Современные методы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уроках математики
статья по математике
Современные методы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_statya_po_dialogu_kultur_galanina.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на уроках математики
Реальность сегодняшнего дня в российском образовании выражается в возросших требованиях к универсальности знаний и подъему уровня духовной культуры учащихся для формирования интеллектуального и духовного потенциала общества. На первый взгляд, казалось бы, как математика может влиять на уровень культуры и воспитанности учащихся. Однако она всегда являлась неотъемлемой и значимой частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Почему-то считается, что патриотическое и духовно-нравственное воспитание возможно только на уроках истории, литературы, татарского языка, музыки и других предметов гуманитарной направленности. Конечно, это совсем не так. На уроках математики воспитывать гордость за свою родину, изучать культуру разных народов можно также, как и на гуманитарных предметах. Достигать этого можно с помощью определенных методов, о которых я хочу рассказать в этой статье. Первый метод – это проектирование задач с использованием прикладных материалов исторической, краеведческой культурологической направленности. Он позволяет закрепить изученный материал и расширить кругозор учащихся по историческим, нравственным темам. Так тему «Реалии и легенды Отечественная войны 1812 года» я использовала при повторении математической темы «Логарифмы», а «Интересная достопримечательность Татарстана: древний город Великий Булгар» и «Русь и Золотая Орда» при закреплении темы «Арифметические действия с натуральными числами», «Остров-град Свияжск» при повторении десятичных дробей, «Дружба народов» при решении задач на нахождении числа по его части и многие другие. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о республике, городе, повышает интерес к предмету. Когда история сплетается с умением решать задачу, задача становится более значимой. Она помогает погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий. Назначением таких задач является не только формирование умения их решать, но и воздействие на духовный мир учащихся, на их нравственные ценности. Такие задания способны оставить глубокий след в личностном становлении подростка. Еще одним из методов духовно – нравственного развития и воспитания является выполнение заданий, содержащих сюжетное содержание текстовых задач и иллюстративный ряд. Рассмотрим пример такого задания. Национальный музей Республики Татарстан - главное музейное хранилище республики, крупнейший региональный музейный фонд России. Бесценна по разнообразию и научной значимости булгарская коллекция – единственная в мире, представляющая высокий уровень развития культуры Волжско-Камской Булгарии. Ныне музейное собрание Национального музея Республики Татарстан насчитывает более 910 тысяч единиц хранения. Наиболее крупным является археологический фонд, представляющий комплекс коллекций по древней и средневековой истории региона, который составляет 30 % от общего числа единиц хранения. Найдите число единиц хранения археологического фонда, округлив его десятков тысяч. Еще один пример такого типа задач. ООН (организация объединенных наций) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Сколько стран входит ООН? Для определения цифр данного числа решите следующие задания. 1. Решите уравнение 2(4х-1)+19=25; 2. Решите задачу. Часы бьют три, и, пока они бьют, проходит 3 секунды. Сколько времени пройдет, пока часы будут бить семь. 3. Решите задачу. Сколько времени потребуется лодке, собственная скорость которой равна 28 км/ч, чтобы проплыть по озеру 84 км? (Ответ 193).
Подводя итог, можно отметить, что применение таких методов духовно – нравственного развития и воспитания учащихся является основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Доклад на тему "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока и дополнительного географического образования"
Доклад для выступления на РМО....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках математики.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки
Выступление на педагогическом совете. Раскрывает роль музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся школы....
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Рабочая программа по духовно-нравственной культуре России для 9ых классов по учебнику Логинова А.А., Данилюк А.Я. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 9 класс»
Цели программы - сформировать у учащихся целостное представление о традиционных общечеловеческих ценностях и их взаимосвязь с духовной сферой деятельности человека ;- осветить наиболее важн...