Открытый урок математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike_deystvie_s_desyatichnymi_drobyami_.docx | 424.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарубинская основная общеобразовательная школа»
Технологическая карта открытого урока
по математике, 5 класс
Тема «Действия с десятичными дробями»
Подготовила: Зарубина Т.И.
учитель математики в 5 классе.
2023-2024 учебный год
Название работы :Технологическая карта урока по теме «Действия с десятичными дробями»
Предметная область: математика 5 класс дата проведения: ____________ 2024
Цели и задачи
Цели урока:
- закрепить навыки выполнения арифметических действий с
десятичными дробями.
Задачи урока:
- Образовательные:
отработать навыки сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей;
углубить полученные знания при решении примеров и задач.
- Развивающие:
развивать логическое мышление, самостоятельность, самоконтроль, самооценку, взаимооценку;
расширить кругозор учащихся.
- Воспитывающие:
воспитывать интерес к математике;
воспитывать чувство ответственности, умение выслушивать других;
воспитывать понимание ценностей здорового образа жизни, потребности в нем.
- Мотивационные:
излагать материал доступно, опираться на жизненный опыт учащихся;
создавать ситуацию успеха;
учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Аннотация
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.
Технологии, применяемые на уроке:
• технология игрового обучения;
• технология проблемного обучения;
• технология личностно – ориентированного обучения;
• • технология здоровьесберегающего обучения;
• технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, на доске самостоятельная работа.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: проектор, компьютер, листы оценивания
Технологическая карта урока по теме «Действия с десятичными дробями ».
Математика, 5 класс
Предмет | математика | Класс | 5 | ||||||||
Тема урока | «Действия с десятичными дробями»(1 урок). | ||||||||||
Тип урока | урок обобщения знаний | ||||||||||
Цели | Систематизация, обобщение знаний обучающихся по теме урока, закрепление навыков решения различных заданий | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
• владение базовым понятийным аппаратом по теме «Действия с десятичными дробями»; • владение навыками вычислений с десятичными дробями; • умение решать текстовые задачи арифметическим способом; • умение находить неизвестные компоненты основных действий с десятичными дробями. | • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы); • умение распознавать верные и неверные утверждения и решения; • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. | • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; • понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности. | |||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Десятичные дроби, сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. | ||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | ||||||
учителя | учащихся | ||||||||||
1 | Организацион-ный | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте ребята! Я рад вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Покажите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок. Начать урок я хочу с такого вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске): «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть слова Ал- Бируни станут девизом нашего урока. А слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике. И для этого у каждого из вас на столе лежит карта самооценивания. Подпишите ее. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. За верно выполненные задания вы будете себе ставить плюсики, а в конце урока это позволит оценить вашу работу. Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас и оценку выставленную вами. | Включаются в деловой ритм урока. | Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд | 1 мин | |||||
2 | Мотивация субъективного опыта | Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Тема урока определяется учащимися при помощи загадок и диалога с учителем: А скажите, какие числа мы изучали на уроках математике в течение 3 четверти? – А для чего нам нужны десятичные дроби? – Его величество Число является фундаментальным понятием математики. Древние люди относились к числу как к мере всех вещей, все тайны мира заключались в числе и выражались в нём. - А как записываем десятичные дроби? – какие действия с десятичными дробями мы изучили? (сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление) – Молодцы! Давайте теперь определим о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока) Запишите в тетради число и тему урока: «Действия с десятичными дробями». Ребята, а что является целью нашего урока? Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с десятичными дробями, их свойств, решение уравнений и задач. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради. | Слайд | 3 мин | |||||
3 | Актуализация субъективного опыта | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно. Ну-ка, в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела: Устный счет! Мы творим это дело Только силой ума и души! Устный счет! Мы считаем в уме! Предлагает выполнить задания самостоятельно.
а) 7,2:8 = б) 5,6:7= в) 6,3:9= :15= -1,3= :8= ∙10= :9= ∙13= - 2,6= +1,7= -3,5= 1,4 2 3
2,5 + 3,4 + 7,5 + 7,6 = 20, 21,3 : 3 – 2,6 = 5,5. | Отвечают на вопросы, выполняют устно арифметические действия с десятичными дробями | Слайд Слайд Слайд | 7 мин | |||||
4 | Закрепление изученного материала, проверка понимания | Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары | Предлагает выполнить задания самостоятельно. Расставить порядок выполнения действий и найти значение выражения (один ученик за закрытой доской). 1 4 2 5 3 24,5 : 7 – 3,5 : 5 + 11 · 0,1 = 3,9 Прежде, чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним, какие действия выполняем в первую очередь, а какие – во вторую. В каком порядке выполняют действия в выражениях без скобок, в выражениях со скобками.
Учащиеся сравнивают своё решение с решением на доске, оценивают свою работу и выставляют оценку учащимся, выполнявшим задание у доски. Задание на сообразительность. Проверяем по образцу на экране. Организует физминутку #1060;изминутка Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу Поднимает руки Класс – это раз Повернулась голова Влево вправо – это два Руки вверх На них смотри – это три Руки в стороны пошире Развернули – на четыре С силой их К плечам прижать – это пять Всем ребятам Надо сесть – это шесть. – Мы вспомнили с вами как выполняются действия с десятичными дробями, порядок выполнения действий. -Перейдем к решению уравнений. #1056;ешите уравнения: Учащиеся работают самостоятельно по вариантам – красное, зеленое и желтое уравнения – первый вариант, синее, оранжевое и розовое уравнения – второй вариант. Затем меняются и проверяют друг друга. После высвечивается на доске правильный ответ – число 0,7 и учащиеся оценивают свою работу, сравнивая с доской. При проверке учащимися проговариваются правила нахождения неизвестных компонентов. Уравнения. Красное х + 3,5 = 4,2, Зелёное 5,1 – z = 4,4, х = 4,2 – 3,5, z = 5,1 – 4,4, х = 0,7. z = 0,7. Ответ: 7.Ответ: 7. Жёлтое8,4 : р = 12, р = 8,4 : 12, р = 0,7. Ответ: 0,7 Синее у – 0,4 = 0,3, Оранжевое с*6 = 4,2, у =0,4 +0,3, с = 4,2 : 6, у = 0,7. с = 0,7. Ответ: 0,7. Ответ: 0,7 Розовое d : 0,7 = 1, d = 0,7 * 1, d =0, 7. Ответ: 0,7 Вычислить наиболее удобным способом ( в парах): а) б) в) г) 42,7 – 33 – 5,7 = д) е) Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях? Предлагает учащимся решить задачу #1056;ешение текстовых задач (построено на создании проблемной ситуации) Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: — Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада? Пастух отвечает: — Я привожу семь десятых от половины стада. Сочти! Алеша с папой стреляли в тире. Алеша из 10 выстрелов имел 5 попаданий, а папа из 5 выстрелов имел 3 попадания. Чей результат лучше? | Выполняют задание, проверяют и обсуждают решение. Выполняют упражнения Учащиеся работают в парах, проверяют и обсуждают решение. Учащиеся работают в парах. Изучают материал задания, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить решение задачи | Слайд Слайд Слайд Слайд 19,20 Слайд Слайд | 8 мин 3 мин 1 мин 4 мин 3 мин 6 мин | |||||
5 | Рефлексия | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | Задает вопросы: О чем мы сегодня говорили? -Какую цель мы поставили сегодня? -Достигли ли мы этой цели? -Все ли было понятно, все ли успели? -Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. - Что получилось, а что нет? - Над чем надо поработать? | Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления Выражают свои мысли | Слайд | 3 мин | |||||
6 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь | Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с десятичными дробями, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог. Поставьте свою самооценку за сегодняшний урок. Подсчитайте общее количество плюсов на вашем оценочном листе и запишите напротив итого. Если вы набрали 13 - 12 плюсов, то за урок вы получаете отметку «5»; 11 - 9 – получаете «4»; 8 – 6 – получаете «3». Учащиеся, которые набрали менее 2 плюсов, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше. Я попрошу вас поднять смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! Домашнее задание Сканировать код, выполнить упражнение. | Оценивают свою работу в оценочном листе Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. | Слайд | 1 мин | |||||
Ф.И. ученика ___________________________ | Класс 5 Б | |
Этап урока Выполняемые задания | "+" - справился с задачей без затруднений | "_" – не справился с задачей. |
#1042;ыполните действия по рядам | ||
2.Восстановите цепочку | ||
3. Найти значение выражения | ||
4. Задание на сообразительность. | ||
#1056;ешение уравнений | ||
#1042;ычислить наиболее удобным способом | ||
#1056;ешение задачи | ||
Итог Какую бы оценку ты поставил(а) бы себе за урок | НАСТРОЕНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...
Открытый урок по теме :"Действия с десятичными дробями"(5 класс)
урок с презентацией....
Открытый урок в 5 классе "Умножение десятичной дроби на натуральное число"
Урок для закрепления навыков умножения десятичной дроби на натуральное число.Развитие познавательной активности. Расширение знаний об окружающем мире....
Открытый урок в 5 классе "СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ" (ФГОС)
Технологическая карта урока № 113. Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 27.02.2014. Тема урока: Сравнение десятичных дроб...
Материал открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями"
Цели:Обучающая: совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Развивающая: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данной...
Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).
Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....
Открытый урок на тему "Действия с десятичными дробями"
Обобщить знания, умения и навыки действий с десятичными дробями....