Конспект урока математики по теме "Координатная плоскость"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Конспект урока математики по теме "Координатная плоскость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatnaya_ploskost.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Координатная плоскость»
Цель урока - научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- развивать творческие способности;
- активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств
- воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат
Тип урока - комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)
Форма урока - урок-игра
Оборудование - мультимедийные средства, презентация "Координатная плоскость" Данная презентация позволяет сократить время, которое затрачивает учитель на выполнение построений на доске. Главную роль в построении выполняет компьютер, что привлекает внимание, и у учащихся возникает интерес к происходящему. Поэтапное выполнение всех действий помогает лучшему пониманию и запоминанию информации. Каждый этап работы при необходимости можно повторить. Представленная презентация снабжена красочными иллюстрациями, анимацией и звуковыми эффектами.
В качестве учебного пособия используется учебник математики 6 класса авт. Виленкин Н.Я. и др.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
Мотивационный материал
- Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?... Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.
Системы координат окружают нас повсюду
- чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
- система географических координат (широта - параллели и долгота -меридианы);
- те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой;
- с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
- применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
- при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Устный счёт
- Выполнив следующее задание вы ответите на вопрос: «Кто является автором координатной плоскости?»
Учащиеся считают устно и записывают ответы в тетрадь.Затем, проверяем результаты вычислений. Каждому ответу ставится в соответствие буква. Отметим точки с координатами полученных чисел на координатной прямой. В результате получилось слово Декарт. Именно Декарт, французский математик ввел координатную прямую
Исторический материал
Рене Декарт (1596-1650) французский философ, естествоиспытатель, математик.
Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов.
Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Координатная плоскость
При изучении темы «Координатная прямая», мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость. Рассмотрим ее составляющие:
- две перпендикулярные прямые - оси координат (часто называют - прямоугольная система координат)
- вертикальная - ось абсцисса (х), горизонтальная -ось ордината(у), стрелки осей указывают положительные направления,
- начало координат - точка пересечения прямых;
- координатные четверти;
- на прямых, вводят обычные координаты, которые согласованы между собой
Нахождение координат точек. Построение точек на плоскости по заданным координатам.
Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса(х) и ордината(у). И наоборот, каждой паре чисел (х;у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у.
3. Актуализация опорных знаний
Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним ряд практических заданий:
определите координаты точек L, М, C, K;
укажите место точек на координатной плоскости.
B(4,5), L(-4;-3,5), M(3;0), K(0;2,5), A(0;0)
Путешествие на остров «Координат»
—Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию на "Остров координат"
На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).
1 вариант. (3; 3); (0; 3); (-3; 2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1); (-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2); (3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз(5;0).
2 вариант. (3; 0); (1; 2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4); (-6;3); (-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3); (6;1); (3;0); глаз (-1;5).
На острове «Координат» еще в 16 веке был зарыт клад. Но найдет его лишь тот, кто сможет разгадать и прочитать таинственную карту.
«Едино воссияет пусть
Свет аметиста и рубина
А завершится все едино
Сияньем изумруда и сапфира»
Аметист(-7; 6), Рубин(3;-4), Изумруд(-8;-3), Сапфир(0;5)
Построить по координатам точки, соответствующие названию камней. Соединить их попарно. Найти точку пересечения – место клада.
Клад найден, и можно возвращаться домой, но по радио только что передали шторм в районе BEDA. Определите данную зону бедствия, последовательно соединив точки прямыми линиями, и продумайте свой маршрут. В(-2;2), Е(5;5), D(10;-2),А(1;-2).
- Закрепление изученного материала
По пути домой предлагаю вам посетить лабораторию «Координатная плоскость» (Задание на слайде)
Задание №1..Найти точки, которые лежат на оси абсцисс.
Задание №2..Найти точки, которые лежат на оси ординат.
Задание №3..Найти точки, которые лежат в первой четверти.
Задание №4..Найти точки, которые лежат во второй четверти.
Задание №5..Найти точки, которые лежат в третьей четверти.
Задание №6..Найти точки, которые лежат в четвёртой четверти.
Проверяем ответы.
- Итог урока.
Вернувшись в гавань, мы должны сдать судовой журнал, в котором весь отчет о проделанной работе.
Домашнее задание.
Объявляются оценки за урок.
Ребята выбирают и говорят свою оценку урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Координатная плоскость" План - конспект урока математики в 6 классе.
Конспект урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость" Последний урок в данной теме, на применение и совершенствование знаний учащихся....
Конспект урока математики в 6 классе. Тема "Координатная плоскость".
Конспект урока математики на тему "Координатная плоскость" в 6 классе. Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».
Цели урока: Образовательные: повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению в координатной плоскости точки по заданным координ...
Презентация интегрированного урока "Математика + Информатика", Тема "Плоскость"
Презентация для интегрированнного урока по теме : "Плоскость"...
Конспект урока математики по теме: "Координатная плоскость"
Конспект урока по теме: Координатная плоскость,для 6 класса...
Методическая разработка урока математики «Свойства параллельных плоскостей»
Методическая разработка урока изучения нового материала по дисциплине «Математика» по теме «Свойства параллельных плоскостей».Рассмотрены основные вопросы:1. повторение: взаимн...