Функциональная грамотность
материал по математике (5, 6 класс)
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. В качестве мониторинга результатов было выбрано международное исследование PISA, которое проводится каждые три года и проверяет уровень функциональной грамотности обучающихся 15-ти лет. Представляю методическую разработку в виде задач по функциональной грамотности, которые можно использовать на уроках математики в 5, 6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki.docx | 617.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тоцкая средняя общеобразовательная школа
им. А.К.Стерелюхина
Функциональная грамотность.
Задания на развитие математической грамотности
для 5-6 классов.
Составил: Ширинских Ольга Викторовна
учитель математики
МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К.Стерелюхина
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования. В качестве мониторинга результатов было выбрано международное исследование PISA, которое проводится каждые три года и проверяет уровень функциональной грамотности обучающихся 15-ти лет. Представляю методическую разработку в виде задач по функциональной грамотности, которые можно использовать на уроках математики в 5, 6 классах
Задания для 5 класса
Комплексное задание « Переводчики» (2 задания)
Прочитайте текст и выполните задания 1-2.
Для обслуживания международного семинара собрали группу переводчиков из 12 человек. Среди них был проведён опрос, чтобы узнать какими языками владеют переводчики. Данные занесли в таблицу 1.
Таблица 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Немецкий язык | - | + | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + |
Французский язык | + | + | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - |
Обозначения: + владеет, - нет
1.На основе данных таблицы 1 заполните таблицу 2, которая показывает, сколько владеют немецким языком и сколько владеют французским языком
Таблица 2 | |
Языки | Количество чел. |
Немецкий язык | |
Французский язык |
2.На основе данных таблицы 1 составлены следующие утверждения.
- Отметьте верные.
- Каждый переводчик владеет и немецким языком, и французским языком
- Если переводчик владеет немецким языком, то не владеет французским языком
- Каждый переводчик владеет каким-то языком
- Среди переводчиков владеющих немецким больше, чем французским
Характеристики заданий « Переводчики» Задание 1.
• Содержательная область оценки: неопределённость и данные.
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: личный
• Уровень сложности: низкий.
• Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов).
• Объект оценки: заполнение готовой таблицы
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: Немецкий язык –8; Французский язык –7. Таблица заполнена верно. | 1 |
Дан неверный ответ. | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область оценки: неопределённость и данные
• Компетентностная область оценки: рассуждать
• Контекст: общественный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: проверка истинности утверждений относительно данных таблицы, понимать логические связки : «если, то», «есть», «все», «каждый», «и»
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: 3,4. Отмечены два верных утверждения, не отмечены неверные. | 2 |
Отмечены одно любое верное утверждение из двух, не отмечены неверные. | 1 |
Другие ответы. | 0 |
Комплексное задание « Эрмитаж» (2 задания)
Прочитайте текст и выполните задания 1-2.
Москвичка Елена Сергеевна решила отправиться на праздничные выходные в Санкт-Петербург в гости к своей подруге. Она купила билет на поезд, который отправляется с Ленинградского вокзала в 20:00.
- В какое время Елене Сергеевне нужно выйти из дома, если:
- от дома до ближайшей станции метро идти 10 минут;
- на метро ехать 7 мин;
- от станции метро до железнодорожной платформы идти 20 минут;
- рекомендуется прибыть на вокзал за 30 минут до отправления поезда?
Запишите ответ и решение.
- Елена Сергеевна с подругой решили посетить Эрмитаж. Большой Петергофский дворец. В музей с ними пошёл Виктор Ивановича – муж подруги, который является членом Международного совета музеев, а также двое их детей – пятиклассник и дошкольник.
Характеристики заданий « Эрмитаж»
Задание 1.
• Содержательная область оценки: количество
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста и вычислений, или только вычислений)
• Объект оценки: выполнение действий с величинами, переход от одних единиц времени к другим
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ 18 ч 53 мин (13:53 и т.п.) Пример возможного решения. 1)10+7+20+30=67 (мин) = 1 ч 7 мин 2)20 ч – 1 ч 7 мин = 18 ч 53 мин Даны верный ответ и решение, в котором приведены рассуждения или вычисления с единицами времени, подтверждающие полученный ответ. | 2 |
Приведен верный ответ, а решение неполное, но не содержит неверных действий и утверждений. | 1 |
Другие ответы (включая случай, когда дан верный ответ, а решение неадекватное или отсутствует). | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область оценки: количество
• Компетентностная область оценки: рассуждать
• Контекст: личный
• Уровень сложности: высокий
• Формат ответа: задание с развернутым ответом (в виде текста илитекста и вычислений)
• Объект оценки: нахождение доли числа, устное выполнение действий с многозначными числами
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Ответ: билеты стоят 2500 р., это меньше 3000 р. ИЛИ 2500 <3000 Примеры возможного доказательства/объяснения: Пример 1: Стоимость билетов для каждого участника группы: Елена Сергеевна – 1000 р. Подруга– 1000 р. Дети – 1 билет за 500 р. Виктор Ивановича – бесплатно. Всего – 2500 р., это меньше 3000 р. Пример 2: 1000+1000+500= 2500 (р.) , 2500 р. < 3000 р.
Объяснение неполное, но не содержит неверных утверждений. Например, указана лишь общая сумма – 2500 р., но не сделан вывод (не приведено сравнение с указанной суммой – 3000 р.) | 2 1 |
Другие ответы | 0 |
Комплексное задание «Зоопарк» (3 задания)
Директор зоопарка рассказал, сколько рублей в день в среднем тратится на питание (содержание) различных животных в зоопарке.
- На основе данных диаграммы определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие - неверными
- Отметьте верные утверждения каждой строке
Утверждения | Верно | Неверно |
В этом зоопарке есть птицы | ||
В зоопарке нет водных животных | ||
На содержание лебедей тратится больше, чем на акул |
- На основе данных диаграммы узнайте, сколько рублей в среднем тратится в день на питание одного ежа?
Ответ___________
- На сколько рублей в день больше тратится на питание ежа, чем белки?
Ответ__________
Характеристики заданий « Зоопарк»
Задание 1.
• Содержательная область оценки: неопределённость и данные
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: общественный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: выбор нескольких верных ответов
• Объект оценки: понимание ,сравнение
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Правильно отмечены верные утверждения | 2 |
Ошибка в одном из утверждений | 1 |
Другие варианты | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область оценки: количество
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: общественный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: краткий ответ
• Объект оценки: извлекать информацию
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Правильно выбран ответ | 1 |
Другие варианты | 0 |
Задание 3.
• Содержательная область оценки: количество
• Компетентностная область оценки: применять
• Контекст: общественный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: краткий ответ
• Объект оценки: извлекать информацию , количественное сравнение
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Правильно извлечена информация, верно произведено вычисление | 1 |
Другие варианты | 0 |
Задания для 6 класса
Комплексное задание «Фигуры на плоскости» (3 задания).
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
На уроке геометрии 8 класс разделили на четыре группы. В каждой группе выбрали капитана. Капитаном 1 группы выбрали Ивана, 2- Елену, 3- Анну, 4- Виктора. Группы названы соответственно именам капитанов. Каждая группа должна была выполнить несколько заданий.
В одном из заданий требовалось придумать и изобразить многоугольник, имеющий периметр меньше 30 см. Ниже изображены многоугольники, которые нарисовали группы.
Длина стороны клетки – 1 см
1. Верно ли, что с заданием справилась группа Ивана и Анны?
◻ Верно
◻ Неверно
Рассуждение: _____________________________________________________________
2. Для многоугольников, нарисованных группами, учитель придумал задание «Установите истинность следующих утверждений».
- Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения
Утверждение | Верно | Неверно |
Площадь многоугольника 1группы (Ивана) больше площади многоугольника 4 группы (Виктора) | ◻ | ◻ |
Площадь многоугольника 3 группы (Анны ) равна площади многоугольника 1группы (Ивана) | ◻ | ◻ |
Площадь многоугольника 4 группы (Виктора) меньше площади многоугольника 2группы (Елены) | ◻ | ◻ |
3. Самым трудным для групп оказалось такое задание: Третьеклассник Петя хочет составить из этих трёх фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см. |
Сторона клетки – 1 см
Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Пети.
Длина клетки – 1 см
Характеристики заданий «Фигуры на плоскости» (3 задания).
Задание 1.
• Содержательная область: пространство и форма
• Компетентностная область: рассуждать /формулировать
• Контекст: научная деятельность
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: развернутый ответ
• Объект оценки: использовать понятие периметра многоугольника и свойства прямоугольника для ответа на поставленный вопрос
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Дан верный ответ «неверно» и в объяснении говорится, что группа Ивана справилась с заданием, потому что периметр его фигуры равен 28 см < 30 см, группа Анны не справилась, так как периметр её фигуры равен 30 см, а надо меньше 30 см. | 2 |
Дан верный ответ и объясняется что-то одно: либо почему группа Ивана справилась с заданием, либо почему группа Анны не справилась, ИЛИ Дан ответ «верно» и говорится, что 1 группа Ивана и 3 группа Анны справились с заданием, при этом объяснение неполное относительно вывода о фигуре 1 группы, а вывод и объяснение относительно фигуры 3 группы неверные. | 1 |
Другие варианты. | 0 |
Задание 2.
• Содержательная область: пространство и форма
• Компетентностная область: формулировать
• Контекст: научная деятельность
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: множественный выбор (верно, неверно)
• Объект оценки: находить площадь многоугольника, проверять истинность утверждения в практической (математической) ситуации
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Верно, неверно, верно (именно в таком порядке). | 2 |
Даны два любых верных ответа из трех | 1 |
Другие варианты. | 0 |
Задание 3.
• Содержательная область: пространство и форма
• Компетентностная область: применять
• Контекст: научная деятельность
• Уровень сложности: высокий
• Формат ответа: развёрнутый ответ (рисунок)
• Объект оценки: конструировать из данных прямоугольников фигуру, имеющую заданное свойство (значение периметра)
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Приведён чертёж на котором изображена фигура, составленная из трёх равных фигур, имеющих периметр, равный 18 см. Варианты ответа | 2 |
Приведён чертёж на котором изображена фигура, составленная из трёх равных фигур, но её периметр не равен 18 см. | 1 |
Другие варианты. | 0 |
Задача « Соус»
Для заправки салата в ресторане «Каприз» готовят соус.
В таблице рецепт на 100 миллилитров (мл).
Салатное масло: | 60 мл |
Уксус: | 30 мл |
Соевый соус: | 10 мл |
Сколько миллилитров (мл) салатного масла понадобится, чтобы сделать 150 мл этой заправки?
Ответ: ……………….. мл
Характеристики задания «Соус» (1 задание).
• Содержательная область: Количество
• Компетентностная область: рассуждать /формулировать
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: краткий ответ
• Объект оценки: пропорциональные величины.
Система оценивания
Содержание критерия | Баллы |
Правильно выполнено задание. Дан верный ответ. Задача решается с помощью составления соответствующей пропорции: 100 г – 60 мл х = = 90 (мл). 150 г – х мл | 1 |
Другие варианты. | 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...