Рабочая программа элективного курса "Основы математической грамотности" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_elektivnogo_kursa_osnovy_matematicheskoy_gramotnosti_5_klass.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Терекли-Мектебская СОШ им. А.Ш. Джанибекова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ____________________ Протокол №________ от «___»______2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им. Джанибекова» ________/Аракчиева К.К «___» ___________2022 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им. Джанибекова» __________/Ярикбаева К.Д./ «___»_______2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы математической грамотности»
5 класс
Учитель Оразбаева Курманбийке Абибуллаевна
Предмет Математика.
Класс 5
Всего часов на учебный год: 34
Количество часов в неделю: 1 час
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса
«Основы математической грамотности»
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Курс «Основы математической грамотности» является одним из модулей программы «Развитие функциональной грамотности».
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
- Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
- Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.
- Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.
Навыки оценки и анализа данных могут понадобиться при решении конкретных проблем в условиях технически насыщенной среды. Например, при обработке первичной количественной информации, извлечении и объединении данных из многочисленных источников после оценки их соответствия текущим задачам (в том числе сравнение информации из различных источников).
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Человек должен уметь представлять и разъяснять математическую информацию, описывать результаты своих действий, интерпретировать, обосновывать логику своего анализа или оценки. Делать это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, карт, графиков) и различных компьютерных средств. Вместе с тем базовый уровень является недостаточным для реализации данного положения, что и определяет актуальность решения прикладных задач в дополнительном учебном курсе.
Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно-ориентированном обучении, гармонизацию и гуманизацию образовательного процесса. Межпредметная связь повышает научность обучения, доступность.
Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики :
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:
- Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.
- Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
- Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
- Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
- Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений
- Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
- Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.
- Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
- Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.
- Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
- Задания, направленные на построение математических суждений
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им.А.Ш.Джанибекова» на изучение курса внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»
Модуль «Основы математической грамотности» в 5 классе отводит 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты обучения
- Метапредметные и предметные
- уметь работать на уровне узнавания и понимания, на уровне понимания и применения;
- уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
- уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
- Личностные
Уметь:
- объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
- строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
- создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
- формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема раздела | Содержание раздела | Кол-во часов |
Тема №1. «Числа» | Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Логические и традиционные головоломки. Числовые ребусы. | 4 |
Тема №2. «Четность» | Свойства четных и нечетных чисел. Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. Использование четности при прохождении лабиринтов. | 4 |
Тема №3. «Геометрия в пространстве» | Задачи со спичками. Куб. Параллелепипед. Развертки фигур. Узлы на веревке. | 4 |
Тема №4. «Переливание. Взвешивание» | Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Оплата без сдачи и размена монет. | 6 |
Тема №5 «Логические задачи» | Верные и неверные утверждения. Логические задачи. Задачи- шутки. Математические фокусы. Математические игры. | 4 |
Тема №6 «Элементы комбинаторики» | Формулы комбинаторики. Решение комбинаторных задач. | 2 |
Тема №7 «Геометрия на клетчатой бумаге» | Рисование фигур на клетчатой бумаге Разрезание фигур на равные части. Игры с пентамино. | 4 |
Тема №8 «Олимпиадные задачи» | Решение олимпиадных задач различных конкурсов | 5 |
Повторение | Защита мини-проектов | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 5 классе (1 ч в неделю, всего 34 ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Как люди научились считать. Из науки о числах. | 1 | 02.09 | |
2 | Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. | 1 | 09.09 | |
3 | Составление числовых выражений. Действия над натуральными числами. | 1 | 16.09 | |
4 | Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. | 1 | 23.09 | |
5 | Свойства четных и нечетных чисел. | 1 | 30.09 | |
6 | Использование свойств четности в решении олимпиадных задач. | 1 | 07.10 | |
7 | Изображение фигур, не отрывая карандаша от бумаги и четность. | 1 | 14.10 | |
8 | Использование четности при прохождении лабиринтов. | 1 | 21.10 | |
9 | Задачи со спичками. | 1 | 28.10 | |
10 | Куб. Параллелепипед. | 1 | 11.11 | |
11 | Развертки фигур. | 1 | 18.11 | |
12 | Узлы на веревке. | 1 | 25.11 | |
13-14 | Задачи на переливание. | 2 | 02.12 09.12 | |
15-16 | Задачи на взвешивание. | 2 | 16.12 23.12 | |
17- 18 | Оплата без сдачи и размена монет. | 2 | ||
19 | Верные и неверные утверждения. | 1 | ||
20 | Логические задачи. Задачи- шутки. | 1 | ||
21 | Математические фокусы. | 1 | ||
22 | Математические игры. | 1 | ||
23 | Формулы комбинаторики.
| 1 | ||
24 | Решение комбинаторных задач. | 1 | ||
25 | Рисование фигур на клетчатой бумаге | 1 | ||
26-27 | Разрезание фигур на равные части. | 2 | ||
28 | Игры с пентамино. | 1 | ||
29 | Задачи на четность: разбиение на пары | 1 | ||
30 | Примеры и конструкции | 1 | ||
31 | Занимательные задачи на проценты | 1 | ||
32 | Задачи на совместную работу | 1 | ||
33 | Деловая игра «»Проценты в современной жизни». | 1 | ||
34 | Защита ученических проектов. | 1 |
Используемая литература:
- И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
- Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
- Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
- Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
- Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
- Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».
Используемые ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс
Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой,...
Рабочая программа элективного курса "Математические методы в психологии"
Математика является профилирующим предметом при поступлении в вузы по широкому спектру специальностей. В том числе и по специальности «Психология». Данный курс ориентирован на учащихся 10-11 классов, ...
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...
рабочая программа элективного курса для 11 класса "Математический практикум"
Рабочая программа элективного курса по математике для 11 класса...
рабочая программа элективного курса для 10 класса "Математический практикум"
рабочая программа элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса «Математические основы информатики» (10-11 класс)
Рабочая программа элективного курса«Математические основы информатики»(10-11 класс)...