Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (6 класс)
"Решение задач с помощью уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.docx | 41.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики
Учитель: Томчик Марина Сергеевна
Класс: 6
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»
Цели:
- Обеспечить усвоение знаний о способах решения задач с помощью уравнений;
- Формировать умения решать задачи с помощью уравнений;
- Развивать интеллект, познавательные интересы, способности принимать самостоятельные решения; воспитывать уважение к учителю и одноклассникам, аккуратность при выполнении записей, ответственность
Основные понятия: уравнение, корни уравнения, решить уравнение.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами систематизации и обобщения материала.
Ход урока:
- Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Здравствуйте ребята, давайте повернемся и поздороваемся с нашими сегодняшними гостями. Записываем число, классная работа. 2 мин
2. Актуализация опорных знаний:
1. (оформлено на доске перед началом урока): Перед вами записаны задания, скажите какие правила вы заметили? (Раскрытие скобок, сумма и разность чисел с разными знаками, приведение подобных слагаемых)
-Хорошо, раскройте скобки и приведите подобные слагаемые.
а) (2а – х + 4) + (3а - 1)
б) -15х – 10 + 3х + 10
в) – (3n + 4n - 1)
-Теперь посмотрите на следующие задания, что увидели здесь? (Уравнения)
-Перенесите слагаемые, содержащие переменную в левую часть равенства, не содержащие переменную - в правую часть равенства.
г) - 4х + 12 = 3х + 7
д) - 7х + 4 - 13х + 5 = 25 - 16х + 14 - 3х
3. Формулировка темы урока. Постановка целей и задач урока:
-Послушайте задачу и попробуйте ее решить:
Цена блокнота а рублей, цена ручки b рублей
Составьте выражения для:
-стоимости 4 блокнотов; (4а)
-стоимости 5 ручек; (5b)
-цена блокнота после подорожания на 2 рубля (а+2)
-стоимость 3 блокнотов после подорожания; (а+2) 3
-Что у нас получилось? сформулируем тему урока: Решение задач с помощью уравнений.
Какая тогда цель урока: Научиться решать задачи с помощью уравнений.
4. Мотивация учебной деятельности:
-Используя слова «НУЖНО», «ХОЧУ» «МОГУ» (записаны на доске) ответьте на вопросы:
- Хочу ли я на этом уроке чему-то научиться? Что для этого нужно?
- Где я могу применить полученные знания?
5. Изучение нового материала:
Когда мы используем прием «решение задач с помощью уравнений»? (когда есть неизвестное) какую величину будем принимать за х? (которую мы не знаем) как будем оформлять решение задачи (с помощью уравнений)
Совместная деятельность. Решим задачу: На двух полках было поровну книг. После того как с первой полки взяли 8 книг, а со второй – 24 книги, на первой полке осталось в 3 раза больше книг, чем на второй. Сколько книг было на каждой полке сначала?
Пусть на каждой полке сначала было х книг.
Потом на первой полке стало (х-8) кн.
А на второй полке (х-24) кн.
По условию выражение (х-8) в 3 раза больше, чем выражение (х-24)
Составим уравнение:
х - 8 = 3 (х - 24)
х – 8 = 3х - 72
х - 3х = - 72 + 8
- 2х = - 64
х = 32
т.е. на каждой полке было по 32 книги.
6-7 Закрепление изученного материала:
-На ваших столах карточки с задачами, решите по данному образцу задачу № 1.
Задача №1. Килограмм апельсинов дороже килограмма яблок на 64 р. За 5 кг апельсинов заплатили столько, сколько за 9 кг яблок. Сколько стоит 1 кг яблок? 1 кг апельсинов?
Решение: х р.- стоит 1 кг яблок.
(х + 64) р. – стоит 1 кг апельсинов.
9 х р. стоят 9 кг яблок.
5 (х +64) р. стоят 5 кг апельсинов.
9 х = 5 (х + 64)
9 х = 5 х + 320
9 х – 5 х = 320
4 х = 320
Х = 80 р. – 1 кг яблок
80 + 64 = 144 р. – 1 кг апельсинов
Ответ: 80 р., 144 р.
-Проверьте Задачу №1 по эталону и исправьте ошибки, если они есть (выдать)
Решите Задачу № 2 аналогично.
Задача № 2. Машина бабушка засолила 122 кг капусты в 7 больших и 4 маленьких кадках. Сколько килограммов капусты входило в каждую кадку, если в большой кадке было на 8 кг капусты больше, чем в маленькой?
х кг капусты было в маленькой кадке.
(х + 8) кг было в большой кадке.
7 (х + 8) кг было в 7 больших кадках.
4 х кг было в 4 маленьких кадках.
Всего 122 кг.
4 х + 7 (х + 8) = 122
4 х +7 х +56 = 122
11 х = 122 – 56
11 х = 66
х = 66 : 11
х = 6 кг капусты в маленькой кадке
6 + 8 = 14 кг капусты в большой кадке
Ответ: 6 кг и 14 кг
-Проверьте Задачу №2 по эталону и исправьте ошибки, если они есть (выдать)
8. Первичная проверка знаний:
Самостоятельная работа
№1. Составьте уравнение по условию задачи.
Белочки Рыженькая и Жёлтенькая собирали орехи, причём Рыженькая собрала в 8 раз меньше орехов, чем Жёлтенькая. Тогда Жёлтенькая отдала Рыженькой 42 своих ореха, после чего орехов у белочек стало поровну. Сколько орехов собрала каждая белочка?
х орехов собрала Рыженькая
8 х орехов собрала Жёлтенькая
(х + 42) орехов станет у Рыженькой
(8 х – 42) орехов станет у Жёлтенькой
8 х – 42 = х + 42
8 х – х = 42 + 42
7 х = 84
х = 12 орехов собрала Рыженькая
8 * 12 = 96 орехов собрала Жёлтенькая
Ответ: 12 орехов и 96 орехов.
№ 2*. Решите уравнение
11у – 7 = - 22 + 5у
9. Рефлексивный анализ.
-Ребята, какую цель урока мы для себя ставили сегодня? Научиться решать задачи с помощью уравнений. Как думаете, у нас получилось? Заполните анкету, обведите свой ответ.
Анкета самоанализа
Д.з. на доске: параграф 42, № 1186. Всем спасибо за урок. До свидания!
ОБРАЗЕЦ
На двух полках было поровну книг. После того как с первой полки взяли 8 книг, а со второй – 24 книги, на первой полке осталось в 3 раза больше книг, чем на второй. Сколько книг было на каждой полке сначала?
Пусть на каждой полке сначала было х книг.
Потом на первой полке стало (х-8) кн.
А на второй полке (х-24) кн.
По условию выражение (х-8) в 3 раза больше, чем выражение (х-24)
Составим уравнение:
х - 8 = 3 (х - 24)
х – 8 = 3х - 72
х - 3х = - 72 + 8
- 2х = - 64
х = 32
т.е. на каждой полке было по 32 книги.
Ответ: 32 книги
Задача №1. Килограмм апельсинов дороже килограмма яблок на 64 р. За 5 кг апельсинов заплатили столько, сколько за 9 кг яблок. Сколько стоит 1 кг яблок? 1 кг апельсинов?
Задача № 2. Машина бабушка засолила 122 кг капусты в 7 больших и 4 маленьких кадках. Сколько килограммов капусты входило в каждую кадку, если в большой кадке было на 8 кг капусты больше, чем в маленькой?
Самостоятельная работа
№1. Составьте уравнение по условию задачи.
Белочки Рыженькая и Жёлтенькая собирали орехи, причём Рыженькая собрала в 8 раз меньше орехов, чем Жёлтенькая. Тогда Жёлтенькая отдала Рыженькой 42 своих ореха, после чего орехов у белочек стало поровну. Сколько орехов собрала каждая белочка?
№ 2*. Решите уравнение
11у – 7 = - 22 + 5у
ПРОВЕРЬ СЕБЯ №1
Задача №1. Килограмм апельсинов дороже килограмма яблок на 64 р. За 5 кг апельсинов заплатили столько, сколько за 9 кг яблок. Сколько стоит 1 кг яблок? 1 кг апельсинов?
Решение: х р.- стоит 1 кг яблок.
(х + 64) р. – стоит 1 кг апельсинов.
9 х р. стоят 9 кг яблок.
5 (х +64) р. стоят 5 кг апельсинов.
9 х = 5 (х + 64)
9 х = 5 х + 320
9 х – 5 х = 320
4 х = 320
Х = 80 р. – 1 кг яблок
80 + 64 = 144 р. – 1 кг апельсинов
Ответ: 80 р., 144 р.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ №2
Задача № 2. Машина бабушка засолила 122 кг капусты в 7 больших и 4 маленьких кадках. Сколько килограммов капусты входило в каждую кадку, если в большой кадке было на 8 кг капусты больше, чем в маленькой?
х кг капусты было в маленькой кадке.
(х + 8) кг было в большой кадке.
7 (х + 8) кг было в 7 больших кадках.
4 х кг было в 4 маленьких кадках.
Всего 122 кг.
4 х + 7 (х + 8) = 122
4 х +7 х +56 = 122
11 х = 122 – 56
11 х = 66
х = 66 : 11
х = 6 кг капусты в маленькой кадке
6 + 8 = 14 кг капусты в большой кадке
Ответ: 6 кг и 14 кг
ПРОВЕРЬ СЕБЯ №3
№1. Составьте уравнение по условию задачи.
Белочки Рыженькая и Жёлтенькая собирали орехи, причём Рыженькая собрала в 8 раз меньше орехов, чем Жёлтенькая. Тогда Жёлтенькая отдала Рыженькой 42 своих ореха, после чего орехов у белочек стало поровну. Сколько орехов собрала каждая белочка?
х орехов собрала Рыженькая
8 х орехов собрала Жёлтенькая
(х + 42) орехов станет у Рыженькой
(8 х – 42) орехов станет у Жёлтенькой
8 х – 42 = х + 42
8 х – х = 42 + 42
7 х = 84
х = 12 орехов собрала Рыженькая
8 * 12 = 96 орехов собрала Жёлтенькая
Ответ: 12 орехов и 96 орехов.
№ 2*. Ответ : -2,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
План - конспект урока математики "Математика в ОБЖ. Математическая модель реальных жизненных ситуаций "
Данный урок можно провести во время обобщения темы: "Решение задач"...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....