Рабочая программа Практикум по геометрии 10 класс 2024-2025 гг
рабочая программа по математике (10 класс)
Рабочая программа учебного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_praktikum_po_geometrii_10_kl_2024-2025_g.docx | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образованием Администрации городского округа Истра
МОУ "Костровская СОШ"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО естественных наук ________________________ Чернова Т.П. Протокол №1 от «26» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Щавинская Т.Н. от «26» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шулепова Я.В. Приказ №123 от «26» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по геометрии»
для обучающихся 10 класса
г.о.Истра 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся. Предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Данная программа представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Важность учебного курса геометрии на уровне среднего общего образования обусловлена практической значимостью метапредметных и предметных результатов обучения геометрии в направлении личностного развития обучающихся, формирования функциональной математической грамотности, изучения других учебных дисциплин. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе.
Геометрия является одним из базовых предметов на уровне среднего общего образования, так как обеспечивает возможность изучения как дисциплин естественно-научной направленности, так и гуманитарной.
Логическое мышление, формируемое при изучении обучающимися понятийных основ геометрии и построении цепочки логических утверждений в ходе решения геометрических задач, умение выдвигать и опровергать гипотезы непосредственно используются при решении задач естественно-научного цикла, в частности из курса физики.
Приоритетными задачами освоения курса формирование представления о геометрии как части мировой культуры и осознание её взаимосвязи с окружающим миром;
- формирование представления о многогранниках и телах вращения как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные явления окружающего мира;
- формирование умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире многогранники и тела вращения;
- овладение методами решения задач на построения на изображениях пространственных фигур;
- формирование умения оперировать основными понятиями о многогранниках и телах вращения и их основными свойствами;
- овладение алгоритмами решения основных типов задач; формирование умения проводить несложные доказательные рассуждения в ходе решения стереометрических задач и задач с практическим содержанием;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления;
- формирование функциональной грамотности, релевантной геометрии: умение распознавать проявления геометрических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке геометрии и создавать геометрические модели, применять освоенный геометрический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение отводится 1 час в неделю .
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- Некоторые сведения из планиметрии
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Вычисление биссектрис и медиан треугольника;Формула Герона. Формулы площади треугольника;Теорема Менелая. Теорема Чевы.
2. Введение Аксиома расстояния; Способы задания плоскости; Техника выполнения простейших стереометрических чертежей;Построение сечений в кубе и тетраэдре.
3. Параллельность прямых и плоскостей .
Параллельность прямых в пространстве;Параллельность прямой и плоскости; Скрещивающиеся прямые;Угол между прямыми.Параллельность плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед.Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде.
4. Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Перпендикулярные прямые в пространстве;Перпендикулярность прямой и плоскости. Расстояние от точки до плоскости;Теорема о длинах перпендикуляра, наклонных и их проекций;Теоремы о длинах перпендикуляра;Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Прямоугольный параллелепипед;
5. Многогранники. Понятие многогранника. Формула Эйлера; Пирамида; Призма.Некоторые виды пирамид; Свойства параллельных сечений пирамиды; Усеченная пирамида;
Площаь поверхности пирамиды и призмы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Гражданское воспитание:
сформированностью гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.), умением взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
Патриотическое воспитание:
сформированностью российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках, технологиях, сферах экономики.
Духовно-нравственного воспитания:
осознанием духовных ценностей российского народа; сформированностью нравственного сознания, этического поведения, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; осознанием личного вклада в построение устойчивого будущего.
Эстетическое воспитание:
эстетическим отношением к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений; восприимчивостью к математическим аспектам различных видов искусства.
Физическое воспитание:
сформированностью умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); физического совершенствования, при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.
Трудовое воспитание:
готовностью к труду, осознанием ценности трудолюбия; интересом к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой и её приложениями, умением совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовностью и способностью к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; готовностью к активному участию в решении практических задач математической направленности.
Экологическое воспитание:
сформированностью экологической культуры, пониманием влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознанием глобального характера экологических проблем; ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Ценности научного познания:
сформированностью мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; готовностью осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями, универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия, обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи;
- выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- структурировать информацию, представлять её в различных формах, иллюстрировать графически;
- оценивать надёжность информации по самостоятельно сформулированным критериям.
2) Универсальные коммуникативные действия, обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия, обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
- составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения результатов деятельности, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость.
Применять аксиомы стереометрии и следствия из них при решении геометрических задач.
Оперировать понятиями: параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей.
Классифицировать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Оперировать понятиями: двугранный угол, грани двугранного угла, ребро двугранного угла; линейный угол двугранного угла; градусная мера двугранного угла.
Оперировать понятиями: многогранник, выпуклый и невыпуклый многогранник, элементы многогранника, правильный многогранник.
Распознавать основные виды многогранников (пирамида; призма, прямоугольный параллелепипед, куб).
Классифицировать многогранники, выбирая основания для классификации (выпуклые и невыпуклые многогранники; правильные многогранники; прямые и наклонные призмы, параллелепипеды).
Оперировать понятиями: секущая плоскость, сечение многогранников.
Объяснять принципы построения сечений, используя метод следов.
Строить сечения многогранников методом следов, выполнять (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объёмных фигур: вид сверху, сбоку, снизу.
Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление расстояний между двумя точками, от точки до прямой, от точки до плоскости, между скрещивающимися прямыми.
Решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные аналитические методы при решении стандартных математических задач на вычисление углов между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями, двугранных углов.
Вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма, пирамида) с применением формул; вычислять соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных многогранников.
Оперировать понятиями: симметрия в пространстве; центр, ось и плоскость симметрии; центр, ось и плоскость симметрии фигуры.
Извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках.
Применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме.
Применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении стереометрических задач.
Приводить примеры математических закономерностей в природе и жизни, распознавать проявление законов геометрии в искусстве.
Применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной проблемы, моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п | Содержание материала | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Некоторые сведения из планиметрии | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37 |
2 | Введение | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37 |
3 | Параллельность прямых и плоскостей | 8 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37 |
4 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37 |
5 | Многогранники | 6 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1c209e37 |
ИТОГО: | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Содержание учебного материала | Дата | ||
Некоторые сведения из планиметрии. (6 часов) | ||||
1. | Углы и отрезки, связанные с окружностью. | 03.09.2024 | ||
2. | Решение треугольников. | 10.09.2024 | ||
3. | Вычисление биссектрис и медиан треугольника.. | 17.09.2024 | ||
4. | Формула Герона и другие площади треугольника. | 24.09.2024 | ||
5. | Теорема Менелая. Теорема Чевы. | 01.10.2024 | ||
6. | Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. | 15.10.2024 | ||
Введение. (2 часа) | ||||
7. | Аксиома расстояния. Способы задания плоскости. | 22.10.2024 | ||
8. | Техника выполнения простейших стереометрических чертежей. Построение сечений в кубе и тетраэдре. | 29.10.2024 | ||
Глава 1. Параллельность прямых и плоскостей. (8 часов) | ||||
9. | Параллельные прямые в пространстве. | 05.11.2024 | ||
10. | Параллельность прямой и плоскости. | 12.11.2024 | ||
11. | Скрещивающиеся прямые. | 26.11.2024 | ||
12. | Угол между прямыми. | 03.12.2024 | ||
13. | Параллельные плоскости. | 10.12.2024 | ||
14. | Свойства параллельных плоскостей. | 17.12.2024 | ||
15. | Тетраэдр. Параллелепипед. | 24.12.2024 | ||
16. | Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде. | 31.12.2024 | ||
Глава 2. Перпендикулярность прямых и плоскостей. (12 часов) | ||||
17. | Перпендикулярные прямые в пространстве. | 14.01.2025 | ||
18. | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 21.01.2025 | ||
19. | Расстояние от точки до плоскости. | 28.01.2025 | ||
20. | Теоремы о длинах перпендикуляра, наклонных и их проекций. | 04.02.2025 | ||
21. | Теорема о трех перпендикулярах. | 11.02.2025 | ||
22. | Угол между прямой и плоскостью. | 25.02.2025 | ||
23. | Двугранный угол. | 04.03.2025 | ||
24. | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | 11.03.2025 | ||
25. | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | 18.03.2025 | ||
26. | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | 25.03.2025 | ||
27. | Прямоугольный параллелепипед. | 01.04.2025 | ||
28. | Решение задач по теме « Прямоугольный параллелепипед» | 15.04.2025 | ||
Глава 3. Многогранники. (6 часов) | ||||
29 | Многогранник. Формула Эйлера. Развертка. | 29.04.2025 | ||
30. | Призма. | 06.05.2025 | ||
31. | Площадь поверхности призмы. | |||
32. | Пирамида. Некоторые виды пирамид. | 13.05.2025 | ||
33. | Усеченная пирамида. | 20.05.2025 | ||
34. | Площадь поверхности пирамиды. | 20.05.2025 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Геометрия 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2020
• Геометрия. Дидактические материалы. 11 класс / Б.Г.Зив. –М.: Просвещение, 2019.
• Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса,М.: Илекса, 2017.- 175 с.
• Изучение геометрии 10-11 кл.: книга для учителя / С.М.Саакян, В.Ф. Бутузов. – М.: Просвещение, 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/-Российская электронная школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа практикум 10-11 класс трактор
устройство трактора и сельскохозяйственных машин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 6А КЛАСС (2024-2025)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 6А КЛАСС (2024-2025)...
Рабочая программа по алгебре 7а класс (2024-2025)
Рабочая программа по алгебре 7а класс (2024-2025)...
Рабочая программа по алгебре 9б класс (2024-2025)
Рабочая программа по алгебре 9б класс (2024-2025)...
Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2024-2025 уч.год
Рабочая программа по биологии для 9 класса соответствует положениям ФГОС основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы,фундаментальном...