Длина окружности
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Класс: 6
Учебный предмет: математика
Тема раздела программы: «Отношения и пропорции»
Тема учебного занятия: «Длина окружности. Формула длины окружности"
Тип занятия: урок формирования новых знаний
Технологии: элементы технологии китического мышления
Материально-техническое обеспечение занятия: циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, банка, диски, блюдце. Учебник, ноутбук, пректор
Методические приемы урока:
- Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
- Практические (упражнения, практическая работа)
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_3.doc | 90.5 КБ |
dlina_okruzhnosti_5.pptx | 106.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект учебног занятия
Учитель: Корнилова Рита Ивановна
Класс: 6
Учебный предмет: математика
Тема раздела программы: «Отношения и пропорции»
Тема учебного занятия: «Длина окружности. Формула длины окружности
Цель: Сформировать представление о длине окружности, познакомить с формулой длины окружности.
Планируемые результаты: Обучающиеся вспоминают, как выполнять построение окружности и круга, умеют находить длину окружности практическим способом и с помощью формулы, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; формулировать новые определения; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности;
познакомить с числом π;
отработать навыки применения данных формул при решении задач;
добиться усвоения учащимися понятий: длина окружности, число π.
Развивающие:
развивать навыки устного счёта;
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
развивать пространственное воображение учащихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
умение пользоваться чертёжными инструментами;
умение оценивать результаты выполненных действий;
развитие умений действовать самостоятельно.
Воспитательные:
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
воспитывать интерес к математике путём создания ситуации успеха.
Тип занятия: урок формирования новых знаний
Технологии: элементы технологии китического мышления
Материально-техническое обеспечение занятия: циркуль, линейка, карандаш, ножницы, нитка, банка, диски, блюдце. Учебник, ноутбук, пректор
Методические приемы урока:
- Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
- Практические (упражнения, практическая работа)
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Место проведения: учебный кабинет
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент (1-2 мин.) Создание благоприятного психологического настроя на работу | Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку. | Приветствуют учителя. Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм. | ||||||||||||||||||||||||
2. Целеполагание, мотивация (3-5 мин.) | Текстовый фрагмент 1 (вводный) СЛАЙД №2 Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении. Устно: округлить до десятых 3,256; 2,103; 0,956 До сотых; 3.256; 2,103; 0,956 Найти значение выражения: 0,4*0,3; 3,14*2 Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку, и вы узнаете одно слово темы. СЛАЙД №3 Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо на колесо . Кто же я такой друзья? У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга и называется- Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, - «Длина окружности». Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности» СЛАЙД №4 Игра «верю и не верю»
Давайте, сформулируем цель нашего урока.
|
Определяют тему урока и цель урока.
Устная фронтальная работа
Дети отгадывают -Круг -окужность Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.
Заполняют таблицу индивидуально.
Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь.
| ||||||||||||||||||||||||
3. Актуа- лизация (10 мин.) Актуализация опорных знаний и способов действий | Предлагаю вам текст. СЛАЙД №5 Текстовый фрагмент 2 Задание №1. Познакомьтесь с информацией Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак». Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. По материалам книг: Г. Глейзер «История математики в школе», С. Акимова «Занимательная математика». СЛАЙД №6 Задание №2 (заполнение таблицы).
Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. СЛАЙД №7
|
.
Работают с текстом. Отвечают на вопросы учителя, в ходе ответа на которые делают необходимый вывод о построении окружности , формулируют определения понятий окружности, радиуса, диаметра, хорды, длины окружности. Выполняют рисунки к каждому определению новых понятий. Парами работают с информацией. Заполнение таблицы. Работа индивидуально. Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию | ||||||||||||||||||||||||
4. Физ. минутка (2 мин.) | СЛАЙД №8 Ребята, давайте перед практической работой сделаем разминку. Сядьте ровно. Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы! Приступаем к работе! |
Выполняют разминку. | ||||||||||||||||||||||||
5. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми новой темы | СЛАЙД №9 Создание проблемной ситуации. Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? В далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой. У вас на столах находятся различные предметы: -стакан; -трёхлитровая банка; -компакт-диск. -блюдце. Работать вы будете по парам. Приготовили циркули, линейки и карандаши, нитки. СЛАЙД №10
Если бы мы, ребята, еще более точно измерили длину окружности, ее диаметр и более точно выполнили вычисления длины окружности к ее диаметру, то получили бы число 3,14… Это число математики обозначают буквой π (пи). | Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои наблюдения.
Выполняют практическую работу. Определение длины окружности с помощь нитки. Работают в паре. Отвечают на вопросы: как найти длину окружности . Ставят проблему: как найти длину окружности, если её размеры велики.
Заполняют сравнительную таблицу. Учащиеся делают вывод:
Далее ученики называют свои результаты и замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые - отношения больше 3, но меньше 4. Значит, можно записать: 3<р <4 Происходит первичное осознание полученных результатов, а именно: отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное.
Первое знакомство с числом Пи. | ||||||||||||||||||||||||
6. Историч. справка (3 мин.) | СЛАЙД №11 Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. Текстовый фрагмент 3 (история) На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений, одними рассуждениями, вычислил точное значение числа π = 22/7. Двадцать две совы скучали На больших сухих суках. Двадцать две совы мечтали О семи больших мышах, О мышах довольно юрких В аккуратных серых шкурках. Слюнки капали с усов У огромных серых сов. | Просматривают, прослушивают и запоминают | ||||||||||||||||||||||||
7. Закрепление (6 мин.) Установление правильности и осознанности изучения темы. | СЛАЙД №12 Вывод формулы длины окружности. Итак, мы имеем следующее соотношение: π=С/d=C/2r Выведем из этой формулы С=πd или С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр. СЛАЙД №13 Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул. Задача: Диаметр пруда на садовом участке 4 м. Какова длина каменной дорожки, которую необходимо положить вокруг него? -какую фигуру обазует дорожка вдоль пруда? Как можно найти ее длину без измерений? https://resh.edu.ru/subject/lesson/952/training/#138152 Работа по учебнику №3.163, №3.164 | Индивидуальная работа
Обучающиеся выполняют Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку
Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы
. | ||||||||||||||||||||||||
8. Информ. о д/з (1 мин.) | СЛАЙД №14 На дом учащимся предлагаются задания по выбору уровня сложности (3 уровня). Стр 153 № 3.185, №3.187, №3.188 | Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию можно сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше. | ||||||||||||||||||||||||
9. Подведен. итогов. Рефлексия (5 мин.) | СЛАЙД №15 Подведение итогов. Рефлексия. Ответьте на вопросы Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали?
| Отвечают на вопросы, поставленные на уроке. Учащиеся заполняют свои оценочные карты. Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли. Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…
|
Литература:
1.Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чеснаков и др Математика: 6 класс: базовый уровень: учебник; в 2-х частях. Москва: «Прсвещение»,2023
2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
4.Технология развития критического мышления [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://litcey.ru/literatura/19420/index.html?page=12. – 2013.
5.Г. Глейзер «История математики в школе IV-VI классы», Пособие для учителей, М: «Просвещение», 1981
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текстовый фрагмент 1 (вводный) Математика - наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: “Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…”, то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.
Загадка Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо на колесо . Кто же я такой друзья ? (…………..) У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность! Она идет по краю круга и называется-(…………..)
Игра «верю и не верю» Вопрос “+” - верю, “-” не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? 5. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
Задание №1 . Познакомьтесь с информацией Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и т.д. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. По материалам книг: Г. Глейзер «История математики в школе», С. Акимова «Занимательная математика».
Задание №2 (заполнение таблицы). «V» – знаю «+» – новое «-» - думал иначе «?» – вопросы
Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова . Рисунок Понятие Используемые ключевые понятия Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр Радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок Хорда Отрезок, точки окружности Диаметр Хорда окружности, центр окружности
Физ. минутка Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше и больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется сначала влево, потом вправо. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. Молодцы! Приступаем к работе!
Проблема Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? В далёкой древности было установлено, что также есть зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться ниткой. У вас на столах находятся различные предметы: -стакан; -трёхлитровая банка; -компакт-диск. -блюдце. Работать вы будете по парам. Приготовили циркули, линейки и карандаши, нитки.
Таблица Предмет Длина окружности (С) Длина диаметра (d) С/d Стакан Компакт-диск Блюдце Трёхлитровая банка
Историческая справка Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. Текстовый фрагмент 3 (история) На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π. Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В III в. до н.э. Архимед без измерений, одними рассуждениями, вычислил точное значение числа π = 22/7. Двадцать две совы скучали На больших сухих суках. Двадцать две совы мечтали О семи больших мышах, О мышах довольно юрких В аккуратных серых шкурках. Слюнки капали с усов У огромных серых сов.
Вывод формулы длины окружности. Итак , мы имеем следующее соотношение: π=С/d=C/2r Выведем из этой формулы С=πd или С=2πR. Эта формула называется формулой длины окружности. Чтобы найти длину окружности, надо знать её радиус или диаметр .
Практическая работа Задание. Вычислить по формуле длину своей окружности. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул. Задача: Диаметр пруда на садовом участке 4 м. Какова длина каменной дорожки, которую необходимо положить вокруг него? -какую фигуру образует дорожка вдоль пруда? Как можно найти ее длину без измерений? https://resh.edu.ru/subject/lesson/952/training/#138152 Работа по учебнику №3.163, №3.164
Домашнее задание Стр 153 № 3.185-об № 3.187 № 3.188
ИТОГ УРОКА Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось…
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности"
Урок математики в 6-м классе по теме "Окружность. Круг. Длина окружности" лучше проводить в виде практической работы....
Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"
Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...
Урок по теме: "Окружность. Длина окружности".
Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности....
Презентация и конспект урока по математике в 6 классе "Окружность. Длина окружности"
Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает ...
Тест по теме "Окружность. Длина окружности и площадь круга"
Рекомендации по использованию теста.Тест направлен на оперативную проверку предметной компетентности учащихся шестых классов по теме «Окружность. Круг. Длина окружности и площадь круга».Цели урока:1....
Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"
Решить задачи по теме: "Длина окружности. Длина дуги"....
Занятие по геометрии в 9 классеРешение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности».
Данная работа предназначена для обучающихся 9 класса для закрепления материала по теме «Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности»». Представленная презент...