Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2024-2025 уч.год
рабочая программа по биологии (9 класс)

Рабочая программа по биологии для 9 класса соответствует положениям ФГОС основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы,фундаментальному ядру содержания общего биологического образования, примерной программе по биологии авторов И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Н.М.Черновой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП. Биология. 9 класс42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж

им.Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»

«Рассмотрено»

Председатель ПЦК

________/Т.В.Намханова

Протокол № ____ от

«___» ________ 20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

_________/Н.В.Гыргенова

«Утверждено»

Директор

__________/В.В.Кожевников

Приказ № ____от «___»_____________20___ г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по  БИОЛОГИИ

9 класс

                                                                                         Разработчик: Н.Л.Цыбикова,

                                                                                                                 преподаватель биологии

                                                                                                                 высшей категории

г.Улан-Удэ

2024г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания  и  объяснения на основе достижений науки;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • воспитания чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • признание каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • уважительное отношение к окружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • критичное отношение к своим поступкам,  осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

Познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели, предвидеть конечные результаты работы;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • слушать и слышать другое мнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • владеть основами научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царств живой природы, систематики и представителей разных таксонов;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, видообразования и приспособленности;
  • характеризовать биологию как  науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиеся изучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живой природы;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрировать умения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;
  • понимать основы химического состава живых организмов, роль химических элементов в образовании органических молекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков, нуклеиновых кислот;
  • характеризовать вклад микроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органических молекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды, катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
  • сравнивать клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и аукариотической клеток, характеризовать основные положения клеточной теории строения организмов;
  • доказывать принадлежность организмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтеза белков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение;
  • характеризовать функции органоидов цитоплазмы; определять зачение включений в жизнедеятельность клетки;
  • сравнивать различные представления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризовать основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина о естественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оценивать значение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;
  • определять понятия "вид" и "популяция", значение межвидовой борьбы с абиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;
  • оценивать свойства домашних животных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;
  • понимать сущность процессов полового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза, мейоза и их биологическое значение;
  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периода развития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
  • различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;
  • использовать генетическую символику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип ка систему взаимодействующих генов организма;
  • распознавать мутационную и комбинативную изменчивость;
  • понимать смысл и значение явлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизацию и отбор);
  • характеризовать особенности приспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания, сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;
  • описывать основные направления эволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основные закономерности и результаты эволюции;
  • проводить примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов и поведения;  объяснять, почему приспособления носят относительный характер;
  • объяснять причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризовать процесс  экологического и географического видообразования; оценивать скорость видообразования в различных систематических категориях, животных, растений и микроорганизмов;
  • характеризовать пути достижения биологического прогресса - ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию; приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;
  • описывать движущие силы антропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека как биологического вида, этапы становления человека как биологического вида;
  • характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека; выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и человека;
  • осознавать антинаучную сущность расизма;
  • описывать развитие жизни на Земле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемых животных изученных таксономических групп между собой;
  • характеризовать компоненты живого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознавать последствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методы охраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видового разнообразия;
  • классифицировать экологические факторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществ в природе;
  • характеризовать действие абиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описывать экологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов и восстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений между организмами;
  • применять на практике сведения об экологических закономерностях;

в целостно-ориентационной сфере:

  • знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
  • приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения и грибы своей местности;

в сфере трудовой деятельности:

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  •  соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

в сфере физической  деятельности:

  • демонстрировать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

в эстетической сфере:

  • оценивать с эстетической точки зрения объекта живой природы.

ПО ОКОНЧАНИИ 9 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЙСЯ НАУЧИТСЯ:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

По окончании 9 класса обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывая мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 часов)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз,  рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (10 часов)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.

Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Лабораторная работа. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (20 часов)

          Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы. Растительный организм и его особенности. Многообразие растений и их значение в природе. Организмы царства грибов и лишайников. Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Сравнение свойств организма человека и животных.

          Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие. Образование половых клеток. Мейоз. Изучение механизма наследственности.

          Основные закономерности наследования признаков у организмов. Генетические опыты Менделя. I и II законы Менделя. Дигибридное скрещивание. Ш закон Менделя.  

          Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость.

          Основы селекции организмов.

Лабораторные работы.

  • Решение генетических задач.
  • Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
  • Изучение изменчивости организмов на примере растений.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 часов)

          Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.  Современные представления о возникновении жизни на Земле.

          Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

          Этапы развития жизни на Земле. Идеи развития органического мира в биологии. Ч.Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира.

          Вид, его критерии и структура. Процессы образования вида.

          Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

          Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции.

          Человек – представитель животного мира. Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов)

          Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Биотические связи в природе.

         Популяции. Функционирование популяции в природе. Сообщества.

          Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы.

          Экологические проблемы в биосфере.

          Лабораторные работы. 

  • Приспособленность организмов к среде обитания.
  • Оценка качества окружающей среды.

Экскурсия. История живой природы Республики Бурятия (Музей Природы).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Макс.

нагрузка

Аудиторные

занятия

Самост. работа обуч-ся

всего

групповые

в т.ч. лабор

1

Общие закономерности жизни

7

5

5

2

2

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

15

10

10

1

5

3

Закономерности жизни на организменном уровне

30

20

20

3

10

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

30

20

20

10

5

Закономерности взаимоотношений  организмов и среды

19

13

13

2

6

101

68

68

6

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс. 2024-2025 у.г

Рабочая программа 8 класс....

Рабочая программа 11 класс 2024-2025 г.

Рабочая программа 11 класс 2024-2025 г....

Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 5 класс

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному...

Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 8 класс

Рабочаяпрограмма по немецкому языку как второму иностранному...

Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 10 класс

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному...

Рабочая программа по немецкому языку 2024-2025 11 класс

Рабочая программа понемецкому языку как второму иностранному...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов. 2024-2025.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов. 2024-2025...