Интегрированный урок .Математика. Биология. Тема " Птицы- наши друзья".
план-конспект урока по математике (6 класс)

Баранчикова Лариса Владимировна

урок для обучающихся 6 класа с ограниченными воможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок897.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".  

                                                     г. Суворов. ул. Гагарина, д.7.

                                     Интегрированный урок.  Математика. Биология.

                                               Тема урока: «Птицы – наши друзья».

                                          F:\Чибисова О.И\обложка к внеклас.меропр. Птицы- наши друзья. 7а-7б кл.март 2022г..jpg                                   

                                                                                   

                                             Подготовила учитель математики, высшей категории                                                                                                  

                                                                             Баранчикова Лариса Владимировна

                                                     

                                                   

                                                 

                                                     

                                                               г. Суворов. 2024г.

                                           

                                                   Актуальность.

Данный урок является интегрированным в таких предметных областях, как математика и биология. Выбранная технология интегрированного обучения  способствует повышению мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья  к изучаемому материалу, стимулирует  их мыслительную и познавательную деятельность.  

В начале урока даётся  задание - отгадать загадки, которое позволяет учащимся самостоятельно  подойти к теме урока. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивается за счет использования разных форм и методов обучения. Перегрузка ребят предупреждается сменой одного вида деятельности другим.

В ходе фронтальной беседы учащимся задаются проблемные вопросы. В течение всего урока открытие новых знаний в области биологии происходит с помощью математических вычислений разного характера: решение примеров, занимательных задач. На уроке по результатам решения математических задач организуется самооценивание. Знакомство с различными видами птиц, проживающих  на территории Тульской области организуется в виде работы в парах, что способствует формированию коммуникационных компетенций учащихся.

Для придания уроку эмоциональной окраски используются стихотворные строки, пословицы, экологическое лото. Особое внимание уделяется полезности птиц, а также делается акцент на необходимости бережного отношения к  лесным богатствам нашей планеты.

Рефлексия проводится в виде  « Гимнастики для глаз».

Большое значение для сплочения детского коллектива имеет  практическая   часть «Лучшая кормушка», дети вместе с учителем  выходят в  школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали  в них корм .

Данная методическая разработка может быть использована для проведения  внеклассных  занятий.

Цель- отработка  навыка выполнения действий сложения и вычитания , умножения и деления многозначных чисел, воспитание экологической культуры: бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности;  взаимосвязь с окружающим миром.                                                                                                                                                                                                                        

Задачи: 

  • понимать взаимосвязь математики с другими науками (биология, экология, география).
  •  повторить  правила сложения и вычитания, умножения и деления многозначных чисел;
  • развивать умения выполнять  действия (сложение и вычитание, умножения и деления ;
  • коррекция и развитие элементарного логического мышления, памяти, внимания, устной речи;
  • воспитывать умение высказывать свою точку зрения, анализировать свои результаты действий, сравнивать их с результатами товарищей.

Цель  здоровьесбережения:

  • сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
  • желание и умения выполнять математические задания правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкции учителя;
  • умение понимать инструкцию высказанную, с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности;
  • умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции с использованием математической терминологии в виде отчёта о выполнении деятельности;
  • навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроках математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам, элементарные  навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики;
  • знание элементарных правил безопасного использования инструментов, следование им при организации собственной деятельности
  • навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами
  • понимание связи отдельных математический знаний с жизненными ситуациями, умение  применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально- трудовыми навыками на уроках обучения профессиональному труду
  • элементарные представления о ЗОЖ и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе, умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.;

 Коммуникативные:

  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;
  • формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  •  развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

            Регулятивные:

  • создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

         Тип урока: интегрированный урок.

Методы обучения:  ИКТ,  словесные , наглядные, предметно – практические,   частично – поисковые, система специальных коррекционно – развивающих методов; методы убеждения; методы организации деятельности, методы стимулирования поведения

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая, коллективная.

Материально- техническое обеспечение содержания урока:   презентация «Птицы –наши друзья»,  ноутбук  с выходом в интернет, интерактивная доска, карточки с  изображением птиц; выставка рисунков,  плакаты «Птицы – наши друзья», «Человек – друг природы», таблица «Многообразие птиц»,  птицы  Красной книги Тульской области.

План урока:

I.Организационный момент.

 II.Вступительная часть

III.Мотивационный этап. (загадки).

IV. Объяснение  смысла  пословиц.

V.Игра «Экологическое лото».

VI.Работа  по  выставке  картинок  с изображением   птиц.

VII. «Гимнастика  для  глаз».

VIII.Физминутка.  

IX.Работа в тетрадях. (Решение занимательных  задач, дифференцированные задания).

X. Практическая  часть. «Лучшая кормушка».

XI.Домашнее задание.

XII.Итог урока.

XIII.Выставление оценок учащимся.

Учитель: - Необходимо перед занятием проветривать классную комнату.                               

F:\фото птицы наши друзья\IMG_20220311_084745.jpg

                        Ход занятия.  

I.Вступительная часть ( в классной комнате.)

Учитель:  Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний  добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

II. Выступления детей.

1.Нам природа – дом                                         

И мы с тобою в нем:                                        

И ты, и я,                                                          

А значит в нем душа                              

 «твоя – моя».            

2. Нор звериных, птичьего гнезда

 Разорять не будем никогда!

 Пусть птенцам и маленьким зверятам

 Хорошо живется с нами рядом.

 3. Есть просто храм,

 Есть храм науки,

 А есть еще природы храм –

 С лесами, тянущими руки

 Навстречу солнцу и ветрам.

 Он свят в любое время суток,

 Открыт для нас в жару и стынь.

 Входи сюда, будь сердцем чуток,

 Не оскверняй его святынь.

III. Мотивационный этап.

Ребята, перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте немножко поиграем, разгадаем загадки.  

1.Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал.

2.Маленькое, тепленькое, места много.

3.Рук нет, а строить умеет.

4.Кто 2 раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.

Почему говорят, что птицы рождаются дважды?

- Сегодня, ребята, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти  век орнитологи  всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.  Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Ученик.   Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок  так или иначе связано с пернатыми.

 IV. Объяснение  смысла  пословиц.

 Учитель: вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

C:\Users\USER\Desktop\птицы1\SDC11828.JPG

  • Метил в тетерю, угодил в сук.
  • Счастье - вольная птица: где захотела, там и села.
  • Где ворона  не летала, а к ястребу в когти попала.
  • Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица).

V.  Игра «Экологическое лото». Учитель:  А сейчас мы проведем с вами экологическую игру. У вас  есть набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки, а  вы должны поднять соответствующую картинку и  назвать птицу.

1.Серенькая птичка

   Ростом невеличка,

   Бегает от кошки,

   Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

   На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5. Хочет – прямо полетит,

    Хочет – в воздухе висит,

    Камнем падает с высот,

    И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри.)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля).

10.Детёнок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это?

(У кукушки.)

11.Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки.)

12.Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона.)

14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов.)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока.)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест.)

17.Спинкой  зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)

18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист.)

19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик.)

20.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь.)

 V. Работа  по  выставке  картинок  с изображением   птиц.

 Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

Но прежде, давайте отдохнём, пусть отдохнут наши глазки, когда мы будем следить за тем, как летают наши пернатые друзья.

VI. « Гимнастика  для  глаз».

 

VII. Физминутка.  1.Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги  не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).

2. «Птичьи разговоры»(курица – кудахчет, филин – ухает,  ворона – каркает, петух – кукарекает, воробей – чирикает, утка – крякает, гусь – гогочет, кукушка – кукует)

VIII. Решение занимательных    задач:

Но сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpgКартинка 9 из 6073C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\cda8673cf8dc.jpgбольшой пестрый дятел

 - А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

  Птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Можно сказать, что птицы – наши друзья. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.

1).Семья ласточек за лето уничтожает  миллион различных вредных насекомых, а  кукушка за лето поедает  270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Сколько вредных насекомых уничтожают за лето  семья ласточек и кукушка вместе?

F:\фото птицы наши друзья\IMG-20220316-WA0002.jpg 2.)Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток, а грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений. Сколько вредных насекомых уничтожают за день  семья скворцов и грач вместе?

3.)Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел  уничтожает 1000 сусликов и мышей. Во сколько раз сова-свистуха съедает больше грызунов, чем ушастая сова?

4.)Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг. зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов. Сколько всего кг. Съедают  мышь и суслик вместе в год?

C:\Users\USER\Desktop\птицы1\SDC11840.JPG

IX. Учитель:  Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.

  - Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

IX. Практическая   часть. «Лучшая кормушка».

Дети вместе с учителем  выходят в  школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.

F:\Чибисова О.И\обложка к внеклас.меропр. Птицы- наши друзья. 7а-7б кл.март 2022г..jpg

  X.  Чтение  отрывка  из  «Жалобной  книги  природы».

 (в классе).

Не разоряйте птичьего гнезда-

Так счастлива в своем жилище птица!

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

 Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учитель: Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

XI. Подведение итогов    занятия .

Награждение по номинациям:

1) «Лучший эрудит».

2) «Лучший математик».

Использованная литература.

1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.    

 2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.      

  3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.

4. В.М. Корсунская «Уроки общей биологии».

5. В.Г. Труфанов «Уроки природы родного края. 5. Н. Грин «Биология»

6. Н. Грин «Биология»

7.Птицы лесов, полей, лугов Тульской области.

 Интернет ресурсы:

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. https://kopilkaurokov.ru/

3. https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ в 8 классе "ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ""

На уроке проводится обобщение и углубление  знаний учащихся по теме «Преобразование рациональные выражений»  через  закрепление знаний, умений и навыков  сложения, вычи...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ, 10 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «СОБЫТИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ В ТЕОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

В школьном курсе учащиеся зачастую не видят связи между предметами, и не предполагают, что знания, полученные в одной предметной области можно применять и в другой. С помощью интегрированных уроков уч...

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

презентация по теме"Дыхание"(к интегрированному уроку математика+биология)

Презентация дополняет разработку интегрованного урока математика+биология в 8 классе для коррекционной школы....

Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...

Интегрированный урок (математика+биология) "Математика в мире диких и домашних животных"

Предмет: биология, математика.Класс: 5 класс.Время урока: 45 минут.Тема урока: Математика в мире диких и домашних животных.Тип урока: интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний.Ф.И.О...

Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокниж...