Рабочая программа по внеурочной деятельности Математика абитуриенту 11 кл 2024
рабочая программа по математике (11 класс)
Программа внеурочной деятельности «Математика абитуриенту» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Математика абитуриенту»
для 11 класса среднего общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель: Курбатова Альбина Владимировна
учитель физики, математики
с. Бобрава 2024
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика абитуриенту" в 11 классе.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Математика абитуриенту» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Математика абитуриенту» ориентирована на приобретение практического опыта при решении задач и упражнений. Задачи и упражнения, предлагаемые в данном курсе, дают возможность отработать и закрепить практические навыки в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающих и проверить свои способности в математике, позволяет подготовить обучающих к поступлению в ВУЗ. Практикум охватывает большинство традиционных тем курса математики, они даются в более широком спектре, и предусматривает индивидуализацию, дифференциацию, личностно – ориентированный подход в обучении математике, и направлен на расширение, углубление знаний, повышение уровня математической подготовки, общей математической культуры обучающихся. Данный курс способствует интеграции знаний из различных математических тем. Он позволит учащимся обогатить арсенал приёмов и методов при решении математических задач. Программа курса «Прикладная математика» рассчитана на 66 часов в 11 классе, из расчёта 33 рабочие недели (2 ч в неделю)
Планируемые предметные результаты курса.
Личностными результатами изучения курса «Математика абитуриенту» являются следующие качества:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
∙ ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
∙ готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
∙ готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
∙ готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
∙ принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
∙ неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
∙ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
∙ уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
∙ формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
∙ воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
∙ гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
∙ признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
∙ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
∙ интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
∙ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
∙ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
∙ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
∙ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
∙ способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
∙ формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
∙ развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
∙ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
∙ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
∙ экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
∙ эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
∙ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
∙ положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
∙ уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
∙ осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
∙ готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
∙ потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
∙ готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
∙ физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметными результатами изучения курса «Прикладная математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в групповой и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Текстовые задачи
Выпускник научится
решать разные задачи повышенной трудности;
анализировать условие задачи, выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы;
строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения при решении задачи;
решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки выбора оптимального результата;
анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту;
переводить при решении задачи информацию из одной формы записи в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться
в повседневной жизни и при изучении других предметов: решать практические задачи и задачи из других предметов
Графики функций
Выпускник научится
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций Выпускник получит возможность научиться
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции
Вычисления и преобразования
Выпускник научится
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять вычисления и преобразования выражений стандартными приёмами.
Планиметрия
Выпускник научится
владеть геометрическими понятиями при решении задач и проведении математических рассуждений;
самостоятельно формулировать определения геометрических фигур, выдвигать гипотезы о новых свойствах и признаках геометрических фигур и обосновывать или опровергать их, обобщать или конкретизировать результаты на новых классах фигур, проводить в несложных случаях классификацию фигур по различным основаниям;
исследовать чертежи, включая комбинации фигур, извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную на чертежах;
решать задачи геометрического содержания, в том числе в ситуациях, когда алгоритм решения не следует явно из условия, выполнять необходимые для решения задачи дополнительные построения, исследовать возможность применения теорем и формул для решения задач;
уметь формулировать и доказывать геометрические утверждения;
В повседневной жизни и при изучении других предметов: составлять с использованием свойств геометрических фигур математические модели для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, исследовать полученные модели и интерпретировать результат.
Выпускник получит возможность научиться
иметь представление об аксиоматическом методе;
владеть понятием геометрические места точек на плоскости и уметь применять их для решения задач;
иметь представления о преобразовании подобия, гомотетии и уметь применять их при решении задач.
Задачи с прикладным содержанием
Выпускник научится
использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение;
применять основные методы решения математических задач;
на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач;
пользоваться прикладными программами и программами символьных вычислений для исследования математических объектов.
Выпускник получит возможность научиться
применять математические знания к исследованию окружающего мира (моделирование физических процессов, задачи экономики)
Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
- Планиметрия
Треугольники. Четырехугольники. Подобие. Окружность.
- Стереометрия
Куб. Прямоугольный параллелепипед. Элементы, площадь поверхности и объем составных многогранников. Призма. Пирамида. Комбинации тел.
- Начала теории вероятностей
Классическое определение вероятности.
- Вероятности сложных событий
Теоремы о вероятностях событий
- Простейшие уравнения
Линейные, квадратные, кубические, рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические и тригонометрические уравнения
- Вычисления и преобразования
Вычисления и преобразования числовых и буквенных выражений
- Производная и первообразная
Физический и геометрический смысл производной, касательная. Применение производной к исследованию функций. Первообразная
- Задачи с прикладным содержанием
Задачи с прикладным содержанием
- Текстовые задачи
Задачи на проценты, сплавы и смеси
Задачи на движение по прямой
Задачи на движение по окружности
Задачи на движение по воде
Задачи на совместную работу
Задачи на прогрессии
- Графики функций
Гиперболы
Кусочно-линейная функция
Параболы
- Наибольшее и наименьшее значение функций
Исследование степенных и иррациональных функций. Исследование частных. Исследование произведений. Исследование показательных и логарифмических функций. Исследование тригонометрических функций. Исследование функций без помощи производной.
- Уравнения с развёрнутым решением
Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Логарифмические и показательные уравнения. Тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, разложение на множители. Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ. Уравнения смешанного типа.
Содержание программы обеспечивает
Основными методами обучения являются частично-поисковый, информационно-иллюстрированный, проблемный, исследовательский.
Формы обучения: лекция, семинары, самостоятельная работа над теоретическим материалом темы курса, консультации с учителем, коллективная.
Основные формы организации занятий: практикум, беседа, консультация.
Виды деятельности: познавательная.
Виды деятельности на занятиях: практикум, групповая и самостоятельная работа.
Формы контроля: текущий контроль: тестовые работы, самостоятельные работы
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
" Прикладная математика", 11 класс, 2 часа в неделю, 66 часов в год.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1. Планиметрия | 4 | |||
1 | Треугольники. | 1 | ||
2 | Четырехугольники. | 1 | ||
3 | Подобие. | 1 | ||
4 | Окружность. | 1 | ||
2. Стереометрия | 6 | |||
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
5 | Куб. Прямоугольный параллелепипед | 1 | ||
6 | Элементы, площадь поверхности и объем составных многогранников | 1 | ||
7 | Призма | 1 | ||
8 | Пирамида | 1 | ||
9 | Комбинации тел | 1 | ||
10 | Цилиндр. Конус. Шар | 1 | ||
3. Начала теории вероятностей | 2 | |||
11-12 | Классическое определение вероятности | 2 | ||
4. Вероятности сложных событий | 2 | |||
13-14 | Теоремы о вероятностях событий | 2 | ||
5. Простейшие уравнения | 4 | |||
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
15 | Линейные, квадратные, кубические, рациональные уравнения | 1 | ||
16 | Иррациональные уравнения | 1 | ||
17 | Показательные уравнения | 1 | ||
18 | Логарифмические и тригонометрические уравнения | 1 | ||
6. Вычисления и преобразования | 2 | |||
19-20 | Вычисления и преобразования числовых и буквенных выражений | 2 | ||
7. Производная и первообразная | 5 | |||
21-22 | Физический и геометрический смысл производной, касательная | 2 | ||
23-24 | Применение производной к исследованию функций | 2 | ||
25 | Первообразная | 1 | ||
8. Задачи с прикладным содержанием | 3 | |||
26-28 | Задачи с прикладным содержанием | 1 | ||
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
9. Текстовые задачи | 6 | |||
29 | Задачи на проценты, сплавы и смеси | 1 | ||
30 | Задачи на движение по прямой | 1 | ||
31 | Задачи на движение по окружности | 1 | ||
32 | Задачи на движение по воде | 1 | ||
33 | Задачи на совместную работу | 1 | ||
34 | Задачи на прогрессии | 1 | ||
10. Графики функций | 7 | |||
35-36 | Комбинированные задачи. Гиперболы | 2 | ||
37 | Кусочно-линейная функция | 1 | ||
38 | Параболы | 1 | ||
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
39 | Тригонометрические функции | 1 | ||
40 | Линейные функции | 1 | ||
41 | Показательные и логарифмические функции | 1 | ||
11. Наибольшее и наименьшее значение функций | 7 | |||
42-43 | Исследование степенных и иррациональных функций | 2 | ||
44 | Исследование частных | 1 | ||
45 | Исследование произведений | 1 | ||
46 | Исследование показательных и логарифмических функций | 1 | ||
47 | Исследование тригонометрических функций | 1 | ||
48 | Исследование функций без помощи производной | 1 | ||
12. Уравнения с развёрнутым решением | ||||
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
49 | Рациональные уравнения | 1 | ||
50 | Иррациональные уравнения | 1 | ||
51-52 | Логарифмические и показательные уравнения | 2 | ||
53-56 | Тригонометрические уравнения | 4 | ||
57-58 | Тригонометрические уравнения, разложение на множители | 2 | ||
59-60 | Тригонометрические уравнения, исследование ОДЗ | 2 | ||
61-62 | Уравнения смешанного типа | 2 | ||
63-66 | Тестовая работа | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучная.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов "В мире клеток и тканей" на 2023-2024 учебный год, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом уровне...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельности по «Мордовскому фольклору» для 6 класса 2023 – 2024 учебный год
laquo;Мордовскяй фольклор « дисциплинать содержанияц. 1-це разделсь. Фольклорсь. Мезе сон тяфтамсь и мезе теенза сувафневи?Терминологиясь.Мокшэрзянь народть устно-поэтическяй ликоц.Фолькло...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 11-м классе "Сложные вопросы русского языка" (2023-2024)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике _Готовимся к ЕГЭ по информатике_2023-2024
Программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного среднего образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном"на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном"на 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 ...