Мастер-класс: Мотивационная задача:особенности постановки
методическая разработка по математике

Для обучающихся 8-10 классов.

Организация работы в группах над заданием.

демонстрация использования  приемов  на мотивационном этапе  урока математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_motivatsiya.docx53.92 КБ
Файл master-klass.pptx2.54 МБ
Файл razdatka_k_master-klassu.docx13.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Мотивационная задача: особенности постановки».

Этапы мастер– класса

Деятельность педагога-мастера

Деятельность участников мастер-класса

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

Организация, психологический настрой участников мастер-класса.

Предлагает прочитать отрывок из рассказа А.П. Чехова «Детвора»

Формулирует тему мастер-класса.

Формулирует задачи мастер-класса

Задача мастер-класса:

Познакомить с особенностями и примерами мотивационных задач.

Готовятся к мастер-классу.

Анализируют текст

Отвечают на вопросы

Выдвигают предположение – Мотивация

Осознают основную цель мастер-класса.

3. Теоретическая часть

Последовательное изложение материала, демонстрация приемов мотивационного этапа урока с помощью презентации.

Организует диалог.

Восприятие и осмысление информации.

 Поддерживают диалог.

4. Практическая часть

Организация работы в группах над заданием.

Предлагает продемонстрировать использование одного из приемов  на мотивационном этапе  урока по своей учебной дисциплине.

Демонстрация итогов выполненной работы.

 5. Рефлексия

Организует обратную связь.

Оценка  деятельности педагога – мастера.

Сценарный план мастер-класса.

I. Организационный момент.

Педагог-мастер приветствует участников мастер-класса. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Накануне нового учебного года представляю вашему вниманию небольшой мастер-класс.

II. Этап целеполагания и мотивации.

Педагог-мастер:  Перед вами  отрывок из  рассказа А.П. Чехова «Детвора». Прочитайте отрывок.

Папы, мамы и тети Нади нет дома. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Играют дети на деньги. Ставка – копейка. Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Играет он исключительно из-за денег. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее - вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.  У Алёши нет ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. Пятый партнер, Андрей, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

 Задание: Предположите, чему посвящён мастер-класс? (В этом отрывке, конечно, говорится о мотивации каждого из детей.)

Педагог-мастер: тема сегодняшнего мастер-класса: «Мотивационная задача: особенности постановки». Слайд 3

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.  Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К. Д. Ушинский

Педагог-мастер: Как вы думаете, какова основная задача мастер-класса?

Основная задача мастер-класса: Познакомить с особенностями и примерами постановки мотивационных задач.

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. А что такое мотив? А мотивация? Это одно и то же понятие? (работа с таблицей «Знаю – Узнал»)

III. Теоретическая часть.  Слайды 6,7

Мотив ( от фр.motif.– побудительная причина, повод). Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация  —  это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Педагог-мастер:

 Создание  у  учащихся мотивации к  изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом – является одним из главных в методике  преподавания любого предмета, в частности, математики.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 Слайд 8.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Мотивационная часть урока представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащихся. В создании мотивации интерес  всегда является  важнейшим условием успеха.

Педагог-мастер: Вы, безусловно, мотивируете обучающихся к изучению нового материала. Обсудите в парах, какие педагогические приемы, методы вы используете на мотивационном этапе урока. Результат обсуждения отразите в таблице.

Слайд 9.

К приемам, которые я наиболее часто использую для мотивации, относятся:

  • связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
  • показ недостаточности имеющихся знаний;
  • создание проблемной ситуации;
  • использование художественной и научно-популярной литературы, произведений искусства;
  • экскурсы в историю;
  • привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов (удивляй);
  • использование межпредметных связей;
  • прикладная задача.

Педагог-мастер: давайте с вами вернемся к началу нашего мастер-класса. Моей целью было подвести вас к осмыслению темы мастер-класса. Как вы считаете, какой прием был мною использован?

Участники мастер-класса высказывают мнения.

Педагог-мастер: продемонстрирую некоторые приемы из своей практики. (Предлагаю опознать приём).

Слайд 10.

Пример№1

(Показываю  начальный этап урока). Как вы думаете, каким словом можно объединить картинки?  (красота, искусство, гармония, картина). Слайд 11.

Слово «гармония»: означает порядок, лад, соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо. Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но мы можем открыть соотношение частей прекрасного и выразить его в числе. Число это известно на протяжении многих веков под именем  «золотого», «Божественного» сечения.

Пример №2

Педагог-мастер: Бывают разные жизненные ситуации. Предположим, что при подготовке к зачёту вы из 10 вопросов выучили только 9. Каким вы пойдёте отвечать: первым, вторым или последним?  Делайте предположения.

  •  Зафиксируйте в тетради гипотезу: №1 –первым, №2- вторым, №3,  своя версия.
  • Как мы будем проверять ваши предположения?
  •  Можно поэкспериментировать.
  • Сколько раз мы будем проводить эксперимент, чтобы точно знать каким идти отвечать?
  •  Можно экспериментировать много раз, а вообще существует точный математический расчёт, в основе которого лежит пока  неизвестная вам наука, основные  понятия  которой мы узнаем, выполнив  упражнения (учащиеся выполняют задание№1).
  •  Но, может быть, вы догадались, о какой науке пойдёт здесь речь? (теория вероятности).

Пример №3: 

Тема урока формулируется в виде вопроса.  Для этого используется странный (парадоксальный)  вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности. «Что общего у захода Солнца и функции синус?», «Почему мобильную связь называют сотовой?», «Почему пчелы строят свой дом в виде  правильных шестиугольных призм?» «Кто такой слономух?»

Пример№4

Педагог-мастер:

Проблемная задача.

 Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть учащиеся,  сначала получают задание решить задачу, которую они могут решить. Затем даётся задача, похожая на  предыдущую , но при этом изменённая так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос, почему мы не можем её решить?

Урок в 8 классе  по теме  «Иррациональные числа». Можно задать учащимся  следующие вопросы: назовите длину стороны квадрата, площадь которого равна 1  см2, 9 см2, 25 см2, 2 см2. Отвечая на первые три вопроса, учащиеся не испытывают затруднений. Ответ на последний вопрос  вызывает затруднение у   учащихся. Здесь можно сказать, что более двадцати веков тому назад в Древней Греции этот вопрос вызвал кризис в математической науке: сторона у квадрата есть, а длины у неё нет.

Пример№5

Педагог-мастер: Урок в 5 классе  по теме «Периметр многоугольника».  На слайде план школы. Ученикам предлагается роль директора, которому нужно поменять забор вокруг школы. 

Пример№6.

Прикладная задача – это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами. Задача: На вершинах столбов АВ и СD сидит по вороне. на землю на линии АС брошен кусочек сыра. где он должен лежать, чтобы вороны смогли долететь до него одновременно? Скорость полёта ворон одинакова. Задача используется при введении понятия серединного перпендикуляра к отрезку.


ris1 1

Педагог-мастер: Мы рассмотрели некоторые примеры использования  мотивирующих приемов  лишь на уроках изучения нового материала.

IV. Практическая часть.

Педагог-мастер: предлагаю выполнить задание.

Задание: используйте один из приемов на своем уроке.

Участники мастер-класса: выполняют задание и демонстрируют.

V. Рефлексия.

Педагог-мастер:

Подведем итог. Уважаемые коллеги, был ли полезен вам мастер-класс? Посмотрим на таблицу.

Опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности учеников, каждый из нас использует свое сочетание приемов мотивации. Положительная мотивация является основой успешности урока, главной движущей силой формирования интереса каждого учащегося к теме.

За уши зайца несут к барабану,                                                                                                     Заяц ворчит: барабанить не стану!                                                                                                      Нет настроенья,                                                                                                                                             Нет обстановки,                                                                                                                                     Нет подготовки,                                                                                                                                              Не вижу морковки!

Пусть у ваших зайцев всегда будет настроение, обстановка, подготовка и морковка!

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П. Чехов «Детвора»

Слайд 2

«Мотивационная задача: особенности постановки» Мастер-класс Учителя математики Руссевой Л.И. МКОУ «Октябрьский лицей»

Слайд 3

« Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.» К. Д. Ушинский

Слайд 4

Основная задача мастер-класса: Познакомить с особенностями и примерами постановки мотивационных задач

Слайд 5

Мотив (от фр. motif – побудительная причина , повод ). Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Слайд 6

Мотивационный этап урока по ФГОС Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Слайд 7

Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Слайд 8

К приемам, которые я наиболее часто использую для мотивации, относятся: связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники; показ недостаточности имеющихся знаний; создание проблемной ситуации; использование художественной и научно-популярной литературы, произведений искусства; экскурсы в историю; привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов(удивляй); прикладная задача; использование межпредметных связей.

Слайд 10

Гармония -(греч.):порядок, лад, соразмерность, стройность. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо.

Слайд 11

«Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, в определенной степени даже его целью, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый – красоту в истине». Стахов А.П.

Слайд 12

Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е. отношение длины к ширине даёт число φ , называется золотым прямоугольником . Золотой прямоугольник

Слайд 13

Тема урока формулируется в виде вопроса: «Что общего у захода Солнца и функции синус?» «Почему мобильную связь называют сотовой?» «Почему пчелы строят свой дом в виде правильных шестиугольных призм?» «Кто такой слономух?».

Слайд 14

Проблемная задача. Урок по теме «Иррациональные числа». Назовите длину стороны квадрата, площадь которого равна 1 см 2 , 9 см 2 , 25 см 2 , 2 см 2 . Ответ на последний вопрос вызывает затруднение у учащихся. Здесь можно сказать, что более двадцати веков тому назад в Древней Греции этот вопрос вызвал кризис в математической науке: сторона у квадрата есть, а длины у неё нет.

Слайд 15

Как определить, сколько листов, длиной 2 м нужно купить, чтобы огородить весь участок? Урок по теме «Периметр многоугольника»

Слайд 16

Прикладная задача

Слайд 17

За уши зайца несут к барабану Заяц ворчит: барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки!



Предварительный просмотр:

Отрывок из  рассказа А.П. Чехова «Детвора».

Папы, мамы и тети Нади нет дома. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Играют дети на деньги. Ставка – копейка. Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Играет он исключительно из-за денег. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее - вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.  У Алёши нет ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на том спасибо. Пятый партнер, Андрей, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Этап мастер-класса

Знаю

(понимаю)

Узнал

(понял)

Этап целеполагания

- формулирование темы

- постановка задач

Теоретическая часть

Мотив –

Мотивация –

Практическая часть

- приемы, методы, которые вы используете на этапе мотивации

- пример (тема урока и приём мотивации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Методы постановки проблемы на уроках русского языка по технологии проблемного диалога».

Демонстрация методов постановки проблемы  на уроках «открытия» новых знаний в рамках проблемно – диалогической технологии на уроках русского языка....

Мастер-класс "Постановка целей на уроках с учетом возможностей кабинета географии» "

Данный мастер-класс был представлен на районном научно-практическом семинаре учителей биологии, географии и химии по теме «Целеполагание. Целеосуществление.Целедостижение.» в октябре 2013 ...

Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."

Проблема:Что побуждает школьников  учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...

Мастер-класс "Композиция и постановка танца"

Мастер-класс "Композиция и постановка танца"...

Мастер-класс «Постановка дыхания в картаэ-до»

Мастер-класс«Постановка дыхания в картаэ-до»...