РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 11 класса среднего общего образования
рабочая программа по математике (11 класс)
Рабочая программа по математике 11 класса к учебнику Никольского С.М. и Атанасяна Л.С. Составлена в соответствии со стандартами второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_11_klass.doc | 842 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кыштовская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Российской Федерации К.А.Тимермана»
Адрес: 632270, Новосибирская область, Кыштовский р-н, село Кыштовка, ул. Волкова, 55
Тел. 8-383 - 71-21-240, e-mail:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
Для 11 класса среднего общего образования
Составитель: Евдокимова Юлия Сергеевна
учитель математики
с. Кыштовка
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 -11 класса, разработана на основе следующих документов:
#1060;едеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от г № 1897;
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. -4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3. Программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения);
4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Программа соответствует учебнику Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. 10; 11 классы.. Базовый и углубленный уровни и Геометрия – 10-11 класс, автор Л.С.Атанасян. В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации выделяются три направления требований к результатам математического образования:
- Практико- ориентированное математическое образование (математика для жизни);
- Математика для использования в профессии;
- Творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся, которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в области математики, физики, экономики и других областях.
Эти направления реализуются в двух блоках требований требований к результатам математического образования. На углубленном уровне:
- Выпускник научится в 10–11-м классах: для успешного продолжения образования по специальностям, связанным с прикладным использованием математики.
- Выпускник получит возможность научиться в 10–11-м классах: для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук.
Планируемые предметные результаты освоения ООП ООО
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
Углубленный уровень «Системно-теоретические результаты» | |||
Раздел | II. Выпускник научится | IV. Выпускник получит возможность научиться | |
Цели освоения предмета | Для успешного продолжения образования по специальностям, связанным с прикладным использованием математики | Для обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, связанным с осуществлением научной и исследовательской деятельности в области математики и смежных наук | |
Требования к результатам | |||
Элементы теории множеств и математической логики |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Достижение результатов раздела II; оперировать понятием определения, основными видами определений, основными видами теорем; понимать суть косвенного доказательства; оперировать понятиями счетного и несчетного множества; применять метод математической индукции для проведения рассуждений и доказательств и при решении задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать теоретико-множественный язык и язык логики для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов | |
Числа и выражения |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и оценивать разными способами числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов | Достижение результатов раздела II; свободно оперировать числовыми множествами при решении задач; понимать причины и основные идеи расширения числовых множеств; владеть основными понятиями теории делимости при решении стандартных задач иметь базовые представления о множестве комплексных чисел; свободно выполнять тождественные преобразования тригонометрических, логарифмических, степенных выражений; владеть формулой бинома Ньютона; применять при решении задач теорему о линейном представлении НОД; применять при решении задач Китайскую теорему об остатках; применять при решении задач Малую теорему Ферма; уметь выполнять запись числа в позиционной системе счисления; применять при решении задач теоретико-числовые функции: число и сумма делителей, функцию Эйлера; применять при решении задач цепные дроби; применять при решении задачмногочлены с действительными и целыми коэффициентами; владеть понятиями приводимый и неприводимый многочлен и применять их при решении задач; применять при решении задач Основную теорему алгебры; применять при решении задач простейшие функции комплексной переменной как геометрические преобразования | |
Уравнения и неравенства |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Достижение результатов раздела II;
| |
Функции | Владеть понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; уметь применять эти понятия при решении задач; владеть понятием степенная функция; строить ее график и уметь применять свойства степенной функции при решении задач; владеть понятиями показательная функция, экспонента; строить их графики и уметь применять свойства показательной функции при решении задач; владеть понятием логарифмическая функция; строить ее график и уметь применять свойства логарифмической функции при решении задач; владеть понятиями тригонометрические функции; строить их графики и уметь применять свойства тригонометрических функций при решении задач; владеть понятием обратная функция; применять это понятие при решении задач; применять при решении задач свойства функций: четность, периодичность, ограниченность; применять при решении задач преобразования графиков функций; владеть понятиями числовая последовательность, арифметическая и геометрическая прогрессия; применять при решении задач свойства и признаки арифметической и геометрической прогрессий. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) | Достижение результатов раздела II; владеть понятием асимптоты и уметь его применять при решении задач; применять методы решения простейших дифференциальных уравнений первого и второго порядков | |
Элементы математического анализа | Владеть понятием бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и уметь применять его при решении задач; применять для решения задач теорию пределов; владеть понятиями бесконечно большие и бесконечно малые числовые последовательности и уметь сравнивать бесконечно большие и бесконечно малые последовательности; владеть понятиями: производная функции в точке, производная функции;
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
|
| |
Статистика и теория вероятностей, логика и комбинаторика | Оперировать основными описательными характеристиками числового набора, понятием генеральная совокупность и выборкой из нее;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Достижение результатов раздела II; иметь представление о центральной предельной теореме; иметь представление о выборочном коэффициенте корреляции и линейной регрессии; иметь представление о статистических гипотезах и проверке статистической гипотезы, о статистике критерия и ее уровне значимости; иметь представление о связи эмпирических и теоретических распределений; иметь представление о кодировании, двоичной записи, двоичном дереве; владеть основными понятиями теории графов (граф, вершина, ребро, степень вершины, путь в графе) и уметь применять их при решении задач; иметь представление о деревьях и уметь применять при решении задач; владеть понятием связность и уметь применять компоненты связности при решении задач; уметь осуществлять пути по ребрам, обходы ребер и вершин графа; иметь представление об эйлеровом и гамильтоновом пути, иметь представление о трудности задачи нахождения гамильтонова пути;
| |
Текстовые задачи |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Достижение результатов раздела II | |
Геометрия |
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
|
| |
Векторы и координаты в пространстве |
| Достижение результатов раздела II;
| |
История математики |
| Достижение результатов раздела II | |
Методы математики |
| Достижение результатов раздела II; применять математические знания к исследованию окружающего мира (моделирование физических процессов, задачи экономики) |
Цели и задачи курса:
Цели:
* формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
* развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
* овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на углубленном уровне, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
* воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи
* систематизировать сведения о числах; изучить новые виды числовых выражений и формул; совершенствовать практические навыки и вычислительную культуру, расширять и совершенствовать алгебраический аппарат, сформированный в основной школе, и применять его к решению математических задач;
* расширить и систематизировать общие сведения о функциях, пополнить класс изучаемых функций, проиллюстрировать широту применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
* изучить свойства пространственных тел, сформирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
* развивать представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
* ознакомить с основными идеями и методами математического анализа.
Описание места курса в учебном плане.
Учебный план на изучение математики в 10-11классах отводит 6 часа в неделю, в течение двух лет: 10 класс-216 часов, 11класс-204 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
- развитие способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
- решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
- практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
- возможность практического использования приобретённых обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
- подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Личностные результаты предполагают сформированность:
- способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
- умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута;
- умений решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения индивидуальной образовательной траектории;
- целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
Метапредметные результаты предполагают сформированность:
- способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
- владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
- умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты предполагают сформированность:
- представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению
- сформированность навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и др. формы)
- к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования для учебных предметов, в том числе «Математика», на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях ,позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основныхсвойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, остатистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
- сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;
- сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
- сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
- сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; принятие этических аспектов информационных технологий;
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
Содержание учебного предмета.
Алгебра.
Действительные числа. Понятие натурального числа. Множества чисел. Свойства действительных чисел. Комплексные числа и операции над ними. Метод математической индукции. Доказательство числовых неравенств. Делимость целых чисел. Сравнения по модулю m. Задачи с целочисленными неизвестными.
Рациональные уравнения и неравенства. Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Деление многочленов с остатком. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие неравенства. Системы рациональных неравенств.
Корень степени n . Понятие корня степени n. Корни четной и нечетной степеней. Арифметический корень. Свойства корней степени n. Степень положительного числа. Понятие и свойства степени с рациональным показателем.Понятие степени с иррациональным показателем.
Логарифмы. Понятие и свойства логарифмов. Логарифмическая функция. Десятичный логарифм (приближенные вычисления). Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Простейшие показательные и логарифмические уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные и логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.
Синус, косинус угла Понятие угла и его меры. Определение синуса и косинуса угла, основные формулы для них. Арксинус и арккосинус. Тангенс и котангенс угла Определение и основные формулы для тангенса и котангенса угла. Арктангенс и арккотангенс. Формулы сложения. Косинус суммы (и разности) двух углов. Формулы для дополнительных углов. Синус суммы (и разности) двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов. Произведение синусов и косинусов. Формулы для тангенсов. Тригонометрические функции числового аргумента. Функции y = sin x, y = cos x, y = tg x, y = ctg x. Тригонометрические уравнения и неравенства Простейшие тригонометрические уравнения. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства. Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Введение вспомогательного угла.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Перестановки. Размещения. Сочетания. Вероятность события. Понятие и свойства вероятности события. Частота. Условная вероятность. Относительная частота события. Условная вероятность. Независимые события.
Повторение. При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.
Функции. Функции и их графики Элементарные функции. Исследование функций и по-строение их графиков элементарными методами. Основные способы преобразования графиков. Графики функций, содержащих модули. Предел функции и непрерывность. Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале, на отрезке. Непрерывность элементарных функций. Разрывные функции. Обратные функции . Понятие обратной функции. Взаимно обратные функции. Обратные тригонометрические функции.
Начала математического анализа.
Предел последовательности. Свойства пределов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Число е. Производная. Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Непрерывность функций, имеющих производную, дифференциал. Производные элементарных функций. Производная сложной функции. Производная обратной функции. Применение производной. Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Приближенные вычисления. Теоремы о среднем. Возрастание и убывание функций. Производные высших порядков. Выпуклость графика функции. Экстремум функции с единственной критической точкой. Задачи на максимум и минимум. Асимптоты. Дробно-линейная функция. Построение графиков функций с применением производной. Формула и ряд Тейлора.
Первообразная и интеграл. Понятие первообразной. Замена переменной и интегри-рование по частям. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Приближенное вычисление определенного интеграла. Формула Ньютона — Лейбница. Свойства определенных интегралов. Применение определенных интегралов в геометрических и физических задачах. Понятие дифференциального уравнения. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.
Уравнения и неравенства.
Равносильность уравнений и неравенств. Равносильные преобразования уравнений и неравенств. Уравнения-следствия. Понятие уравнения-следствия. Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Приведение подобных членов уравнения. Освобождение уравнения от знаменателя. Применение логарифмических, тригонометрических и других формул. Равносильность уравнений и неравенств системам. Решение уравнений с помощью систем. Уравнения вида f(a(x)) = f($(x)). Решение неравенств с помощью систем. Неравенства вида f(a(x)) > f($(x)). Равносильность уравнений на множествах. Возведение уравнения в четную степень. Умножение уравнения на функцию. Логарифмирование и потенцирование уравнений, приведение подобных членов, применение некоторых формул. Равносильность неравенств на множества. Возведение неравенства в четную степень и умножение неравенства на функцию, потенцирование логарифмических неравенств, приведение подобных членов, применение некоторых формул. Нестрогие неравенства. Метод промежутков для уравнений и неравенств. Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств. Использование областей существования, неотрицательности, ограниченности, монотонности и экстремумов функции, свойств синуса и косинуса при решении уравнений и неравенств. Системы уравнений с несколькими неизвестными. Равносильность систем. Система-следствие. Метод замены неизвестных. Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений. Уравнения, неравенства и системы с параметрами. Уравнения, неравенства и уравнения с параметром.
Повторение. При организации текущего и итогового повторения используются задания из раздела «Задания для повторения» и другие материалы.
Геометрия.
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Теорема Чевы и теорема Менелая.
Календарно-тематический план 10 класс
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1-5 | Повторение | 5 | ||
1-4 | 1-4 | Повторение материала геометрии и алгебры 7-9 классов | 4 | |
5 | 5 | Контрольная работа 1 | 1 | |
6-20 | Действительные числа | 15 | ||
6-7 | 1-2 | Понятие действительного числа | 2 | |
8-9 | 3-4 | Множества чисел .Свойства действительных чисел | 2 | |
10-12 | 5-7 | Метод математической индукции | 3 | |
13 | 8 | Перестановки | 1 | |
14 | 9 | Размещения | 1 | |
15 | 10 | Сочетания | 1 | |
16 | 11 | Доказательство числовых неравенств | 1 | |
17 | 12 | Делимость целых чисел | 1 | |
18 | 13 | Сравнение по модулю | 1 | |
19 | 14 | Задачи с целочисленными неизвестными | 1 | |
20 | 15 | Контрольная работа 2 | 1 | |
21-22 | 16-17 | Резерв | 2 | |
23-26 | Аксиомы стереометрии и следствия из них | 4 | ||
23 | 1 | Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | |
24-26 | 2-4 | Аксиомы и следствия из них. Самостоятельная работа 20 минут | 3 | |
27-38 | Параллельность прямых и плоскостей | 12 | ||
27-28 | 1-2 | .Параллельные прямые в пространстве | 2 | |
29-30 | 3-4 | .Параллельность прямой и плоскости. | 2 | |
31 | 5 | Скрещивающиеся прямые | 1 | |
32 | 6 | Углы с сонаправленными сторонами. | 1 | |
33-34 | 7-8 | Решение задач по теме «Параллельность прямых. Параллельность прямой и плоскости» | 2 | |
35 | 9 | Контрольная работа 3 | 1 | |
36 | 10 | Параллельность двух плоскостей | 1 | |
37-38 | 11-12 | Свойства параллельных плоскостей. Самостоятельная работа. | 2 | |
39-56 | Рациональные уравнения и неравенства | 17 | ||
39 | 1 | Рациональные выражения | 1 | |
40 | 2 | Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней | 1 | |
41 | 3 | Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида. | 1 | |
42 | 4 | Теорема Безу. Корень многочлена | 1 | |
43-44 | 5-6 | Рациональные уравнения | 2 | |
45-46 | 7-8 | Системы рациональных уравнений | 2 | |
47-48 | 9-10 | Метод интервалов решения неравенств | 2 | |
49-50 | 11-12 | Рациональные неравенства | 2 | |
51-52 | 13-14 | Нестрогие неравенства | 2 | |
53-54 | 15-16 | Системы рациональных неравенств | 2 | |
55 | 17 | Контрольная работа 4 | 1 | |
56-68 | Корень степени n | 13 | ||
56 | 1 | Понятие функции и ее графика | 1 | |
57-58 | 2-3 | Функция у=х n | 2 | |
59 | 4 | Понятие корня степени n | 1 | |
60 | 5 | Корни четной и нечетной степеней | 1 | |
61-62 | 6-7 | Арифметический корень | 2 | |
63-64 | 8-9 | Свойства корней степени n | 2 | |
65 | 10 | Функция y = n√х, x≥0. | 1 | |
66 | 11 | Функция y = n√х | 1 | |
67 | 12 | Корень степени n из натурального числа | 1 | |
68 | 13 | Контрольная работа 5 | 1 | |
69-74 | Тетраэдр и параллепипед | 6 | ||
69 | 1 | Тетраэдр | 1 | |
70-71 | 2-3 | Параллелепипед | 2 | |
72-74 | 4-6 | Построение сечений. Самостоятельная работа | 3 | |
75-86 | Степень положительного числа | 12 | ||
75 | 1 | Степень с рациональным показателем | 1 | |
76-77 | 2-3 | Свойства степени с рациональным показателем | 2 | |
78 | 4 | Понятие предела последовательности | 1 | |
79 | 5 | Свойства пределов. | 1 | |
80 | 6 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 1 | |
81 | 7 | Число e | 1 | |
82 | 8 | Понятие степени с иррациональным показателем | 1 | |
83-84 | 9-10 | Показательная функция | 2 | |
85 | 11 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
86 | 12 | Резерв | 1 | |
87-92 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 6 | ||
87 | 1 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные плоскости. | 1 | |
88-90 | 2-4 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 3 | |
91-92 | 5-6 | Решение задач | 2 | |
93-104 | Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность плоскостей | 12 | ||
93 | 1 | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | |
94 | 2 | Теорема о 3-х перпендикулярах | 1 | |
95 | 3 | Проекция фигуры на плоскость | 1 | |
96 | 4 | Угол между прямой и плоскостью | 1 | |
97-98 | 5-6 | Решение задач | 2 | |
99-100 | 7-8 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности 2-х плоскостей | 2 | |
101-102 | 9-10 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | |
103 | 11 | Решение задач | 1 | |
104 | 12 | Контрольная работа № 7 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 1 | |
105-111 | Логарифмы | 7 | ||
105 | 1 | Понятие логарифма | 1 | |
106-108 | 2-4 | Свойства логарифмов | 3 | |
109 | 5 | Логарифмическая функция | 1 | |
110 | 6 | Десятичные логарифмы | 1 | |
111 | 7 | Степенные функции | 1 | |
112-123 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | 12 | ||
112 | 1 | Простейшие показательные уравнения | 1 | |
113-114 | 2-3 | Простейшие логарифмические уравнения | 2 | |
115-116 | 4-5 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 | |
117-118 | 6-7 | Простейшие показательные неравенства | 2 | |
119-120 | 8-9 | Простейшие логарифмические неравенства | 2 | |
121-122 | 10-11 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 | |
123 | 12 | Контрольная работа № 8 | 1 | |
124-138 | Многогранники | 15 | ||
124 | 1 | Понятие многогранника. | 1 | |
125-127 | 2-4 | Призма. Площадь боковой поверхности призмы | 3 | |
128 | 5 | Пирамида. | 1 | |
129-130 | 6-7 | Правильная пирамида | 2 | |
131-132 | 8-9 | Усеченная пирамида | 2 | |
133 | 10 | Контрольная работа № 9 «Многогранники» | 1 | |
134 | 11 | Симметрия в пространстве | 1 | |
135-136 | 12-13 | Правильные многогранники | 2 | |
137-138 | 14-15 | Зачет «Многогранники» | 2 | |
139-148 | Синус и косинус угла | 10 | ||
139 | 1 | Понятие угла | 1 | |
140 | 2 | Радианная мера угла | 1 | |
141 | 3 | Определение синуса и косинуса угла | 1 | |
142-143 | 4-5 | Основные формулы для sin α и cos α | 2 | |
144 | 6 | Арксинус | 1 | |
145 | 7 | Арккосинус | 1 | |
146-147 | 8-9 | Примеры использования Арксинуса и Арккосинуса | 2 | |
148 | 10 | Формулы для Арксинуса и Арккосинуса | 1 | |
149-157 | Тангенс и котангенс угла | 9 | ||
149 | 1 | Определение тангенса и котангенса угла | 1 | |
150-151 | 2-3 | Основные формулы для tg α и ctg α | 2 | |
152 | 4 | Арктангенс | 1 | |
153 | 5 | Арккотангенс | 1 | |
154-155 | 6-7 | Примеры использования Арктангенса и Арккотангенса | 2 | |
156 | 8 | Формулы для Арктангенса и Арккотангенса | 1 | |
157 | 9 | Контрольная работа № 10 | 1 | |
158-168 | Формулы сложения | 11 | ||
158-159 | 1-2 | Косинус разности и косинус суммы двух углов | 2 | |
160 | 3 | Формулы для дополнительных углов | 1 | |
161-162 | 4-5 | Синус суммы и синус разности двух углов | 2 | |
163-164 | 6-7 | Сумма и разность синусов и косинусов | 2 | |
165-166 | 8-9 | Формулы для двойных и половинных углов | 2 | |
167 | 10 | Произведение синусов и косинусов | 1 | |
168 | 11 | Формулы для тангенсов | 1 | |
169-177 | 10. Тригонометрические функции числового аргумента | 9 | ||
169-170 | 1-2 | Функция y = sin x | 2 | |
171-172 | 3-4 | Функция y = cos x | 2 | |
173-174 | 5-6 | Функция y = tg x | 2 | |
175-176 | 7-8 | Функция y = ctg x | 2 | |
177 | 9 | Контрольная работа № 11 | 1 | |
178-190 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 13 | ||
178-179 | 1-2 | Простейшие тригонометрические уравнения | 2 | |
180-181 | 3-4 | Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 2 | |
182-183 | 5-6 | Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений | 2 | |
184 | 7 | Однородные уравнения | 1 | |
185 | 8 | Простейшие неравенства для синуса и косинуса | 1 | |
186 | 9 | Простейшие неравенства для тангенса и котангенса | 1 | |
187 | 10 | Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного | 1 | |
188 | 11 | Введение вспомогательного угла | 1 | |
189 | 12 | Замена неизвестного t=sinx+cosx | 1 | |
190 | 13 | Контрольная работа № 12 | 1 | |
191-199 | Элементы теории вероятностей | 9 | ||
191-192 | 1-2 | Понятие вероятности события | 2 | |
193-194 | 3-4 | Свойства вероятностей | 2 | |
195 | 5 | Относительная частота события | 1 | |
196 | 6 | Условная вероятность. Независимость событий | 1 | |
197 | 7 | Математическое ожидание | 1 | |
198 | 8 | Сложный опыт | 1 | |
199 | 9 | Формула Бернулли. Закон больших чисел | 1 | |
200-216 | Повторение | 17 | ||
200-209 | 1-10 | Повторение курса алгебры , начал математического анализа и геометрии за 10 класс | 10 | |
210-212 | 11-13 | Итоговая контрольная работа | 3 | |
213-216 | 14-17 | Резерв | 4 |
Календарно-тематический план 11 класс
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1-4 | Повторение | 4 | ||
1 | 1-3 | Повторение курса 10 класса: «Рациональные уравнения и неравенства.» | 3 | |
2 | Повторение курса 10 класса: «Показательные уравнения и неравенства» | |||
3 | Повторение курса 10 класса: «Логарифмические уравнения и неравенства». «Тригонометрические выражения. Решение тригонометрических уравнений» | |||
4 | 4 | Входная контрольная работа | 1 | |
5-14 | § 1 Функции и их графики | 10 | ||
5 | 1 | Элементарные функции | 1 | |
6-7 | 2-3 | Область определения и область значения функции. Ограниченность функции. | 2 | |
8-9 | 4-5 | Четность, нечетность, периодичность функции. | 2 | |
10-11 | 6-7 | Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции. | 2 | |
12 | 8 | Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. | 1 | |
13 | 9 | Основные способы преобразования графиков. | 1 | |
14 | 10 | Графики функций содержащих модули. | 1 | |
15-19 | § 2. Предел функции и непрерывность | 5 | ||
15 | 1 | Понятие предела функции | 1 | |
16 | 2 | Односторонние пределы | 1 | |
17 | 3 | Свойства пределов функций | 1 | |
18 | 4 | Понятие непрерывности функции | 1 | |
19 | 5 | Непрерывность элементарных функций | 1 | |
20-25 | §3. Обратные функции | 6 | ||
20 | 1 | Понятие обратной функции | 1 | |
21 | 2 | Взаимно обратные функции | 1 | |
22-23 | 3-4 | Обратные тригонометрические функции | 2 | |
24 | 5 | Примеры использования обратных тригонометрических функций | 1 | |
25 | 6 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
26-32 | Векторы | 7 | ||
26 | 1 | Понятие вектора. | 1 | |
27 | 2 | Равенство векторов | 1 | |
28 | 3 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов | 1 | |
29 | 4 | Умножение вектора на число | 1 | |
30 | 5 | Компланарные векторы | 1 | |
31 | 6 | Правило параллелепипеда | 1 | |
32 | 7 | Контрольная работа №2 | 1 | |
33-42 | Метод координат в пространстве | 10 | ||
33 | 1 | Прямоугольная декартовая система координат в пространстве .Кординаты вектора | 1 | |
34 | 2 | Связь между координатами точек и координатами вектора. | 1 | |
35-36 | 3-4 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | |
37-39 | 5-7 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 3 | |
40-41 | 8-9 | Движение | 2 | |
42 | 10 | Контрольная работа №3 | 1 | |
43-53 | § 4. Производная | 11 | ||
43-44 | 1-2 | Понятие производной | 2 | |
45-46 | 3-4 | Производная суммы. Производная разности | 2 | |
47 | 5 | Непрерывность функции, имеющей производную. Дифференциал | 1 | |
48-49 | 6-7 | Производная произведения. Производная частного | 2 | |
50 | 8 | Производные элементарных функций | 1 | |
51-52 | 9-10 | Производная сложной функции | 2 | |
53 | 11 | Контрольная работа № 4 | ||
54-69 | § 5. Применение производной | 16 | ||
54-55 | 1-2 | Максимум и минимум функции | 2 | |
56-57 | 3-4 | Уравнение касательной | 2 | |
58 | 5 | Приближенные вычисления | 1 | |
59-60 | 6-7 | Возрастание и убывание функции | 2 | |
61 | 8 | Производные высших порядков | 1 | |
62-63 | 9-10 | Экстремум функции с единственной критической точкой | 2 | |
64-65 | 11-12 | Задачи на максимум и минимум | 2 | |
66 | 13 | Асимптоты. Дробно-линейная функция | 1 | |
67-68 | 14-15 | Построение графиков функций с применением производных | 2 | |
69 | 16 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
70-82 | Тела вращения | 13 | ||
70-73 | 1-4 | Цилиндр | 4 | |
74-75 | 5-6 | Конус. Усеченный конус | 2 | |
76 | 7 | Шар и сфера. Взаимное расположение сферы и плоскости | 1 | |
77 | 8 | Касательная плоскость к сфере. | 1 | |
78 | 9 | Площадь сферы | 1 | |
79-81 | 10-12 | Разные задачи по теме « Тела вращения» | 3 | |
82 | 13 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
83-101 | Объемы тел | 19 | ||
83-84 | 1-2 | Понятие объема. Объем прямоугоьного параллелепипеда | 2 | |
85 | 3 | Объем прямой призмы | 1 | |
86-88 | 4-6 | Объем прямой призмы и цилиндра. | 3 | |
89-90 | 7-8 | Вычисление объемов с помощью определенного интеграла | 2 | |
91 | 9 | Объем пирамиды | 1 | |
92 | 10 | Объем конуса | 1 | |
93-95 | 11-13 | Решение задач. | 3 | |
96 | 14 | Обьем шара. | 1 | |
97 | 15 | Обьем шара и его частей | 1 | |
98 | 16 | Площадь сферы | 1 | |
99-100 | 17-18 | Решение задач | 2 | |
101 | 19 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
102-114 | § 6. Первообразная и интеграл | 13 | ||
102-104 | 1-3 | Понятие первообразной | 3 | |
105 | 4 | Площадь криволинейной трапеции | 1 | |
106-107 | 5-6 | Определенный интеграл | 2 | |
108 | 7 | Приближенное вычисление определенного интеграла | 1 | |
109-111 | 8-10 | Формула Ньютона — Лейбница | 3 | |
112 | 11 | Свойства определенных интегралов | 1 | |
113 | 12 | Применение определенного интеграла в геометрических и физических задачах | 1 | |
114 | 13 | Контрольная работа № 8 | 1 | |
115-118 | § 7. Равносильность уравнений и неравенств | 4 | ||
115-116 | 1-2 | Равносильные преобразования уравнений | 2 | |
117-118 | 3-4 | Равносильные преобразования неравенств | 2 | |
119-126 | § 8. Уравнения-следствия | 8 | ||
119 | 1 | Понятие уравнения-следствия | 1 | |
120-121 | 2-3 | Возведение уравнения в четную степень | 2 | |
122-123 | 4-5 | Потенцирование логарифмических уравнений | 2 | |
124 | 6 | Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | 1 | |
125-126 | 7-8 | Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию | 2 | |
127-139 | § 9. Равносильность уравнений и неравенств системам | 13 | ||
127 | 1 | Основные понятия | 1 | |
128-129 | 2-3 | Решение уравнений с помощью систем | 2 | |
130-131 | 4-5 | Решение уравнений с помощью систем (продолжение) | 2 | |
132-133 | 6-7 | Уравнения вида f (α (x)) = f (β (x)) | 2 | |
134-135 | 8-9 | Решение неравенств с помощью систем | 2 | |
136-137 | 10-11 | Решение неравенств с помощью систем (продолжение) | 2 | |
138-139 | 12-13 | Неравенства вида f (α (x)) > f (β (x)) | 2 | |
140-146 | § 10. Равносильность уравнений на множествах | 7 | ||
140 | 1 | Основные понятия | 1 | |
141-142 | 2-3 | Возведение уравнения в четную степень | 2 | |
143 | 4 | Умножение уравнения на функцию | 1 | |
144 | 5 | Другие преобразования уравнений | 1 | |
145 | 6 | Применение нескольких преобразований | 1 | |
146 | 7 | Контрольная работа № 9 | 1 | |
147-152 | § 11. Равносильность неравенств на множествах | 6 | ||
147 | 1 | Основные понятия | 1 | |
148 | 2 | Возведение неравенства в четную степень | 1 | |
149 | 3 | Умножение неравенства на функцию | 1 | |
150 | 4 | Другие преобразования неравенств | 1 | |
151 | 5 | Применение нескольких преобразований | 1 | |
152 | 6 | Нестрогие неравенства | 1 | |
153-156 | § 12. Метод промежутков для уравнений и неравенств | 4 | ||
153 | 1 | Уравнения с модулями | 1 | |
154 | 2 | Неравенства с модулями | 1 | |
155 | 3 | Метод интервалов для непрерывных функций | 1 | |
156 | 4 | Контрольная работа № 10 | 1 | |
157-161 | § 13. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств | 5 | ||
157 | 1 | Использование областей существования функций | 1 | |
158 | 2 | Использование неотрицательности функций | 1 | |
159 | 3 | Использование ограниченности функций | 1 | |
160 | 4 | Использование монотонности и экстремумов функций | 1 | |
161 | 5 | Использование свойств синуса и косинуса | 1 | |
162-169 | § 14. Системы уравнений с несколькими неизвестными | 8 | ||
162-163 | 1-2 | Равносильность систем | 2 | |
164-165 | 3-4 | Система-следствие | 2 | |
166-167 | 5-6 | Метод замены неизвестных | 2 | |
168 | 7 | Рассуждения с числовыми значениями при решении систем уравнений | 1 | |
169 | 8 | Контрольная работа № 7 | 1 | |
170-173 | § 15. Уравнения, неравенства и системы с параметрами | 4 | ||
170 | 1 | Уравнения с параметром | 1 | |
171 | 1 | Неравенства с параметром | 1 | |
172 | 1 | Системы уравнений с параметром | 1 | |
173 | 1 | Задачи с условиями | 1 | |
174-204 | Повторение курса алгебры и начал математического анализа 10—11 классов, включая пробный ЕГЭ | 31 |
Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс
#1040;танасян, Л.С. Геометрия 10–11 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. – М.: Просвещение, 2014
2. Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа [Текст]: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. - М.: Просвещение, 2014
3. Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа [ Текст]: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. - М.: Просвещение, 2018
4. Потапов, М.К. Алгебра и начала математического анализа [Текст]: дидакт. материалы для 10 кл.: базовый и профильный уровни / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2018 .
5. Потапов, М.К. Алгебра и начала математического анализ[ Текст]: дидакт. материалы для 11 кл.: базовый и профильный уровни / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2018
6. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2015.
[1] Здесь и далее: знать определение понятия, знать и уметь обосновывать свойства(признаки, если они есть) понятия, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целостного комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 5 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Составлена для общеобразовательных учреждений по учебнику И.И.Зубаревой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, 7 класс, основное общее образование, базовый уровень на 2014-2015 учебный год
Программа составлена для ОУ по учебнику А.Г.Мордковича...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» 5 класс, основное общее образование (ФГОС), на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК авторов Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. по математике для 5 классо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класса основного общего образования
Настоящая рабочая программа по математике для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:- Федеральный Закон «Об образовании в Рос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10а класс (среднее общее образование) (расширенный курс) Количество часов: 140
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе10а класс(среднее общее образование)(расширенный курс)Количество часов: 140...
Рабочая программа предмета "Родной язык (русский)" среднего общего образования
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательной школы....