«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA»
презентация к уроку по биологии (8 класс)
Требования к заданиям по формированию и оцениванию естественнонаучной грамотности
Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях.
1.Из каких умений состоят эти компетенции? 2. Как эти умения оцениваются? Приведены примеры заданий разного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_estestvennonauchnoy_gramotnosti_uchashchihsya_v_ramkah.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Естественнонаучная грамотность согласно PISA – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание основных особенностей естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Требования к заданиям по формированию и оцениванию естественнонаучной грамотности Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях. 1.Из каких умений состоят эти компетенции? 2. Как эти умения оцениваются?
Классификация категорий Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям: • компетенция, на оценивание которой направлен вопрос; • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе; • контекст; • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.
компетенции Три основные компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений. • Понимание особенностей естественнонаучного исследования. • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Содержательное знание – знание научного содержания, относящегося к физическим системам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия). 2. Процедурное знание – знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур
КОНТЕКСТЫ Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий. При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ - Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице. - Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков. - Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Инструкция по выполнению тестовых заданий. 1.Задание с простым множественным выбором. Такие задания предполагают: - выбор одного ответа из четырёх вариантов - выбор «горячей точки», т.е. ответа который является элементом выбора в рисунке или тексте 2. Задание со сложным множественным выбором: - ответы на серию вопросов «да/нет», которые представляют отдельные задания - выбор более одного ответа из предложенных - заполнение пробелов в предложенных вариантах - упорядочение, или распределение по категориям 3. Задание с полным свободно-формулируемым ответом: - письменный ответ - построение чертежа
При выполнении заданий внимательно читай текст. Содержание текста поможет тебе ответить на вопросы. Обрати внимание на то, что для выполнения некоторых заданий потребуется не только знание биологии, но и других предметов ( химия,экология , астрономия, математика , физика, география).
Задание 1.1 тест (выбери 1 правильный ответ) 1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находится: А) меланин В) рецепторы С) сальные железы Д) эпидермис 2. Сальные железы: А) охлаждают поверхность тела В) выделяют смазку – кожное сало С) уничтожают бактерии Д) частично выполняют функцию почек. 3. У взрослого человека за сутки выделяется пота: А) 70л В) 7л С) 700мл Д) 70мл 4. Какую форму имеет потовая железа? А) трубочка В) шар С) звезда Д) квадрат
5. Волосы и ногти – производные: А) рогового слоя эпидермиса В) дермы С) подкожной жировой клетчатки Д) ороговевшего слоя эпидермиса 6. Что влияет на скорость испарения пота? А) повышенная влажность В) повышение температуры воздуха С) увеличение ветра Д)уменьшение освещенности Задание 1.2 Закончите предложение: различие в интенсивности загара у двух людей, проводящих на солнце одинаковое время, заключается в содержании А) кератина В) меланина С) витамина Д Д) нервных окончаний
Задание 1.3 Установите соответствие: Жировые клетки Роговой слой Сальные железы Эпидермис Дерма Подкожная жировая клетчатка Задание 1.4 1. Рассмотреть под лупой тыльную поверхность руки, она разделена, на узлах которых находятся поры, стержни волос. Поры ведут в волосяные луковицы, куда впадают протоки сальных желез . Вопрос: Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими?
2 . Рассмотрите под лупой кожу ладони . Вопрос: Почему при волнении ладонной поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? Обратите внимание на узоры и подушечки пальцев, они индивидуальны для каждого человека . Вопрос: объясните почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?
Задание 1.5 запишите цифры, которые соответствуют I и II вариантам I вариант – Почки. II вариант – Кожа. 1. Состоит из 3х слоёв. 2. Орган мочевыделительной системы. 3. Синтез витамина Д. 4. Содержится пигмент меланин. 4 . Содержится пигмент меланин. 5. Синтезируется аммиак. 6. В состоянии покоя за сутки в среднем выделяется 500 см жидкости. 7. В сутки в среднем выделяется 1,5 л. жидкости. 8. Играет роль терморегуляции
Выберите все цифры, которые обозначают камеры сердца и сосуды, содержащие артериальную кровь. Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке возрастания При пересадке органов и тканей человека врачи в первую очередь учитывают совместимость тканей донора и больного. Какой из вариантов переливания недопустим в медицинской практике? 1) донор с I, а реципиент с IV 2) донор с Rh +, а реципиент с Rh – 3) донор с III, а реципиент с IV 4) донор с Rh –, а реципиент с Rh + Ответ: .
Выберите три верных ответа. Как вам необходимо поступить в случае артериального кровотечения на предплечье ? 1.наложить на рану давящую повязку 2.обмотать конечность тканью выше места ранения 3.наложить жгут выше места ранения 4.наложить жгут ниже места ранения 5.прикрыть рану лейкопластырем 6.прикрепить к жгуту записку с указанием времени наложения 1.Традиционно кровь для анализа на сахар берут из пальца руки. Оказалось, что если взять кровь у того же самого человека из пальца ноги, то результат анализа окажется таким же. Приведите одно из возможных объяснений схожести результата . Ответ:
В процедурном кабинете поликлиники у одного из пациентов в 8.00 был сделан анализ крови натощак, показавший уровень глюкозы в крови 5,5 ммоль /л. Каким, вероятнее всего, будет показатель сахара, если подобную процедуру повторить в этот же день через 2 часа по- прежнему натощак? 1. 5,0 ммоль /л 2. 5,5 ммоль /л 3. 6,0 ммоль /л 4. 6,5 ммоль /л
Источники: 1. rena_robert@mail.ru; http:// robert@shcool.ru 2. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-proektirovanie-zadanij-orientirovannyh-na-ocenku-i-formirovanie-estestvenno-nauchnoj-gramotnosti-4604893.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения Международного исследования PISA
Тест PISA – это тест, выявляющий жизненность образовательных результатов по отношению к запросам времени и ожиданиям заказчиков. Особый интерес на этапе окончания обязательного образования предст...
Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.
Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS....
Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "
одной из задач модернизации образования является формирование функциональной грамотности...
Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во...
Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся
Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся...
Внеклассное мероприятие для 8 класса по развитию функциональной математической грамотности учащихся «Ремонт кабинета»
Тип: внеклассное мероприятиеФорма: урок-играЦели: показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики;познаком...
Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...