Модульные технологии
методическая разработка по математике (5 класс)
выступление на семнаре по теме: "Модульное технологие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_tehnologii.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии модульного обучения в школе на уроках математики
Автор: Фитц Наталья Юрьевна
Учиться не трудно, если ты умеешь учиться. Цицерон
Введение ФГОС в образование даёт новые возможности учителю. Современный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации качественного процесса обучения, в результате которого ученик начальной школы должен научиться максимально продуктивно работать самостоятельно с информацией. Такую возможность, на наш взгляд, предоставляет технология модульного обучения.
Модульное обучение – достаточно популярная сегодня технология,
комплексно решающая ряд актуальных педагогических задач. Она
обеспечивает индивидуальный темп учения, учитывает возможности,
склонности и потребности ученика, вырабатывает у него умение
самостоятельно работать с разными источниками информации и
самостоятельно осваивать материал. В основе большинства вариантов модульного обучения, реализуемых в отечественном образовании, лежит концепция П. А. Юцявичене, рассматривающая модель как функциональный узел, предназначенный для достижения конкретных дидактических целей в процессе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Данная технология базируется на достижениях модульного обучения, которое зародилось и приобрело большую популярность в США, Германии, Англии и других странах. В настоящее время модульное обучение применяется как в высших учебных заведениях, так и в школах.
Важной особенностью и преимуществом модульных программ является их гибкость, мобильность и прозрачность. Гибкость и мобильность заключается в том, что состав модулей может реально определяться в зависимости от «входного» уровня обучающегося и целей обучения. В случае необходимости программа изменяется путем приращения новых модулей и изъятия устаревших. Для обучающихся гибкость модульного обучения заключается в том, что программа предусматривает как обязательные, так и факультативные модули. Прозрачность означает, что после того или иного модуля обучающиеся имеют четкое представление о том, чему они научились. Эти программы прозрачны и для учителя, который имеет четкое представление о том, что реально ученик умеет делать.
Исходя из вышеизложенного, мы можем дать следующее определение понятию «обучающий модуль».
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, который включает в себя учебную деятельность, в результате которой происходит усвоение новых знаний, которое, в свою очередь, должно завершаться контролем знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Целью модульного обучения является создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактических целей к индивидуальным потребностям личности.
К принципам модульного обучения можно отнести следующие: принцип гибкости, принцип природосообразности, принцип паритетности.
В модульной технологии выделяют следующие типы учебных занятий:
- урок изучения новых знаний;
- урок закрепления знаний;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Весь этот метод направлен на то, чтобы учащиеся могли работать с учебным материалом самостоятельно, потому что сначала им дается пакет информации и методы работы.
Представленная технология активно использовалась в ВУЗах. Она очень схожа с программированным обучением.
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется самостоятельным или частично самостоятельным изучением и дальнейшим усвоением учебного материала, состоящим из блоков-модулей, широким использованием алгоритмов в учебной деятельности, которое в результате данной работы завершается контролем знаний.
Для осуществления на практике модульной технологии учитель должен обладать следующими умениями:
чётко определять тему и задачи урока;
формулировать дидактические задачи каждого этапа модуля-урока;
умело отбирать содержание учебного материала;
уметь определять зону актуального и ближайшего развития ученика;
составлять развивающие и обучающие модульные карточки;
знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.
Мы опробировали модульную технологию на учебной дисциплине «Математика» в 5-х классах МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко г.Орска»
Модульная технология даёт учителю возможность усовершенствовать образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по адаптированной индивидуальной программе.
Учебный модуль включал в себя: блок информации, программу действий ученика, рекомендации (советы) учителя по ее освоению, контроль полученных знаний.
На практике модульная технология дала нам возможность осуществлять адаптированное индивидуальное обучение в соответствии с поставленной целью для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей; изменить форму общения учителя с учениками, где ученик работает большую часть времени самостоятельно. В следствии чего, отсутствует проблема индивидуального консультирования ученика.
Такая дифференциация учебной деятельности обеспечивает возможность дальнейшего самообразования учеников с разным уровнем знаний. Урок с элементами модульного обучения эффективен. Такое учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки, при этом создаются такие условия, которые позволяют ученикам перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому. Так как задачей педагога является не только дать ученикам прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для его воспитания и развития, научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...
Модульная технология на уроках географии.
Модульная технология на уроках географии. Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою...
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии
Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....
Модульные технологии как технологии здоровьесбережения.
Из опыта работы...
Модульные технологии как технологии здоровьесбережения.
Из опыта работы...
Модульные технологии как технологии здоровьесбережения.
Когда заходит речь о здоровьесберегающих технологиях, то прежде всего мы вспоминаем о повсеместно применяемых здоровьесберегающих приемах, которые рекомендуется использовать на урока...