урок математики в 5 классе "Угол. Обозначение углов"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Юдина Ольга Ивановна

Урок изучения нового  материала, включающий устный счет, обьяснение нового материала, физминутку, первичное закрепление материала с проговариванием вслух, самостоятельную работу со взаимопроверкой, рефлексией и разноуровневым домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Должность: Учитель

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Юдина Ольга Ивановна

Класс: 5

УМК/ Образовательная технология: учебник «Математика. 5 класс» (А.Т. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир- М.; Вентана -Граф, 2014)

Предмет: математика

Тема: «Угол. Обозначение углов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок является продолжением знакомства с геометрическими фигурами после отрезка, луча, прямой, плоскости, перед изучением многоугольника, треугольника, прямоугольника.

Цель: познакомиться с понятием угла и со способами его обозначения.

Задачи:

  • Обучающие: содействовать развитию у учащихся навыков построения углов, находить их на чертеже, умения их обозначать и читать.
  • Развивающие: развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.
  • Воспитательные: способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать познавательную активность учащихся; прививать самостоятельность и любознательность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

  • изображать фигуры на плоскости,
  • измерять величины углов,
  • распознавать и изображать равные фигуры,
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

владение основами самоконтроля, самооценки,

         

умение классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы,

         умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи,

         таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

ответственное отношение к учению,

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и учебных задач.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Фронтально

 Предлагаю вам разгадать ребус. С этим словом будет связан весь сегодняшний урок.

Верно. Это слово –угол.

-Вы знакомы уже с этим понятием?

- Какова тема нашего урока?

-Сформулируйте цель урока, используя глаголы

- познакомиться с понятием угла;

-Верно. Сегодня мы познакомимся с понятием угла, решим задачи на тему «Угол».

-Откройте тетради и оформите записи.

Каждый из вас сможет сегодня не только проверить свои знания и оценить их. У вас на партах лежат оценочные листы. На определенных этапах урока вы сами себе будете ставить оценки, а в конце поставите итоговую оценку за работу на уроке. Ниже приведены критерии оценивания.

Готовятся к работе.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место; следуют режиму организации учебной деятельности

Отгадывают ребус, высказывают свое мнение

Ребята формулируют тему урока: «Угол»

Поставили цель урока, включились в учебную деятельность

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2

Актуализация знаний

(повторение)

Постановка учебной проблемы

Повторить счет и простейшие уравнения.

Повторить понятия отрезка, прямой, луча для усвоения понятия угла.

Создать проблемную ситуацию.

Зафиксировать новую учебную задачу.

Фронтально

                  Ну-ка, в сторону карандаши!

                 Ни бумажек, ни ручек, ни мела!

                 Устный счет! Мы творим это дело

                 Только силой ума и души!

Любые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

Отвечает тот, кого я спрошу:

Решите уравнения:

х+13=28; х-11=79; 20-х=12; 10+х=28;

Вычислите:

7+5; 18+29; 17-9; 55-28;

7*8; 4*7; 54:6; 42:6;

Какие  мы знаем геометрические фигуры?

Назвать на рисунке прямые, отрезки, лучи:

Учитель организовывает погружение в проблему:

- Как называется фигура, изображенная на последнем рисунке?

Поставьте себе первую оценку за устный счет.

Считают, распознают геометрические фигуры

Повторили пройденный материал

Зафиксировали проблему

Коллективное обсуждение, наблюдение, слушание

3

Сообщение нового материала

Ввести новые понятия. Организовать усвоение нового материала

фронтально

Оцените свою работу , поставьте оценку в оценочных листах

Слушают объяснение нового материала, участвуют в диалоге с учителем

Изучили новый материал, познакомились с новыми понятиями

Коллективное наблюдение, слушание

4

Изучение нового материала.

Совместное исследованием проблемы

Организовать поиск решения учебной задачи.

Работа в парах.

Практическая работа с моделью угла

Нужно перегнуть модель угла так, чтобы совпали стороны угла. По линии сгиба получился новый луч- биссектриса угла.

-Обсудите в парах вопросы, данные на слайде.

-Сколько еще образовалось углов?

-Что о них можно сказать, если они совпали при наложении?

-Тогда какие углы мы будем называть равными?

-Проведите луч по линии сгиба, он разделил данный угол на два равных угла.

-Этот луч называется биссектрисой угла.

Инструкцию по работе  в парах посмотрите на слайде Оцените свою работу , поставьте оценку в оценочных листах.

Проводят исследование в парах.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Изучили новый материал на практике

Умение наблюдать и делать выводы.

Ответы учащихся

5

Физминутка

-Способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности.

Фронтально

-Если я называю объемное тело- встаем, плоское тело- сидим

-луч

-кубик

-отрезок

-прямоугольник

-пирамида

-плоскость

-воздушный шар

-треугольник

Классифицируют геометрические понятия

Повторение изученного материала

ответы учащихся

6

Первичное закрепление нового материала

Организовать первичный контроль за правильностью усвоения понятий

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность, ориентируясь на личный опыт

Фронтально

Первичное закрепление с проговариванием вслух

Устное решение задач из учебника по слайдам. К доске выходят по одному ученику решать каждое задание, подробно проговаривая и объясняя решение.

Оцени свою работу , поставьте оценку в оценочных листах.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Осуществляют самоконтроль

Применили понятие «угол», «биссектриса угла» в решении задач, используя различные способы обозначения угла

Слушание, ответы учащихся

7

Закрепление изученного материала

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организовать взаимопроверку по эталону.

Организовать выявление причины затруднений

Организовать коррекцию правильности усвоения новых понятий

Индивидуально

Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону(верно; неверно)

Тест

1.Стороны угла_ это:

а) отрезки; б) лучи; в) прямые

2. На рисунке изображен угол:

а) О;      б)KZO ;       в)  ZKO.

3.На рисунке изображено:

а) 3 угла;       б) 5 углов;    в) 6 углов.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте данное задание у соседа и выставьте оценки по критериям в оценочный лист.

Ответы к тесту: 1-б; 2-а; 3-в.

Оценивание: «5»- 0 ошибок;

«4»- 1 ошибка;

«3» -2 ошибки

Отрабатывают понятие «угол», «биссектриса», умение обозначать угол.

Осуществляют взаимоконтроль

Выполняют работу, анализируют, контролируют. Оценивают результат.

Самостоятельно решили задачи. Осуществили взаимопроверку

Внесли необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Ответы учащихся, записи в рабочих листах

8

Рефлексия    

(подведение итогов)

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтально

-Что мы хотели узнать?

-Что мы узнали?

-На все ли вопросы мы получили ответы?

Обратимся  к оценочному листу

Давайте с вами в оценочных листах по критериям выставим итоговую оценку за урок

-Кто поставил себе отметку 5? Кто 4? Кто 3?

Подведем итоги урока.

-Что мы хотели узнать?

-Что мы узнали?

-На все ли вопросы мы получили ответы?

-Что получилось?

-Что было трудным?

Какой фразой вы бы оценили результат работы на уроке?

Рефлексия своих действий. Осуществляют итоговый контроль по результату и проделанной работе на уроке,

Сделали выводы, оценили свою работу на уроке и работу товарищей, соотнесли цель и результат

Визуально. Коллективное обсуждение Ответы учащихся на вопросы.

Записи в рабочих листах.

9

Домашнее задание

Организовать завершение урока

Фронтально

Домашнее задание с разно- уровневое. Кто желает, может взять все уровни. Читать текст параграфа 11, учить правила. Обязательный уровень-№284; повышенный-№286; высокий-№295.

 Думаю, что данный урок прошел с пользой для вас и для меня. Все знания вы поглощали с желанием, чему я очень рада. Спасибо за урок

Записывают домашнее задание в дневник

Выбрали разноуровневые задания

Итоги и самоанализ урока

          Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

          На мой взгляд, вся работа, соответствует содержанию программного материала по данной теме, типу урока, его месту в системе уроков по теме и направлены на активную деятельность обучающихся по формированию и отработке понятий «угол», «биссектриса угла», развитие математического мышления, культуры математической речи. Содержание урока, на мой взгляд, соответствует требованиям стандарта.

          Структура урока соответствует его цели и типу (урок открытия новых знаний).

           Я старалась постоянно поддерживать логическую последовательность и взаимосвязь всех этапов урока, целесообразно распределяла время по этапам урока. Считаю, что мною был выбран оптимальный темп урока, который

учитывал особенности класса, чёткий план урока, содержание предлагаемых детям заданий и позволили в полной мере реализовать все поставленные задачи и цели урока. Думаю, что смогла обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализировала опорные знания и умения школьников. На основном этапе смогла обеспечить обобщение, осмысление и систематизацию знаний и способов действий по теме «Угол, обозначение углов» репродуктивного и конструктивного уровня.

           Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использована технология системно- деятельностного подхода: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию, диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.  Изложение материала урока отличалось логичностью, доступностью, научностью, с максимальным привлечением обучающихся к освоению темы урока.

           Метод обучения проблемного изложения способствовали формированию у обучающихся самостоятельности мышления, активной учебной деятельности, активной жизненной позиции, умению отстаивать свою точку зрения.     Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре. Активная познавательная деятельность школьников реализовывалась через различные формы работы на уроке: фронтальную, индивидуальную, в парах, самостоятельную, практическую.

          Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась практическая работа. Это способствовало развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

          На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

          На уроке я использовала мультимедийную презентацию по теме урока, изготовила дидактический материал.

Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, фронтальная работа и работа в парах носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.

Дети самостоятельно решали задачи, оценивали правильность решения с помощью взаимопроверки. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

          При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Контроль знаний, проверка понимания изучаемой темы показали, что программный материал урока усвоен всеми обучающимися.

          Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. Рефлексия полностью соответствовала требованиям ФГОС к структуре урока данного типа. Рефлексия показала, что своими успехами, работой на уроке довольны все дети, причём особенно было отмечено позитивное сотрудничество с одноклассниками.

          Характер домашнего задания – разноуровневый, посильный для всех обучающихся, к его выполнению они были подготовлены всем ходом урока.

        Высокая работоспособность и предупреждение перегрузки обучающихся на протяжении всего урока обеспечивались сменой видов деятельности, чередованием словесных и практических методов, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением системно – деятельностного подхода, здоровье сберегающих технологий- динамической паузой.

 Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.  По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.

Вывод: урок достиг цели

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам математики "Решение задач. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника." 7 класс.

Данная разработка содержит 24 задачи по темам: "Внешний угол треугольника", "Сумма углов треугольника". В презентации представлены задачи с подсказками для правильного решения - 6 задач; задачи для ре...

Урок математики в 5 классе по теме "Угол, обозначение. Сравнение углов"

Данная тема рассматривалась на уроке математики в 5 классе. Главная задача урока – Сформировать представление об угле и его элементах.При проведении данного урока были использованы следующие элементы ...

Технологическая карта урока математики по теме "Угол. Обозначение углов." 5 класс

Данный урок проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС....

Урок математики 7 класс "Сумма углов треугольника"

Тип урока: введение и  первичное закрепление новых знаний.Цель  урока: используя ранее изученный материал доказать теоремы о сумме углов треугольника, свойстве внешнего угла, ввести новые по...

Конспект урока по теме "Угол. Обозначение углов" 5 класс

Разработка урока в 5-м классе по теме "Угол. Обозначение углов". Изучение нового материала...

Конспект урока математики в 5 классе "Угол. Обозначение и сравнение углов"

Конспект урока в 5 классе«Угол, обозначение. Сравнение углов», разработанный с использованием технологии критического мышления.Урок разработан для того, чтобы сформировать поняти...

Презентация к уроку математики 5 класс "Виды углов. Чертежный треугольник"

Презентация к уроку математики 5 класс "Виды углов. Чертежный треугольник"...