Интегрированный урок .Математика. Биология. Тема " Птицы- наши друзья".
план-конспект урока по математике (6 класс)
урок для обучающихся 6 класа с ограниченными воможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 897.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
г. Суворов. ул. Гагарина, д.7.
Интегрированный урок. Математика. Биология.
Тема урока: «Птицы – наши друзья».
Подготовила учитель математики, высшей категории
Баранчикова Лариса Владимировна
г. Суворов. 2024г.
Актуальность.
Данный урок является интегрированным в таких предметных областях, как математика и биология. Выбранная технология интегрированного обучения способствует повышению мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучаемому материалу, стимулирует их мыслительную и познавательную деятельность.
В начале урока даётся задание - отгадать загадки, которое позволяет учащимся самостоятельно подойти к теме урока. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет использования разных форм и методов обучения. Перегрузка ребят предупреждается сменой одного вида деятельности другим.
В ходе фронтальной беседы учащимся задаются проблемные вопросы. В течение всего урока открытие новых знаний в области биологии происходит с помощью математических вычислений разного характера: решение примеров, занимательных задач. На уроке по результатам решения математических задач организуется самооценивание. Знакомство с различными видами птиц, проживающих на территории Тульской области организуется в виде работы в парах, что способствует формированию коммуникационных компетенций учащихся.
Для придания уроку эмоциональной окраски используются стихотворные строки, пословицы, экологическое лото. Особое внимание уделяется полезности птиц, а также делается акцент на необходимости бережного отношения к лесным богатствам нашей планеты.
Рефлексия проводится в виде « Гимнастики для глаз».
Большое значение для сплочения детского коллектива имеет практическая часть «Лучшая кормушка», дети вместе с учителем выходят в школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали в них корм .
Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассных занятий.
Цель- отработка навыка выполнения действий сложения и вычитания , умножения и деления многозначных чисел, воспитание экологической культуры: бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности; взаимосвязь с окружающим миром.
Задачи:
- понимать взаимосвязь математики с другими науками (биология, экология, география).
- повторить правила сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел;
- развивать умения выполнять действия (сложение и вычитание, умножения и деления ;
- коррекция и развитие элементарного логического мышления, памяти, внимания, устной речи;
- воспитывать умение высказывать свою точку зрения, анализировать свои результаты действий, сравнивать их с результатами товарищей.
Цель здоровьесбережения:
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
- желание и умения выполнять математические задания правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкции учителя;
- умение понимать инструкцию высказанную, с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности;
- умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции с использованием математической терминологии в виде отчёта о выполнении деятельности;
- навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроках математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам, элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики;
- знание элементарных правил безопасного использования инструментов, следование им при организации собственной деятельности
- навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами
- понимание связи отдельных математический знаний с жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально- трудовыми навыками на уроках обучения профессиональному труду
- элементарные представления о ЗОЖ и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе, умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.;
Коммуникативные:
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;
- формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
- создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Тип урока: интегрированный урок.
Методы обучения: ИКТ, словесные , наглядные, предметно – практические, частично – поисковые, система специальных коррекционно – развивающих методов; методы убеждения; методы организации деятельности, методы стимулирования поведения
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая, коллективная.
Материально- техническое обеспечение содержания урока: презентация «Птицы –наши друзья», ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска, карточки с изображением птиц; выставка рисунков, плакаты «Птицы – наши друзья», «Человек – друг природы», таблица «Многообразие птиц», птицы Красной книги Тульской области.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Вступительная часть
III.Мотивационный этап. (загадки).
IV. Объяснение смысла пословиц.
V.Игра «Экологическое лото».
VI.Работа по выставке картинок с изображением птиц.
VII. «Гимнастика для глаз».
VIII.Физминутка.
IX.Работа в тетрадях. (Решение занимательных задач, дифференцированные задания).
X. Практическая часть. «Лучшая кормушка».
XI.Домашнее задание.
XII.Итог урока.
XIII.Выставление оценок учащимся.
Учитель: - Необходимо перед занятием проветривать классную комнату.
Ход занятия.
I.Вступительная часть ( в классной комнате.)
Учитель: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.
II. Выступления детей.
1.Нам природа – дом
И мы с тобою в нем:
И ты, и я,
А значит в нем душа
«твоя – моя».
2. Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
III. Мотивационный этап.
Ребята, перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте немножко поиграем, разгадаем загадки.
1.Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал.
2.Маленькое, тепленькое, места много.
3.Рук нет, а строить умеет.
4.Кто 2 раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.
Почему говорят, что птицы рождаются дважды?
- Сегодня, ребята, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.
Ученик. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.
IV. Объяснение смысла пословиц.
Учитель: вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:
- Метил в тетерю, угодил в сук.
- Счастье - вольная птица: где захотела, там и села.
- Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.
- Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица).
V. Игра «Экологическое лото». Учитель: А сейчас мы проведем с вами экологическую игру. У вас есть набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки, а вы должны поднять соответствующую картинку и назвать птицу.
1.Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Бегает от кошки,
Собирает крошки. (Воробей.)
2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)
3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)
4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)
5. Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)
7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)
8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри.)
9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля).
10.Детёнок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это?
(У кукушки.)
11.Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки.)
12.Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)
13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона.)
14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов.)
15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока.)
16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест.)
17.Спинкой зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист.)
19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик.)
20.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь.)
V. Работа по выставке картинок с изображением птиц.
Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.
Но прежде, давайте отдохнём, пусть отдохнут наши глазки, когда мы будем следить за тем, как летают наши пернатые друзья.
VI. « Гимнастика для глаз».
VII. Физминутка. 1.Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).
2. «Птичьи разговоры»(курица – кудахчет, филин – ухает, ворона – каркает, петух – кукарекает, воробей – чирикает, утка – крякает, гусь – гогочет, кукушка – кукует)
VIII. Решение занимательных задач:
Но сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.
- А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Можно сказать, что птицы – наши друзья. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.
1).Семья ласточек за лето уничтожает миллион различных вредных насекомых, а кукушка за лето поедает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Сколько вредных насекомых уничтожают за лето семья ласточек и кукушка вместе?
2.)Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток, а грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений. Сколько вредных насекомых уничтожают за день семья скворцов и грач вместе?
3.)Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел уничтожает 1000 сусликов и мышей. Во сколько раз сова-свистуха съедает больше грызунов, чем ушастая сова?
4.)Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг. зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов. Сколько всего кг. Съедают мышь и суслик вместе в год?
IX. Учитель: Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).
Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.
IX. Практическая часть. «Лучшая кормушка».
Дети вместе с учителем выходят в школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.
X. Чтение отрывка из «Жалобной книги природы».
(в классе).
Не разоряйте птичьего гнезда-
Так счастлива в своем жилище птица!
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Она чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
XI. Подведение итогов занятия .
Награждение по номинациям:
1) «Лучший эрудит».
2) «Лучший математик».
Использованная литература.
1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.
2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.
3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.
4. В.М. Корсунская «Уроки общей биологии».
5. В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края. 5. Н. Грин «Биология»
6. Н. Грин «Биология»
7.Птицы лесов, полей, лугов Тульской области.
Интернет ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. https://kopilkaurokov.ru/
3. https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""
На уроке проводится обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений» через закрепление знаний, умений и навыков сложения, вычи...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ, 10 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «СОБЫТИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ В ТЕОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»
В школьном курсе учащиеся зачастую не видят связи между предметами, и не предполагают, что знания, полученные в одной предметной области можно применять и в другой. С помощью интегрированных уроков уч...
Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».
Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель: расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...
презентация по теме"Дыхание"(к интегрированному уроку математика+биология)
Презентация дополняет разработку интегрованного урока математика+биология в 8 классе для коррекционной школы....
Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...
Интегрированный урок (математика+биология) "Математика в мире диких и домашних животных"
Предмет: биология, математика.Класс: 5 класс.Время урока: 45 минут.Тема урока: Математика в мире диких и домашних животных.Тип урока: интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний.Ф.И.О...
Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"
Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокниж...