Урок математики в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда»
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Родимцева Любовь Ивановна

Материалом могут воспользоваться коллеги для подготовки к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока: урок-практикум

Цель учебной деятельности: обеспечить обучающимся возможность научиться находить объем прямоугольного параллелепипеда, решение задач практического содержания, способствовать развитию умения строить математические модели; совершенствование вычислительных навыков.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Предметные: сформировать у учащихся представление об объеме прямоугольного параллелепипеда, научить находить объем прямоугольного параллелепипеда и куба, тренировать в решении задач практического содержания.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Регулятивные: организовывать взаимопроверку выполненной работы

Познавательные: поиск и  выделение необходимой информации, доказательство, выдвижение  гипотезы и её обоснование.

Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Ресурсы: тетрадь, доска, учебник «Математика,5 класс» учебник для общеобразовательных учреждений, «Мнемозина», 2019г,модели прямоугольного параллелепипеда, кубики со стороной 1см.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации

Учебной Деятельности

Формирование УУД

I.Организационный момент

Цель: создание благоприятного настроя на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить и проконтролировать усвоение материала по теме «Объёмы,единицы измерения объёмов»

1.Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый; чему равен объём этой фигуры?

2.Что такое кубический сантиметр; кубический метр?

3.Как ещё называют кубический дециметр?

4.Скольким кубическим сантиметрам равен один литр?

5. Скольким литрам равен кубический метр?

6.Сколько кубических метров в кубическом километре?

7.№  825

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

индивидуальная

Личностные: оценивание усваиваемого материала

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Вопросы:

- Что мы  делали с вами на предыдущем уроке?

- Как вы думаете все ли секреты мы с вами изучили за один урок?

- Давайте определим с вами тему урока и цели.

В жизни нам приходиться измерять вместимость сосудов, характеризовать числом ту часть пространства, которую занимает какое – либо тело, жидкость, газ, т.е . измерять объём. Люди вычисляют объёмы деталей, комнат, сосудов, стогов сена и других самых разнообразных тел (можно показать модели шара, конуса, цилиндра, тела произвольной формы).А можем ли мыс вами измерить объём нашей классной комнаты? Форму какого геометрического тела она имеет?

Правильно, прямоугольного параллелепипеда.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Да, запишем её.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

IV. Изучение нового материала.

Организация актуализации требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Демонстрация параллелепипеда.

Вопросы:

-Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?

-Сколько вершин у параллелепипеда?

- Сколько ребер?

- Какую форму имеют грани параллелепипеда?

- Сколько ребер сходится в одной вершине параллелепипеда?

Далее учитель использует модель прямоугольного параллелепипеда, у которого нет двух стенок и заполняет её кубиками со стороной 1 см.

 - Сколько кубиков в ряду; (4)

сколько получилось рядов?(3)

 - Чему равен объём ряда(4 см3)

 - Рядов 3.Чему равен объём нижнего слоя (12см3)

 - Как получили? (3*4)

Далее учитель заполняет модель заранее приготовленными  «слоями»

 - Сколько уместилось таких слоёв? (5)

- Каков получился объём модели? (60см3)

  - Как получили? (12*5)

 - Чем являются числа 3,4,5 у нашей модели?(длина,ширина, высота – измерения)

 - Как же найти объём прямоугольного параллелепипеда?(надо его длину умножить на ширину и  на высоту).

 - Формула объёма прямоугольного параллелепипеда имеет вид

V = abc? , где V  - объём, a,b,c  - измерения.

- Как вычислить объем куба?

V=a3

Участвуют в работе: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Демонстрируют знания, умения.

Познавательные: 

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала

V. Первичное закреплении нового материала.

VI..Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и зрения , снятие утомления детей на уроке.

VII. Обобщение и систематизация полученных знаний

Цель: продолжать формирование навыка нахождения объема прямоугольного параллелепипеда  в решении задач.

VIII.Контроль  и самоконтроль .

Цель: проверить усвоение полученных знаний и умений, обсудить допущенные ошибки.

IX.Рефлексия.

Цель: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.

X. Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Организация и контроль за процессом решения задач на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда.Организация работы в парах.

1. Тренировочные упражнения по учебнику.

а) № 820 ( у доски 1 ученик)

№ 823

№  826

Давайте немного отдохнём.

Поднимает руки класс — это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к рукам прижать –это «пять».

Всем ребятам надо сесть –это «шесть».

 Практическая работа

 - А теперь сможем найти объём нашей классной комнаты? Как?

Измеряют длину и ширину комнаты, а высоту сообщает учитель

Индивидуальная работа

 - А сейчас измерьте объём прямоугольного параллелепипеда, который вы изготовили дома, поменяйтесь с соседом, измерьте объём его прямоугольного параллелепипеда и  сравните результаты.(Приложение 1).

Вычисления сдайте учителю.

Организация и контроль за процессом решения текстовой задачи.

Работа в тетради №827

  - Сейчас вы будете работать в группах. Вам надо будет решить задачу  и результат  написать на листе, который вы прикрепите на доску, а потом мы все вместе проверим.

Работа в группах по контрольным вопросам

П.21, вопросы стр.126

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Подводят итоги работы пар и класса в целом. Организуют обсуждение:

  • Какова была тема урока?
  • Какую задачу ставили?
  • Каким способом решали поставленную задачу?
  • Запишите еще раз формулы к себе в тетрадь.

Если вы считаете, что поняли тему урока то нарисуйте улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что недостаточно поняли тему, то нарисуйте задумчивый смайлик.

Если вы считаете, что не поняли тему урока нарисуйте грустный смайлик.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

П.21;  контрольные вопросы стр 126

 №842, №843

Творческое задание: найти объем кухни.

Решают задачи, работают в парах над поставленными задачами.

Проговаривают правило нахождения объема прямоугольного параллелепипед. На конкретных задачах учатся их применять.

Проверка решения с

комментированием.

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Получают эмоциональный заряд.

Дети проводят  физкультминутку с минимальной помощью учителя

 проводяэмоциональный заряд.

Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальнподходящу

Ученик выходит к доске, вычисляет  с помощью  учителя

Решают задачу №827.

  Обсуждают подходы для решения задачи. Выполняют краткую запись по условию задачи , отвечают на поставленные вопросы

Комментируют действия для решения задачи.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают  вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответа на контрольные вопросы.

Ученики отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали.

Учащиеся подводят итоги своей работы:

-Я сегодня понял…

-Я сегодня научился…

-Мне понравилось…,

-Мне не понравилось.

-Я не понял…

Учащиеся записывают в дневники задание

Фронтальная

   

   

Парная

Парная

Групповая

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные: уметь правильно оценивать  собственную деятельность на уроке.

Предметные: уметь применять формулы нахождения объема прямоугольного параллелепипеда

Приложение 1

Индивидуальная работа

Алгоритм выполнение  работы:

1.Записать фамилию и имя учащегося, работающих в паре, в таблицу.

2.Выбрать  единицы измерения.

3.Измерить длину, ширину и высоту параллелепипеда и занести результаты  в таблицу.

4.В  листочке вычислить объем параллелепипеда и полученные данные записать в таблицу.

ФИ учащихся

№ параллелепипеда

Единицы измерения

Длина

Ширина

Высота

Объем

1.

мой

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Урок математики в 5 классе по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, совершенствование в...

Презентация к открытому уроку в 5 классе по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Урок формирования новых знаний. На примере изучения объема аквариума ученики выводят понятие объема геометрической фигуры - прямоугольный параллелепипед....

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».

Урок с использованием технологии развития критического мышления....

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Урок комплексного применения новых знаний и способов действий...

Технологическая карта урока по математике 5 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока Предмет: математика Класс: 5класс Учебник: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс. М.. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 Тема урока: Объ...