ЭТНОМАТЕМАТИКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (ЭВЕНКОВ)
презентация к уроку по математике (10, 11 класс)
Цель изучения этноматематики состоит в том, чтобы внести вклад и в понимание культуры, и в понимание математики, но главным образом к синтезу между ними.
Развитию ассоциативного мышления у учащихся способствует составление и решение задач реальной математики и задач, основанных на культуро-ориетированной составляющей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnomatematika_.docx | 787.49 КБ |
etnomatematika_gtv.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Голуб Татьяна Владимировна
Учитель математики, высшая категория, ГБОУ РС(Я) «ЭШИ Арктика», г.Нерюнгри.
e-mail: madam.golub@yandex.ru
Этноматематика.
Аннотация: данная статья показывает на практическом примере реализацию национально-регионального компонента на уроках математики через этноматематику и аасоциации, с помощью которых у учащихся развивается естественно-научные представления о реальных предметах окружающего мира.
Ключевые слова: этноматематика; пространственное мышление; метапредметные задачи; фольклор; краеведение.
В последнее время увеличился интерес к возрождению духовной культуры народов Севера. Ведь коренные жители нашей республики не только сумели освоить обширный и суровый край, но и создали действительно самобытную и уникальную культуру, которая все больше и больше привлекает внимание мировой общественности. Принято считать, что основное богатство малочисленных народов Севера заключается в нашем фольклоре: обрядах, песнях, ритуалах, поэтому восприятие мира в большинстве своём иносказательно-аллегорическое, мифологическое. Наложение теоретического понятия на мифологическое создает целостность в восприятии окружающего и научного мира.
В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. В структуре содержания регионального компонента выделяются такие содержательные линии:
Региональная составляющая, включающая учебный материал о географических, исторических, экономических и социокультурных особенностях региона, краеведение;
Национальная составляющая, включающая изучение языков, фольклора, а также - знания об этносах.
Если рассматривать отдельно предмет математика, то можно включить в национально-региональный компонент такой раздел, как этноматема́тика — раздел математики, который исследует культуру, в которой возникает математика.
Цель изучения этноматематики состоит в том, чтобы внести вклад и в понимание культуры, и в понимание математики, но главным образом к синтезу между ними.
Развитию ассоциативного мышления у учащихся способствует составление и решение задач реальной математики и задач, основанных на культуро-ориетированной составляющей.
В процессе чувственного рационального познания у них формируются представления – образы предметов, их свойства и стороны, показывающие сходства или различия с другими предметами из окружающего мира или математики.
Чем ярче и разнообразнее будут их естественно - научные знания о числовых и трехмерных свойствах и отношениях предметах окружающего мира, тем легче им будет в дальнейшем путем анализирования и сравнения перейти от этих представлений к математическим составляющим.
Мое внимание привлек такой способ, как мнемотехника. Для начала разберемся с данным понятием. Возьмем определение из Википедии.
Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций на основе визуализации. Говоря простым языком, это специальные приемы для запоминания новой информации, которая в свою очередь собирается в образ и привязывается через ассоциации к уже имеющейся информации. Всё, что надо знать, это то, что метод основан на создании образов в сознании. Нужно взять информацию, которую надо запомнить, и превратить её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники (люди, которые освоили технику) пользуются этим в полной мере.
Методика направлена на развитие:
- воображения,
- мышления,
- внимания,
- слуховой, двигательной, зрительной и других видов памяти.
Задачи мнемотехники:
- обучение управлению памятью и вниманием;
- увеличение объема памяти;
- стимулирование интеллектуального развития;
- развитие наблюдательности и сообразительности;
стимулирование творческой активности.
Используя прием ассоциаций, можно многие практические задачи из экзамена по математике соединить с привычным образом для детей КМНС из окружающего мира, когда привычные для них житейские понятия свяжутся с математическими элементами.
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти, Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.
Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми.
Приведем практические примеры.
ЗАДАЧА 1.
Стандартная задача на проценты по математике базового и профильного уровня
В городе N живет 500000 жителей. Среди них 20% детей и подростков. Среди взрослых 25% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых жителей работает?
Ассоциативная задача:
В районе проводилась олимпиада по знанию эвенкийского и эвенского языков. Призерами районной олимпиады по эвенкийскому языку стало 59 учеников, что составило 20% от числа всех участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде? Сколько примерно процентов стало призерами по эвенскому языку, если их было 41 учащийся? (Задача со статистическими данными)
Ассоциативная задача:
Мой папа на еженедельной рыбалке поймал 50 рыб. Из них 20% - щуки, остальные – налимы. Маленькие налимы составляют 25% от всего количества налима. Сколько больших налимов.
ЗАДАЧА 2.
Стандартная задача на понятия и элементы конуса по математике базового и профильного уровня
Высота конуса равна 6, образующая равна 10. Найдите его объем, деленный на
Ассоциативная задача:
Жилище эвенков дю имело вид конуса. Наверху имеется открытое дымовое отверстие сона. На какой высоте будет находиться дымовое отверстие чума, если длина жерди (серан) чума 290 см., площадь шкуры оленя, покрывающего пол 44 100 π см2.
Каких принципов мы придерживались при составлении заданий?
Соответствие государственному стандарту основного (общего) образования, возрастным особенностям учащихся.
Визуальное отображение – идет восприятие через художественное, ассоциативное мышление школьников.
Метапредметность - информация о геометрическом теле дается не в готовом виде, а требуется проведение математической аналогии.
Регионализация – предполагает использование материала, информации и знаний о регионе, этносе.
Душевный комфорт – выполнение самостоятельных вычислений обеспечивает комфортный режим мыслительной деятельности, дает возможность каждому ребенку поверить в свои силы, что способствует самоактуализации и самоутверждению.
Осталось сделать выводы, зачем такие задачи для учащихся?
Решая прикладные и текстовые задачи, школьники учатся применять математические знания на практике, укрепляется интерес к математике, повышается качество математических знаний, учатся формулировать свои мысли.
Образное мышление способствует внедрению национально-регионального компонента в предмет Математика и имеет огромное метапредметное значение. Обеспечивает каждого ученика возможностью для развития его способностей на всех этапах жизни.
Значение для учителя:
- Помощь во внедрении национально-регионального компонента в предмет математика, межпредметное обеспечение
- Материалы данной работы могут быть использованы учителями математики для построения системы уроков с использованием регионального компонента, что способствует развитию познавательной активности учащихся, повышает интерес к предмету.
- Использование прикладных материалов региональной направленности в учебном процессе помогает решать многие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Ссылки на источники:
1. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (юкагиров), М.Д. Дьячковская, Чебоксары 2014, 114 с.
2. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (эвенков), М.Д. Дьячковская, Н.И. Мерлина, Т.В. Голуб, Чебоксары 2015, 122 с.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С чем знакомит данное пособие?
Давно это было, жила в тайге умная старуха-эвенка Улэн . Ничего не боялась. Любила она в тайге ягоды собирать. Как она быстро это делала и могла полную талума за 14 минут набрать. Какую часть талума она соберет за 6 минут? с различными историческими, фольклорными задачами, основанными на краеведческом материале и культурном наследии эвенков На рисунке показан эвенкийский орнамент « дёлог иен» (рога горного барана). Длина одного элемента этого орнамента равна одному дюкрэ ( ҥонимил ). Найдите длину в сантиметрах бордюра состоящего из 14 таких элементов. (« Дюкрэ », «ҥонимил» – длина первых двух суставов указательного пальца)
Значение: Помощь во внедрении национально-регионального компонента в предмет математика, межпредметное обеспечение Материалы данной работы могут быть использованы учителями математики для построения системы уроков с использованием регионального компонента, что способствует развитию познавательной активности учащихся, повышает интерес к предмету. Использование прикладных материалов региональной направленности в учебном процессе помогает решать многие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии (согласно проекту: «Внедрение региональной инновационной модели этносберегающей школы для детей коренных малочисленных народов Севера».)
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и свя...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОЛЕНЕВОДСТВО. ЗВЕРОВОДСТВО» И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Роль предпрофильного обучения в социализации КМНС...
Отчет по Декаде"Коренные малочисленные народы Севера" 2015г. в МБОУ "Варьеганская ОСШ"
Отчет по проделанной работе в МБОУ "Варьеганская ОСШ" в Декаду "Коренные малочисленные народы Севера" 2015г....
Деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере Сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек» Алданского района.
ОглавлениеВведение ………………………………………………………&helli...
Деятельность кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на примере Сельскохозяйственного производственного кооператива (кочевая родовая община) «Иджек» Алданского района.
ОглавлениеВведение ………………………………………………………&helli...
Презентация Народы Сибири "Эвенки"
Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они...