Презентация Народы Сибири "Эвенки"
презентация к уроку по краеведению (7 класс)
Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_evenki.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эвенки Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми. До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде». В зависимости от региона обитания эти народы называют себя « илэ » или « орочен », первое название означает «оленьи люди», второе – «владелец оленя ». Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков.
Национальный костюм Одежда эвенков подразделялась на охотничью (производственную), выходную (домашнюю), летнюю и зимнюю, мужскую и женскую. Мужская и женская одежда по крою не различалась, но женский кафтан был более украшен и несколько длиннее. Единственное различие – в нижнем крае нагрудника. Женский нагрудник имеет прямой нижний край, мужской – углом.
Кафтан из лосиной ровдуги Мужской нагрудник из меха козы, оленя и бисера Женский нагрудник Капор – головной убор Унты Штаны натазники - хэрки
Жилище эвенков Традиционное жилище эвенков — чум- урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских .
Традиции эвенков Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, шаманство, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Быт эвенков максимально приспособлен к условиям кочевой жизни. Основным транспортным средством являются олени. Наряду с вьючно-верховым транспортом распространён и зимний упряжной транспорт с использованием нарт. Также для перевозки грузов использовались легкие лодки. Среди лодок у эвенков были распространены челноки различных конструкций. Для переправы через реки применялись плоты из нескольких бревен. Традиционный быт эвенков
Культ животных Интересные традиции были связаны с общением людей и животных. Считалось, что животные прекрасно понимают человеческую речь, поэтому существовало интересное требование: при сборах на охоту об этом прямо говорить нельзя, так как любое животное, услышавшее эти разговоры, предупредит жертву. Разговоры велись иносказательно, применялись специальные обороты и слова, заменяющие понятия «охотник», «жертва», «Ружьё», «лук» и пр. Считалось, что у каждого зверя есть дух-хозяин, которому следует молиться, чтобы вернуться из тайги живым и невредимым. Таким духам приносили жертвы, а для личной безопасности на теле носили амулеты (когти, кости, кусочки шкур и пр.), отводящие все возможные неприятности, связанные с охотничьими делами . Особое место уделяли медведям. Интересным было то, что эвенки отождествляли себя с этим зверем, считали, что он умеет разговаривать, может принимать человеческий облик и превращаться опять в животное. Насмехаться над медведем не разрешалось, так как зверь мог жестоко отомстить.
Животворящий огонь На протяжении длинных холодных месяцев залогом выживания было наличие огня в дю (чуме). Костёр располагался строго по центру, знаменуя собой сердце жилища и семейства. В летние месяцы вместо большого огня тут располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума. Огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником ужасных и трагических событий. У костра был личный дух, наделяемый внешностью старика или старой женщины, которому прямо на угли клали лучшие куски мяса и капали вино . Детям нельзя было играть с головешками, а взрослым – ссориться и сквернословить рядом с ним, так как это могло стать причиной ослабевания духа-огня, что приведёт к несчастьям и болезням всех домочадцев.
Как принимали гостей Обычай гостеприимства известен всем народам мира. Строго соблюдался он и эвенками. Многим эвенкийским семьям приходилось значительную часть года кочевать по тайге в отрыве от других семей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Гостям дарили подарки, усаживали на почетное место в чуме (за очагом, напротив входа), угощали самыми вкусными блюдами, например мелко накрошенным мясом медведя, приправленным прожаренным медвежьим жиром. В теплое время года в честь приезда гостей устраивали танцы. Танцевали на поляне, невдалеке от стойбища. Традиционные эвенкийские танцы были необычайно темпераментны. Принимали в них участие все обитатели стойбища — от мала до велика. После обильного угощения, обмена новостями, танцев, когда день клонился к вечеру, кто-либо из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ. Рассказчик то говорил, то переходил на пение, а слушатели хором повторяли наиболее важные слова . Всю ночь в чуме, где принимали гостей, люди не смыкали глаз: сказания были настолько длинными, что закончить их к рассвету, как правило, не успевали.
Праздник Оленевода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...
Презентация для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
Презентация к сценарию внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого в рамках праздника Международного дня русского яз...
Презентация "Народы против Наполеона"
Презентация "Народы против Наполеона" Можно использовать как иллюстративный материал в 8 классе....
Презентация. Народы и достопримечательности Хабаровского края
Краеведение. 8 класс. География.Хабаровский край....
Электронная презентация "Народы, языки и религии"
Данная презентация рассказывает о многообразии народов мира, их языковой и религиозной принадлежности....
Презентация "Народы России: наследие и культура. Молдаване"
Презентация "Народы России: наследие и культура. Молдаване"...