Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки»
план-конспект урока по математике (10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок № 26
Предмет информатика
Класс 8
Тема: «Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: создание условий для развития предметной и ИКТ-компетенции обучающихся через решение прикладных задач.
Задачи:
Образовательная: обеспечить усвоение понятий относительная и абсолютная адресация, применять эти знания в практической деятельности.
Развивающая: логическое и пространственное мышление, умение обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации.
Воспитательная: способствовать развитию интереса к предмету через показ его практической значимости, воспитанию привычки работать осмысленно и упорядоченно, согласно инструкции,самоконтроля, ответственности.
Планируемые результаты:
предметные:
умение использовать прикладные компьютерные программы для решения практических задач, развитие логического и пространственного мышления
метапредметные:
- формирование способности ставить цели и отслеживать их выполнение,
- формирование умения обобщать, сопоставалять и делать выводы,
- формирование умения применять знания в новой ситуации,
- воспитание взаимоуважения и доброжелательного отношения в классном коллективе, воспитание самоконтроля и ответственности.
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- воспитание привычки работать осмысленно и упорядоченно, согласно инструкции.
Образовательные технологии: традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, ИКТ- технологии.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, плакаты, записи на доске, презентация, персональные ПК для учащихся, ЭОР .
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемые методы:
- информационно-иллюстративный;
- проблемный диалог;
- элементы информационных технологий.
Учебник : Информатика. 8класс: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Поляков К.Ю. и др.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | |
1.Организацион-ный этап (1 мин) | Здравствуйте дети! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. | |
2. Подготовитель- ный этап (3 мин) | Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие вычислительной техники, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей, а с развитием информационных технологий возможности человека стали практически безграничными. Какой раздел мы изучаем? Мы с вами изучаем раздел «Электронные таблицы». Ребята скажите, а какие возможности перед нами открывают электронные таблицы? | |
3.Актуализация знаний учащихся. (5 минут) | Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. (тест) 1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это: 1. ячейка; 2. строка; 3. столбец; 4. формула. 2. В электронной таблице буквами A, B: обозначаются: 1. строки; 2. столбцы; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений. 3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения: 1. строки; 2. столбца; 3. ячейки; 4. нет таких обозначений. 4. В ячейке электронной таблицы не может находиться: 1. лист; 2. текст; 3. число; 4. формула. 5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию? 1. ошибка; 2. текст; 3. формула; 4. число. 6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице: 1.10; 2. 4; 3.15; 4. 20. Целесообразность применения ЭОР: Данный ЭОР позволяет интенсифицировать процесс обучения, разнообразить формы работы, помогает обучающимся наглядно представить информацию, предложенную для анализа и быстро сориентироваться в проблеме. | |
3.Мотивация. Целеполагание. (3 мин) |
Сегодня мы с вами перейдем к самому интересному - созданию формул в Microsoft Excel. Собственно это то, ради чего и разрабатывались электронные таблицы. Формулы способны выполнять простейшие арифметические действия, сложение, вычитание, а также логические проверки. Например, имея два числа или столбик чисел, вы можете посчитать сумму этих чисел. Также формулы могут быть использованы, чтобы посчитать проценты, объединить информацию из двух ячеек и т.д. Итак тема сегодняшнего урока как вы догадались ……. ( Абсолютные и относительные ссылки). Давайте сформулируем цели нашего урока….(научиться работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel) | |
4. Изучение новой темы. Работа с ЭОР. (12 мин) | Для расчетов мы применяли формулы и определили, что формула это последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки. Абсолютные и относительные ссылки. Презентация http://fl-fl.usite.pro/Exc/sd.html В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка. Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть. В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $. Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копировании смешанных ссылок как будут меняться формулы? | |
5.Закрепление материала. Первичное усвоение новых знаний и умений (12 мин) | На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки. ЭОР http://goo.gl/8J73XJ. Практическая работа. Работать вы будете в парах. Каждая пара должна будет произвести вычисления в электронных таблицах, используя абсолютные и относительные ссылки. Затем представить результаты своей работы. Ваши проекты должны отвечать следующим требованиям: Критерии оценивания практической работы:
На выполнение задания у вас 7-10 минут. Вариант 1. Постройте электронную таблицу «Оплата электроэнергии» для расчета ежемесячной платы за расход электроэнергии в течение года. Исходной информацией являются показания счетчика в начале каждого месяца и стоимость одного киловатт/часа. Вариант 2. Рассчитать сумму налога и заработную плату за вычетом налогов сотрудников туристического агентства «Пегас». Исходной информацией являются заработная плата сотрудников и налог – 13%. Для расчетов использовать относительные и абсолютные ссылки. Вариант 3. Постройте электронную таблицу «Расчет розничной цены молочных продуктов сети магазинов «Коровка» для расчета сумм надбавки и розничную цену каждого продукта. Исходной информацией являются показания оптовая цена продуктов и надбавка в 15%. Для расчетов использовать относительные и абсолютные ссылки. ( Защита работ)
| |
6.Контроль понимания изученного ( 5 мин) | На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Ответ: =В2+С2 и =D1+E1
Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1
Ответ =$А1+С1, =$А2+В2 При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2? На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.
Ответ: =В2+С2 и =D1+E1
Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1
Ответ =$А1+С1, =$А2+В2 Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения заданий. Поднимите руку те, кто выполнил правильно все задания или допустил одну ошибку. Молодцы! Ну а те, кто допустил две и более ошибок у вас будет время повторить материал к следующему уроку. | |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия (3 минута) | Ребята, все ли поставленные задачи мы выполнили? При выполнении какого задания? Необходимо ли современному человеку уметь пользоваться электронными таблицами? Если сейчас вернемся к высказыванию Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». Как вы думаете он прав? Вы чему удивились сегодня на уроке? | |
8.Информация о домашнем задании (1 минуты) | Подготовиться к тестированию по теме «Формулы в электронных таблицах» Ссылка на тренировочный тест http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация"
Конспект урока на тему:«Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация»...
Урок по теме: «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки»
Тема: «Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы»Тема урока: «Абсолютные и относительные ссылки»Тип урока: комбинированный урок.Форма урока: Урок с использованием ЭОР.Цель урока...
Абсолютная и относительная ссылки.
Эту презентацию можно использовать в 9 классе при прохождении темы:"Кодирование и обработка числовой информации"...
АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ
Новый материал доступно...
Практическая работа ЭТ_3-4. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практическая работа ЭТ_3-4. Учащиеся применяют абсолютные и относительные ссылки, а также встроенные функциии в Excel. Выполняют задание в Excel....
Практическая работа по абсолютной и относительной ссылкам в ЭТ
Практическая работа на использование абсолютной ссылки. Учащиеся очень часто не используют возможности ЭТ и вычисляют значения в каждой ячейке....
Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки»
Предмет информатика...