650 г манной каши. В тарелку папе она положила 360 г каши, сыну – Коле – в 2 раза меньше, чем папе. Остальную кашу мама положила Маше. Сколько граммов манной каши мама положила дочке Машеньке?

  1. 360 : 2 = 180(г.) – Коле
  2. 650 – (180 + 360) = 110(г.) - Маше
  1. Умел дитя родить, умей и научить Задача на движение – умножение и деление

Маша подбежала к брату и спросила:

-Коля, сколько времени тебе идти до школы

-Посчитай сама: -  сказал Николай.

От дома до школы расстояние равно 1 км 700 м. Через 16 мин после выхода мне остаётся пройти 340 м. Сколько минут занимает у меня весь путь от дома до школы?

Решение:

1км 700м=1700м

1700 – 340 = 1360 (м) - проходит за 16 мин

1360 : 16 = 85 (м/мин) - скорость Петра

340 : 85 = 4 (м) - остается пройти

16 + 4 = 20 (мин) - весь путь

Ответ: 20 минут от дома до школы

ФИЗМИНУТКА

  1. Только трудом дом держится Задача на арифметические действия

Семья поехала на дачу убирать урожай. Мама с папой собрали 12 ящиков яблок по 13 кг в каждом. Дети собрали 2 ящика груш по 7 кг в каждом. Сколько яблок и груш собрали все вместе?

12 · 13 + 2 · 7 = 170 кг

  1. В здоровом теле – здоровый дух Задача на движение

Папа ехал на велосипеде 4 ч со скоростью 15 км/ч. Интересно за какое время он прошёл бы такое же расстояние пешком, если бы шёл со скоростью 6 км/ч?

1) 15 · 4 = 60 (км.) 2) 60 : 6 = 10 (ч.)

  1. Вся семья вместе – так и душа на месте Задача на деление с остатком

Семья живёт в двадцатиэтажном доме с одним подъездом, в квартире № 85. Вечером они заказали доставку на дом. Помоги доставщику узнать, на какой этаж он должен подняться, если известно, что на первом этаже четыре квартиры, а на остальных этажах по шесть квартир.

  1. 85 – 4 = 81
  2. 81 : 6 = 13 (ост. 3)
  3. 1 + 14 = 15

Ответ: пятнадцатый этаж

V. Подведение итогов урока (2 минуты)

Слайд 16 – 17 – итоговая беседа

Где математика применяется в повседневной жизни. Приведите примеры.

Математика в повседневной жизни сопровождает нас на каждом шагу.

  • Расчёт бюджета.
  • Подсчёт количества ингредиентов в готовке и кулинарии.
  • Расчёт числа калорий при диете.
  • Расчёт физической активности.
  • Анализ, куда и сколько вложить средства.
  • Подсчёт необходимых материалов для ремонта в доме.

Заключительная беседа о ценностях семьи.

1. Родительский пример для детворы,

Быть может, не заметен до поры.

Но результат увидишь через годы:

На доброй почве — добрые и всходы.

2. Семья — есть каждодневная работа

Во имя счастья близкого кого-то.

Отдача сил, душевного тепла,

Чтоб жизнь других прекраснее была.

VI. Задание на дом. (1 минута)

VII. Рефлексия (3 минуты)

Возьмите карточку самооценки, посчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок и выставите оценку.

В конце вашей индивидуальной карте есть два вопроса, ответьте на них

Мне понравилось задание …

Самым сложным мне показалось задание …

Карточка самооценки

Ф.И. ___________________________

Система оценивания: «2» - справился с задачей без затруднений,

«1» - справился с задачей, но возникали трудности, «0» - не справился с задачей

№ задания

Задание

Количество баллов

1

Домашняя работа

2

Устный счет  4 «+» -2 б, 2, 3 «+» - 1б,  менее 2 «+» - 0 б

Решение задач

1 Мужчина – опора семьи

2 Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет

3 Умел дитя родить, умей и научить

4 Только трудом дом держится

5 В здоровом теле – здоровый дух

6 Вся семья вместе – так и душа на месте

Итого: моя оценка за урок

 

 Если у вас: 12 – 14 - ставим оценку «5»; 9 – 11 – ставим оценку «4»; 7 - 9 – ставим оценку «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе на тему "Законы арифметических действий"

Разработка урока по математике в 5 классе "Законы арифметических действий" включает в себя текстовый файл и презентацию к уроку.На этом уроке повторяется переместительный и сочетательный законы, вводи...

Использование информационных технологий на уроках математики при решении текстовых задач.

В работе представлены методические рекомендации по применению информционных технологий при решении текстовых задач на уроках математики....

Конспект урока математики в 5 классе по теме: " Среднее арифметическое".

Тип урока: "открытие" нового знания.Цели: дать понятие среднего арифметического; тренировать алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел; повторить действия с десятичными и обык...

Урок математики 3 класс со сложной структурой дефекта «Арифметические действия в пределах 10».

Счет в пределах 10, свойства числового ряда, составные части задачи, геометрические фигуры, запись чисел первого десятка, складывание  и вычитание в пределах 10, работа  со счетами, сч...

конспект урока по теме: Решение текстовых задач на смеси и сплавы

Актуальность данной темы  в том, что успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ   является   важнейшей ступенью в жизни ученика. Рассматриваются  задачи на вычисление процентного сод...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме: "Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки"

Предмет: Математика 5 класс.Номер уроков: № 39Тема: Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки.Цели урока: Образовательные:повторить и обобщить умения и навыки ...