Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Предмет  информатика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5.doc614 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 26

Предмет  информатика

Класс 8

Тема: «Электронные таблицы. Абсолютные и относительные ссылки»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель:  создание условий для развития предметной и ИКТ-компетенции обучающихся  через решение прикладных задач.  

Задачи:  

Образовательная: обеспечить усвоение понятий относительная и абсолютная адресация, применять эти знания  в практической деятельности.

Развивающая: логическое и пространственное мышление, умение обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации.

Воспитательная: способствовать развитию интереса к предмету через показ его практической значимости, воспитанию привычки работать осмысленно и упорядоченно, согласно инструкции,самоконтроля, ответственности.

 

Планируемые результаты:

предметные:

умение использовать прикладные компьютерные программы для решения практических задач,  развитие логического и пространственного мышления

метапредметные:

  • формирование способности ставить цели и отслеживать их выполнение,
  • формирование умения обобщать, сопоставалять и делать выводы,  
  • формирование умения применять знания в новой ситуации,
  • воспитание взаимоуважения и доброжелательного отношения в классном коллективе,   воспитание самоконтроля и ответственности.

 

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • воспитание привычки работать осмысленно и упорядоченно, согласно инструкции.

Образовательные технологии: традиционные активные методы обучения, коллективная деятельность обучения, ИКТ- технологии.

Оборудование: компьютер, видеопроектор,  плакаты, записи на доске, презентация, персональные ПК для учащихся, ЭОР .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

        Используемые методы:

  • информационно-иллюстративный;  
  • проблемный диалог;  
  • элементы информационных технологий.

Учебник : Информатика. 8класс: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Поляков К.Ю. и др.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организацион-ный этап

(1 мин)

Здравствуйте дети! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на хорошую плодотворную работу. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.  

2. Подготовитель-

ный этап

(3 мин)

Наш урок мне хотелось бы начать высказыванием Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». И, действительно, нельзя не удивляться какими быстрыми темпами идет развитие вычислительной техники, ее возможностей, областей применения. В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления, орудия труда. Всё это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей, а с развитием информационных технологий возможности человека стали практически безграничными.

Какой раздел мы изучаем?  

Мы с вами изучаем раздел «Электронные таблицы».  

Ребята скажите, а какие возможности перед нами открывают электронные таблицы?

3.Актуализация знаний учащихся.

 (5 минут)

Давайте проверим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок. (тест)

1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа - это:

1. ячейка;  2. строка;  3. столбец;  4. формула.

2. В электронной таблице буквами A, B: обозначаются:

1. строки; 2. столбцы;  3. ячейки;  4. нет таких обозначений.

3. В электронной таблице А1, В4 - это обозначения:

1. строки;  2. столбца; 3. ячейки;  4. нет таких обозначений.

4. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

1. лист;  2. текст;  3. число;  4. формула.

5. В ячейке введены символы =А1+В1. Как Excel воспримет эту информацию?

1. ошибка;  2. текст;  3. формула; 4. число.

6. Сколько ячеек содержит диапазон B2: D6 в электронной таблице: 1.10; 2. 4;  3.15; 4. 20.

Целесообразность применения ЭОР: Данный ЭОР позволяет интенсифицировать процесс обучения, разнообразить формы работы, помогает обучающимся наглядно представить информацию, предложенную для анализа и быстро сориентироваться в проблеме.

 

 3.Мотивация. Целеполагание.

(3 мин) 

 

 Сегодня мы с вами перейдем к самому интересному - созданию формул в Microsoft Excel. Собственно это то, ради чего и разрабатывались электронные таблицы. Формулы способны выполнять простейшие арифметические действия, сложение, вычитание, а также логические проверки. Например, имея два числа или столбик чисел, вы можете посчитать сумму этих чисел. Также формулы могут быть использованы, чтобы посчитать проценты, объединить информацию из двух ячеек и т.д.

 Итак тема сегодняшнего урока  как вы догадались …….

( Абсолютные и относительные ссылки).

Давайте  сформулируем цели нашего урока….(научиться работать с относительными, абсолютными ссылками в табличном процессоре Excel)

4. Изучение новой темы. Работа с ЭОР.

(12 мин)

Для расчетов мы применяли формулы и определили, что формула это последовательность символов, которая начинается с : "=" и состоящая из констант, арифметических операций, скобок, функций и ссылок на другие ячейки.

Абсолютные и относительные ссылки. Презентация http://fl-fl.usite.pro/Exc/sd.html 

В первом случаи, когда мы ввели формулу и не получили нужного результата при копировании использовалась относительная ссылка. Принцип относительной ссылки - при перемещении или копировании формулы в другое место таблицы изменяются имена ячеек в формуле. При смещении формулы на одну строку вниз в именах ячеек номер строки увеличивается на единицу: А1 преобразуется в А2, В1 - в В2. При смещении формулы вправо или влево в именах ячеек изменится буквенная часть. В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действия относительной ссылки для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся (т.е. был бы не относительной, а абсолютной). В таком случае применяется прием, который называется замораживанием ссылки. Для этой цели в имени ячейки применяется символ $. Таким образом, абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка. Бывают случаи, когда "замораживается" только значения столбца или строки, такие ссылки называют смешанные $C8, $F12. Как вы думаете, при копировании смешанных ссылок как будут меняться формулы?

5.Закрепление материала. Первичное усвоение  новых знаний и умений

 (12 мин)

  На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.  ЭОР http://goo.gl/8J73XJ.

Практическая работа. Работать вы будете в парах. Каждая пара должна будет произвести вычисления в электронных таблицах, используя абсолютные и относительные ссылки. Затем представить результаты своей работы.

Ваши проекты должны отвечать следующим требованиям:

Критерии оценивания практической работы:

  • Использование формул для вычислений.
  • Использование абсолютных и относительных ссылок.
  • Эстетическое оформление электронной таблицы.
  • Полный и грамотный ответ.

На выполнение задания у вас 7-10 минут.  

Вариант 1. Постройте электронную таблицу «Оплата электроэнергии» для расчета  ежемесячной платы за расход электроэнергии в течение года. Исходной информацией являются показания счетчика в начале каждого месяца и стоимость одного киловатт/часа.

Вариант 2. Рассчитать сумму налога и заработную плату за вычетом налогов сотрудников туристического агентства «Пегас». Исходной информацией являются заработная плата сотрудников и налог – 13%. Для расчетов использовать относительные и абсолютные ссылки.

Вариант 3.

Постройте электронную таблицу «Расчет розничной цены молочных продуктов сети магазинов «Коровка» для расчета  сумм надбавки и розничную цену каждого продукта. Исходной информацией являются показания оптовая цена продуктов и надбавка в 15%. Для расчетов использовать относительные и абсолютные ссылки.

(  Защита работ)  

 

 

6.Контроль понимания изученного

( 5 мин)

 На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.

  1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?

 

Ответ: =В2+С2 и =D1+E1

  1. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?

 

Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1

  1. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?

 

Ответ =$А1+С1, =$А2+В2

При копировании ячейкиА2 в ячейки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+$С1 и =А2+$С2 соответственно. Что было записано в ячейке А2?

На экран выводится формула, ученики определяют, как она изменится при копировании в другие ячейки.

  1. Что будет записано в ячейках А2 и С1, при копировании ячейки А1?

 

Ответ: =В2+С2 и =D1+E1

  1. Что будет записано в ячейках А2 и С2, при копировании ячейки А1?

 

Ответ =B2*$C$1, =D2*$C$1

  1. Что будет записано в ячейках А3 и В2 при копировании в них ячейки А2?

 

Ответ =$А1+С1, =$А2+В2

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность выполнения заданий. Поднимите руку те, кто выполнил правильно все задания или допустил одну ошибку. Молодцы! Ну а те, кто допустил две и более ошибок у вас будет время повторить материал к следующему уроку.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

(3 минута)

Ребята, все ли поставленные задачи мы выполнили?

 При выполнении какого задания?

Необходимо         ли         современному         человеку         уметь         пользоваться электронными таблицами?

Если сейчас вернемся к высказыванию Козьмы Пруткова: «Глядя на мир, нельзя не удивляться!». Как вы думаете он прав? Вы чему удивились сегодня на уроке?

8.Информация о домашнем задании (1 минуты)

Подготовиться к тестированию по теме «Формулы в электронных таблицах»  

        Ссылка         на         тренировочный         тест                  http://files.school-

collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация"

Конспект урока на тему:«Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация»...

Урок по теме: «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы»Тема урока: «Абсолютные и относительные ссылки»Тип урока: комбинированный урок.Форма урока: Урок с использованием ЭОР.Цель урока...

Абсолютная и относительная ссылки.

Эту презентацию можно использовать в 9 классе при прохождении темы:"Кодирование и обработка числовой информации"...

АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ

Новый материал доступно...

Практическая работа ЭТ_3-4. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практическая работа ЭТ_3-4. Учащиеся применяют абсолютные и относительные ссылки, а также встроенные функциии в Excel. Выполняют задание в Excel....

Практическая работа по абсолютной и относительной ссылкам в ЭТ

Практическая работа на использование абсолютной ссылки. Учащиеся очень часто не используют возможности ЭТ и вычисляют значения в каждой ячейке....