Сложение отрицательных чисел
план-конспект урока по математике (6 класс)
Цели урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения складывать отрицательные числа
Тип урока: открытие «нового» знания
Задачи:
Личностные:
воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, активную жизненную позицию.
Предметные:
- Формировать умения: применять правило сложения отрицательных чисел на практике; выполнять сложение отрицательных чисел; устно и письменно работать с математическим текстом; точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию.
- Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.
Метапредметные:
Формировать умения: планировать свою деятельность, самостоятельно ставить цели и определять пути достижения целей; осуществлять контроль по результату и способу действия, делать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, видеть математическую задачу в окружающей жизни, выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; высказывать свою точку зрения и уметь её аргументировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_otritsatelnyh_chisel.docx | 66.22 КБ |
slozhenie_otritsatelnyh_chisel.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6 классе по теме
«Сложение отрицательных чисел»
Учебник: Математика 6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Издательство «Мнемозина», 2015
Цели урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения складывать отрицательные числа
Тип урока: открытие «нового» знания
Задачи:
Личностные:
воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, активную жизненную позицию.
Предметные:
- Формировать умения: применять правило сложения отрицательных чисел на практике; выполнять сложение отрицательных чисел; устно и письменно работать с математическим текстом; точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию.
- Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.
Метапредметные:
Формировать умения: планировать свою деятельность, самостоятельно ставить цели и определять пути достижения целей; осуществлять контроль по результату и способу действия, делать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, видеть математическую задачу в окружающей жизни, выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; высказывать свою точку зрения и уметь её аргументировать.
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, группах.
Образовательные результаты, на достижение которых направлен урок:
- Личностные:
- Умение общаться и сотрудничать со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности
- Умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи
- Умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
- Умение отличать гипотезу от фактов, выдвигать и проверять гипотезы
- Развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач
- Развитие умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- Метапредметные:
- Умения обобщать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других, совершенствовать устную речь
- Развитие умения самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения
- Предметные:
- Вывести правила сложения отрицательных чисел
- Выяснить его практическое значение
- Применять правило для сложения отрицательных чисел устно и письменно
- Уметь работать с математическим текстом
- Уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применяя математическую терминологию
- Совершенствовать вычислительные навыки
Средства обучения
- Компьютер
- Проектор
- Презентация к уроку
- Листы самооценки на каждого ученика
- Карточки с разноуровневыми заданиями
- Плакат
- Учебник, тетради
Методы обучения: практический, частично – поисковый, эвристический
Сложение отрицательных чисел (Урок 1)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; -установить тематические рамки | Создает условие для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Чтобы наш урок прошел хорошо: Друг к другу повернитесь, Друг другу улыбнитесь, Пожелайте удачи, А теперь садитесь. - Ребята! Сегодня на уроке мы должны сделать очень важные открытия. Пока это моя небольшая тайна. Я надеюсь, что это открытие вы сами сделаете, работая в парах, самостоятельно, вместе с классом, а моя помощь вам будет минимальной. | Учащиеся приветствуют учителя, соседа по парте, готовят к уроку рабочее место. | Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявления места и причины затруднения. Цели: -создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -зафиксировать причину затруднения во внешней речи | Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -зафиксировать причину затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | (Слайд 1) Разминка для ума. Игра – «цепочка» |- 6,5 | – 1,5 ∙ 2,4 + |- 0,4 | − 3,8 : |- 2 | ∙ 0,1 + | 1,57 | О чём говорит последнее число в цепочке? Да, сегодня 2 марта. (Слайд 2) Даны числа: 0; -15; 21; -6, 5; 5; -9 а) На какие группы чисел их можно разбить? б) Чем отличаются положительные числа от отрицательных в) Назовите модуль каждого числа; г) Какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами? Слайд 3 - найдите сумму чисел с помощью координатной прямой. -3+ (-5); -2+(- 4); -1+(-3); -48+(-36); -13+ (-2). - все ли числа вы смогли сложить? - назовите выражения значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение? -почему возникло затруднение? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Решают примеры устного счета. Сегодня 2 марта Положительные, отрицательные., ноль; дробные, целые. находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой нет так как не хватает координатной прямой | Уметь применять правила сложения , вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей на натуральное число. Уметь применять правила нахождение модуля числа, сложение чисел с помощью координатной прямой | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий | Таким образом, у нас возникло затруднение при выполнении какого действия? - Следовательно тема нашего урока - А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться? (складывать отрицательные числа без координатной прямой) -значит цель нашего урока: научиться складывать отрицательные числа. (самопроверка) (слайд 4) Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? | при сложении отрицательных чисел формулируют тему урока «Сложение отрицательных чисел» научиться складывать отрицательные числа Сообща. Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,… | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: уметь Формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
IV. Реализация построенного проекта. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речах и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения отрицательных чисел Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел. (8 мин) (слайд 5) Проверьте себя по учебнику на стр.180. Закройте глаза и ещё раз повторите правило. Проговорите правило друг другу. | Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы. | Уметь выполнять сложение отрицательных чисел | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: -реализовать построенный проект; -закрепить новое знание в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего раннее затруднения | Организует реализацию построенного проекта, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | .Давайте, вернемся, к примеру -48+(-36), -1+ (-2). (слайд 6) Чему равна сумма этих чисел? Задание1. Работа по учебнику: выполнить № 1045(а-з) у доски и в тетрадях. Физкультминутка!!!! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Н На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки все присели, А потом тихонько сели. | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Уметь выполнять сложение отрицательных чисел | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
VI. Самостоятельная работа Цель: применить новые знания на практике, создать ситуацию успеха, учить работать в парах и индивидуально | Самостоятельная работа.
Ответы расположите в порядке возрастания и поставьте к ним соответствующие буквы. Взаимопроверка. (слайд 7) Если всё сделали правильно запишите «умничка», 1 ошибка «хорошо», больше «учи правило». (слайд 8) В Индии в 7 веке великим математиком и астрономом Брахмагуптом были впервые сформулированы правила действий с отрицательными числами. Только они звучали немного странно. Вот цитаты из его трудов: « Имущество и имущество есть имущество» «Сумма двух нулей есть ноль» Какое из его правил мы изучали сегодня? Задание. Составим ромашку. На парте у каждого лежат два лепестка, на котором записан пример, считают и прикрепляют его к серединке, на которой значение этого выражения. 1 карточка -7+(-16), -8,3+(-14,7), -12,75+(-10,25), -9+(-14), -5 +(-17 ), -9 +(-13 ), -1,03+(-21,97). 2 карточка -6,7+(-3,3), -3,8+(-6,2), -5, 13+(-4,87), -7 +(-2 ), -4+(-5), -2+(-8), -0,31+(-9,69) | Ребята выполняют самостоятельную работу «Сумма двух долгов есть долг» | формируется навык сложения отрицательных чисел. | Регулятивные: уметь работать коллективно по составленному плану. Личностные: -самостоятельность, толерантность, организованность, аккуратность, внимание, самоопределение. | |
VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию возникшего раннее затруднения | Организуют фиксирование нового содержания, рефлексию | -Какие слова вы ассоциировали бы с отрицательными числами. Проигрыш - выигрыш, убыток- прибыль (слайд 9) Зачем нужно в жизни отрицательные числа. Где приходится складывать в жизни отрицательные числа? Какое открытие вы сделали на этом уроке? Молодцы! Вы настоящие учёные – открыватели. Давайте поздравим друг друга. (Слайд 10) рефлексия Что нового, интересного узнали? 2. Что понравилось? 3. Что было трудно? Домашняя работа: п. 32, с.176, №1056 (а-е), № 1058, № 1060 (Слайд 11) | По правилу можно сложить любые отрицательные числа. Для этого надо сложить их модули и поставить знак минус | . | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке |
Лабораторно-практическая работа в парах
Тема: «Сложение отрицательных чисел»
Задача: Вывести правило сложения отрицательных чисел.
Ход работы:
1. Начертите в тетради координатную прямую.
2. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел: Заполните таблицу:
Пример | Найти модули чисел | Знак суммы | Ответ |
-5 + (-2)= | |-5| = |-2|= | ||
-3,5 + ( -3 )= | |-3,5|= |-3|= | ||
-4 + ( -1,5) = | |-1,5 |= |-4|= |
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел, какой знак может получиться?
________________________________________________________________________________________________________________
Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?
Сделайте вывод: при сложении отрицательных чисел модуль ответа равен __________________________________________________.
Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:
-36 +(-33)=
-9,2 + (-1,2)=
-25 + (-28)=
-5,4 +(-5,6)=
Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел : Чтобы сложить два отрицательных числа надо:
- поставить знак _______________.
- ________________________ модули чисел.
Самостоятельная работа. ( взаимопроверка)
и -23+(-11); и -15+(-21); н -1,8 +(-5,9); н -2,5+(-3,7); я ; я -3,7+(-4,5+4,5) и -2,7 + (-3,6); и - 1,4 + (-2,7) д (-5,9+5,9)+(-6,8) д | Самостоятельная работа. ( взаимопроверка)
и -23+(-11); и -15+(-21); н -1,8 +(-5,9); н -2,5+(-3,7); я ; я -3,7+(-4,5+4,5) и -2,7 + (-3,6); и - 1,4 + (-2,7) д (-5,9+5,9)+(-6,8) д |
Самостоятельная работа. ( взаимопроверка)
и -23+(-11); и -15+(-21); н -1,8 +(-5,9); н -2,5+(-3,7); я ; я -3,7+(-4,5+4,5) и -2,7 + (-3,6); и - 1,4 + (-2,7) д (-5,9+5,9)+(-6,8) д | Самостоятельная работа. ( взаимопроверка)
и -23+(-11); и -15+(-21); н -1,8 +(-5,9); н -2,5+(-3,7); я ; я -3,7+(-4,5+4,5) и -2,7 + (-3,6); и - 1,4 + (-2,7) д (-5,9+5,9)+(-6,8) д |
Плакат «Учимся правильно выражать своё мнение» (Содержание)
«Я думаю, что...,потому что...», «Я считаю, что..., потому что...», «Мы посовещались и решили...., потому что...», «Мое мнение следующее...», «Я не согласен с мнением...», Мне больше всего удалось…………Б «Я могу себя похвалить за то, что………), Я могу похвалить своих одноклассников за то, что……….», «Меня удивило на уроке…….», « Для меня было открытием то, что ……………..», « На, мой взгляд, мне на уроке не удалось………», « Мне надо учесть на будущее……».
А ещё я хочу узнать – понравился ли вам сегодняшний урок. Предлагаю каждому из вас оценить урок с помощью солнышка, тучи, и капель
Дождя
Найдите значение выражения (-47 + ( -39)) + ( 3,6 + (-3,6)) = |
найдите модуль корня уравнения: х – (-888) = - 601 |
Найдите значение выражения (-8,2 + (-1,9)) + ( -5,2 + 5,2)) = | Найдите значение выражения: ( -0,211 + ( -3,181)) + (-2,3 + (-2,03)). |
Найдите значение выражения - 4,918 + ( -3 + (-11)) + 4,918 = | найдите модуль корня уравнения: х – (-85) = - 741 |
-7+(-16)
-8,3+(-14,7)
-12,75+(-10,25)
-9+(-14)
-5 +(-17 )
-9 +(-13 )
-1,03+(-21,97)
-6,7+(-3,3)
-3,8+(-6,2)
-5, 13+(-4,87)
-7 +(-2 ) -4+(-5)
-2+(-8)
-0,31+(-9,69)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
0; -15; -6,7; 21 ; 5 ½; -4,3; - 21; 0,84 ; -9 5 5
- 3 + (-5)= -2 + (-4)= -1 + (-3)= -48 + (-36)= - 13 + (-2 )= Выполните сложение с помощью координатной прямой:
Сложение отрицательных чисел
-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 х -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х 2) С D -2 + (-4) = … 3 ) Е F -1 + (-3) = … -6 -4 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3 -2 -1 0 1 х 1 ) B A -3 + (-5) = … -8
Лабораторно – практическая работа Пример Найти модули чисел Знак суммы Ответ -5 + (-2 ) |-5| = |-2 |= -3,5 + ( -3 ) |-3,5 |= |- 3 |= -4 + ( -1,5) |-1,5 |= |- 4 |= - 36 +(-33 ) = -9,2 + (-1,2) = -25 + (-28) = - 5,4 +(-5,6) = - 69 - 10,4 - 53 -11 5 3,5 1,5 2 3 4 -7 -6,5 -5,5 минус минус минус
-48 + (-36)= - 13 + (-2 )= - - (13 + 2 ) = -16 (48+36) = - 84
1 вариант 2 вариант -34 и -36 и -7,7 н -6,2 н -6,8 д -5 д -6,3 и -4,1 и -4 я -3,7 я
Это интересно Брахмагупта – индийский математик, который жил в VII веке. « Имущество и имущество есть имущество» « Сумма двух долгов есть долг» « Сумма имущества и нуля есть имущество » « Сумма двух нулей есть ноль» Цитаты из трактата Брахмагупты
Проигрыш - выигрыш долг - имущество расход - приход глубина – высота убыток- прибыль
Закончи предложение: Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Мое настроение… Теперь я могу… Мне больше всего удалось… Урок дал мне для жизни…
Задание на дом: п. 32, с.176, №1056 (а-е), № 1058, № 1060
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Сложение отрицательных чисел", п.32
Тестовая работа, 6 класс, п. 32, УМК Н.Я. Виленкин. Тест выполнен в программе Excel - 2003, с применением макросов....
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Урок-обобщение по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками" разработан в форме дидактической игры...
План-конспект урока математики в 6 классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Урок изучения нового материала.Содержательная основа учебного занятия: 1)опорные знания: понятие координатной прямой, понятие отрицательных иположительных чисел, понятие модуля числа; 2) опорные ...
Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками
Задачи занятия:1. Учебная:• выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.2. Воспитательная:• воспитать внимание;• умение работать в паре.3. Развивающая:• развивать ло...
Проверочный тест по математике по теме "Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками"(6 класс)
Тест по математике в 6 классе в двух вариантах...
Урок по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"
Материал к уроку по математике "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"Технологическая картаПрезентацияТест...
Методическая разработка урока по теме: ««Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Материал содержит конспект урока комплексного применения знаний в 6 классе....