Урок "Сложение дробей с разными знаменателям"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Тупицын Алексей Владиславович

Технологическая карта урока математики в 6 "Б" классе "Сложение дробей с разными знаменателям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_6_klass.docx113.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 6 «Б» классе

Разработал: Тупицын А.В.

Тема урока: Сложение дробей с разными знаменателям.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Место урока в учебном плане: первый урок по теме «Сложение дробей с разными знаменателям».

Цель урока: ввести правило сложения дробей с разными знаменателями, научить применять правило при решении примеров и задач.

Задачи урока:        

Образовательные:

- сформировать у обучающихся правило сложения дробей с разными знаменателями;

- сформировать умения применять правило при решении примеров и задач;

Развивающие: 

- обеспечить условия для осмысленного  отношения  к  своей  деятельности,  самостоятельности мышления, формирования культуры учебной деятельности, применение  новых  средств  в  обучении,  личностного  саморазвития обучающихся, развития критического мышления;

-  привить интерес к познанию  окружающего  мира  через  организацию работы    по    решению  проблемных ситуаций,  

- воспитывать интерес к предмету;

Воспитательные: 

- способствовать    развитию умения   анализировать  и   устанавливать причинно - следственные     связи     через    работу    с    задачей;  

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- развивать навыки математической речи;  

- способствовать развитию навыков контроля и самоконтроля;  

Термины и понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель.

Планируемый результаты:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли,        понимать        смысл        поставленной задачи, воспитание самостоятельности, умения общаться, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных), развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать, понимать сущность алгоритма и умения действовать в соответствии с найденным алгоритмом, самостоятельность планирования, формирование умения ставить цели и самостоятельно находить пути достижения; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии), сотрудничать и договариваться.

Предметные: формирование алгоритма сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями и овладение умением сложения дробей с разными знаменателями.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Ресурсы: учебник Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях. Часть 1. Авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. – М.: «Просвещение», 2021 г.; индивидуальные карточки; компьютер с мультимедийным проектором; презентация.

 Ход урока:

 Название этапа

 

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УДД

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Задачи: Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу! У вас хорошее настроение! Начнём работу!

- Откройте рабочие тетради и запишите число.

Слушают, настраиваются на работу.

Записывают в тетрадь число.

Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Задачи: Проверить усвоение ранее изученного материала и подвести учащихся к изучению новой темы

5 мин.

- Начнём нашу сегодняшнюю работу с «работы в парах». Решите задачи на карточках.

Работа в парах.

- Посмотрите на задания, назовите правило для их выполнения.

Дидактическая игра «Прыг-скок» (карточка).

Даны дроби:

- Составьте и суммы и разности, найдите их значения.

- Почему игра так называется?

Работа в парах.

Учащиеся выполняют работу и с помощью ключа оценивают свою деятельность.

Составление сумм, вычисление значений сумм по

правилу, два обобщения:

1) как складываются дроби с одинаковыми знаменателями;

2) числа, с которыми можно образовать суммы или

разности, стоят в данном ряду через число.

Личностные – умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Регулятивные – оценка, коррекция

Познавательные - структурирование знания, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, обобщение, классификация

Коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи.

3.Создание проблемной ситуации.

Цель: определение темы и цели урока.

Задачи: Подведение учащихся к формулировке проблемной ситуации

3 мин.

Побуждающий диалог.

- Можно составить ещё суммы и разности?

- Какие?

- Чему равны значения этих сумм и разностей?

- Можно их решать по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями? Какой способ? Предлагаете? 

- Чем отличается новая задача от задач, которые мы решали?

- Почему не удалось найти сумму?

- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим:

- Тема урока: «Сложение дробей с разными знаменателям»

- Цель: ввести правило сложения дробей с разными знаменателями, научится применять правило при решении примеров и задач.

 

- Да

-  и т.д.

Составление сумм и разностей.

Попытка найти ответ по известному правилу.

Дети могут ошибочно предположить, что .

- В опровержение  на слайде можно показать модели дробей.

Выделяют признак: разные знаменатели.

Формулируют область незнания: не знаем правило сложения дробей с разными знаменателями.

После обсуждения ученики  и учитель вместе определяют тему и цель урока.

Регулятивные – целеполагание, само-регуляция

Познавательные – самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные – постановка вопросов.

4. Изучение нового материала.

Цель: Найти правило сложения дробей с разными

знаменателями

Задачи: Подведение учащихся к формулировке

Сложения дробей с разными знаменателям

10 мин.

Работа в группах

(Приложение 1)

Беседа.

- Сколько решений найдено?

- Почему решение одной и той же задачи можно

записать двумя способами?

- Какие дроби равны?

- Как из дроби получить дробь ?

 - Сформулируем правило сложения дробей с разными знаменателям.

(Учебник стр. 57-59)

Практическое решение задачи.

(Приложение 1)

Запись каждой группой полученных равенств на доске.

Составление математической модели решения, запись двумя способами:

Сравнение.

Анализирующее наблюдение.

- Нужно привести к знаменателю 8.

- Чтобы сложить дроби с разными знаменателями, надо:

1) привести данные дроби к наименьшему общему  знаменателю;

2) сложить полученные дроби.

Регулятивные – це-леполагание, само-регуляция

Познавательные-самостоятельное выделение-формулирование познавательной це-ли.

Коммуникативные- владение моноло-гической и диало-гической формами речи.

5. Физкультминутка.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи: Снятие напряжения, связанного с умственной и физической нагрузкой

1 мин.

Организует физкультминутку:

Встали все, подтянулись.

Ребята давайте покажем с помощью двух рук прямой угол, острый угол, развернутый угол, тупой угол (упражнения повторяется 2-3 раза).

Выполняют упражнения.

6. Применение нового знания

Цель: проговаривание новых знаний.

Задачи: Формирование навыка применения полученных знаний при решении задач

8 мин.

- Теперь нам необходимо наши с вами знания применить на практике

1) Решение у доски: № 324 (а-д)

2) Самостоятельное решение в тетрадях:

№ 324 (л,м)

Анализируют предложенные задания, рассуждают, составляют план решения, записывают решение в тетрадь.

Несколько учеников решают задание у доски, все в тетрадях

Ответы:

Личностные – критичность мышления, умение контролировать процесс и результат математической деятельности

Регулятивные – контроль и оценка

Познавательные – осознанное построение высказывания в устной и письменной форме, анализ

Коммуникативные – владение монологической речью

7. Закрепление материала

Цель: формирование умения делать вывод о том, что он уже умеет делать.

Контроль знаний.

Задачи: Формирование навыка полученных знаний

2 мин.

-Для закрепления материала предлагаю решить №338

Решение задачи в тетради и у доски.

Ответ:

D:\ШКОЛА\ГИА\От Звездуновой\61e0264f54d0f.png

Регулятивные-планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Познавательные - выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

8. Итоги урока. Рефлексия

Цель: формирование умений делать вывод о том чему научились на уроке

Задачи: Подведение итогов урока

5 мин.

- Давайте вернемся к началу урока и вспомним цель  и тему урока.

- Хорошо!

-  Ребята обратите внимание на доску. На лепестках «Ромашки» написаны начала фраз, закончите эти фразы:

1) я могу оценить свою работу …;

2) невероятно, но работа в группах …;

3) я впервые понял что …

4) было трудно …;

5) оказывается …;

6) я научился …;

7) я впервые понял что …

-Вы молодцы! Нам осталось выставить оценки и получить домашнее задания.

Учитель выставляет оценки с учётом работы учеников в течение урока.

- Тема урока: «Сложение дробей с разными знаменателям»

- Цель: ввести правило сложения дробей с разными знаменателями, научится применять правило при решении примеров и задач.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Познавательные- выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные- поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

9. Домашнее задание

Цель: формирование умений самостоятельно закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке.

2 мин.

Учебник: § 2, п.11, № 326 (а, ж, к, м), № 327 (а,б), № 378 (а),  «Говори правильно!» (стр.60).

Творческое задание (по желанию):

Подготовить сообщение на тему: «История математики: дроби в Древнем мире».

Записывают домашнее задание

Регулятивные-оценка промежуточных ре-зультатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Резерв урока

5 мин.

Дополнительная задача

 № 325 а),

Решение задачи в тетради и у доски

D:\ШКОЛА\ГИА\От Звездуновой\61e0264f53c2d.png


Приложение 1

1 группа

Дается круг, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        круга, красным цветом -        круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите два равенства:

1) как находили сумму дробей с разными знаменателями;

2) как нашли сумму данных дробей, но заменив первую дробь дробью

со знаменателем 8.

2 группа.

Дается круг, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        круга, красным цветом -        круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите два равенства:

1) как находили сумму дробей с разными знаменателями;

2) как нашли сумму данных дробей, но заменив первую дробь дробью

со знаменателем 8.

3 группа.

Дается круг, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        круга, красным цветом -        круга.

2. Какая часть круга закрашена?

3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.

4 группа.

Дается прямоугольник, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        прямоугольника, красным цветом -

прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите два равенства:

1) как находили сумму дробей с разными знаменателями;

2) как нашли сумму данных дробей, но заменив первую дробь дробью

со знаменателем 8.

5 группа.

Дается прямоугольник, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        прямоугольника, красным цветом -

прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите два равенства:

1) как находили сумму дробей с разными знаменателями;

2) как нашли сумму данных дробей, но заменив первую дробь дробью

со знаменателем 8.

6 группа.

Дается прямоугольник, разделенный на 8 равных частей

1. Закрасить синим цветом -        прямоугольника, красным цветом -

прямоугольника.

2. Какая часть прямоугольника закрашена?

3. Запишите два равенства:

1) как находили сумму дробей с разными знаменателями;

2) как нашли сумму данных дробей, но заменив первую дробь дробью

со знаменателем 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цели урока: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала; воспитание любви к предмету; систематизация и обобщение знаний обучающихся по теме «Сложение и вычитан...

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок алгебры в 8 классе на тему:"Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок обобщения знаний по данной теме . Урок постройн по плану игры "Кто хочет стать миллионером"....

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...