Формирование математической грамотности через игровую деятельность.
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование математической грамотности через игровую деятельность. | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Баженова, С.В. Гусева
МКОУ «Илирская средняя общеобразовательная школа №2»
«Формирование математической грамотности через игровую деятельность»
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность, под которой понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед педагогами стоит серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
• формулировать эти проблемы на языке математики;
• решать проблемы, используя математические факты и методы;
• анализировать использованные методы решения;
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
• формулировать и записывать результаты решения.
Известный математик Джордж Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения игровой технологии на уроках математики. В.А.Сухомлинский писал: « Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Математические игры выполняют различные функции:
1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
2. Математическая игра требует от школьника хорошего знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре. Игра является одним из проверенных способов мотивации учения, формирования у школьников познавательных интересов. Играя, ребенок приобретает новые знания, совершенствует умения и навыки. Она, как никакой другой метод отвечает возрастным особенностям детей и в значительной мере способствует формированию полноценной мотивации учения. Занимательные игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, запоминают новое, развивают фантазию.
3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, побуждают их познавательную активность.
5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игра является незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление. В совместной деятельности детей возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает усвоение учебного материала.
I. Деловые игры
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
Некоторые примеры деловых (имитационных) игр:
1) Деловая игра «Строитель»
Тема: «Площади многоугольников» (9 класс).
2) Деловая игра «Проектировщик»
Тема: «Примеры решения задач с помощью движения» (9класс).
3) Игра «Магазин».
Тема: «Проценты. Пропорция» (5-6 класс)
4) Деловая игра «Конструктор»
Тема: «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике. Геометрические места точек»
6) Деловая игра «Банкир»
Тема: «Проценты» (5-6 классы).
7) Игра «Почта»
Тема: «Проценты» (5-6 классы).
8) Игра «Путешествие»
Тема: «Метод координат» (8 класс).
II. Ролевые игры
Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
- имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
- ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс – конференции, уроки – суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
Ролевая игра «Математик-бизнесмен»
Тема: «Повторение изученного материала за курс 6 класса» (6-7 классы)
Ролевая игра «Рыбалка»
Тема: «Квадратные уравнения»(8 класс)
Ролевая игра «Найди ошибку»
Тема: «Решение неравенств 2 степени с одной переменной» (9 класс)
Ролевая игра «Собери картинку»
Тема: «Треугольники» (7 класс)
Ролевая игра «Эстафета»
Тема: «Геометрические тела» (9 класс).
Ролевая игра «Математическое домино»
Тема: «Формулы сокращенного умножения» (7 класс).
Ролевая игра «Ярмарка»
Тема: «Длина, масса, площадь» (5 класс).
III. Познавательные игры и обучающие игры.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Ценность обучающих игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
Некоторые познавательные игры:
1) «Звёздный час Функции»
Тема: «Квадратичная функция» (9 класс).
2) «Путешествие в царство математики»
Тема: «арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс).
3) «Математическая регата»
Тема: «Решение уравнений» (9 класс).
4) Смотр знаний «Решение тригонометрических уравнений», 10 – 11 классы.
«Умножение и деление обыкновенных дробей» (6 класс).
IV. Практическая и лабораторная работа:
«Вычисляем число π», «Площадь многоугольника», «Изображение различных рисунков с помощью окружностей», математика 5 класс.
Задача, очень простая: играя, учить и учиться, играя. Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает функциональную грамотность школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Как сказал Горький А.М.: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Литература:
1. Барышникова Н. В. Математика 5-11 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
2. Заенко С.Ф. Игра и ученье. М.: Владос, 2010. 154 с.
3. Козина М. Е., Фадеева О. М. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.
4. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. – 2011.– № 4. – С.13. 27с.
5. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономических знаний через игровую и экскурсионную деятельность
Экономическое воспитание, умение расходовать свои средства, распределить бюджет- умение научить этому для данной категории детей считаю актуальным в наше время....
Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность учащихся (на примере собственного профессионального опыта)
Статья посвящена технологии игрового проектирования в области экономического образования в школе. Игровые технологии не потеряли свою актуальность и значимость, они становятся популярными и востребова...
Консультация для родителей " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность".
В консультации для родителей предложены игры, в которые они могут играть с детьми для развития математических способностей....
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся.
Развитие математической грамотности через устную работу на уроках как средство формирования вычислительных навыков учащихся....
Формирование математической грамотности через экологическое воспитание школьников.
Данная статья через решение математических задач, повышает экологическую культуру школьнков. Учит их правильно относиться к природе. пропогандирует ЗОЖ....
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...
Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук
Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...