Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (6 класс)
Конспект урока математики по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_matematiki_po_teme.docx | 296.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями», 6 класс
Цель урока: способствовать формированию умений выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, повторить основные правила и приемы работы с дробями
Планируемые результаты:
Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие мотива учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества
Метапредметные УУД
- коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение навыком смыслового чтения, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
- регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- ) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; делать выводы, формулировать алгоритм
Предметные: формирование умения выполнять совместные действий с двумя видами дробей
Используемые технологии: игровая, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация), здоровье сберегающая.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (лист самооценки), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, демонстрационные материалы
Демонстрационные материалы:
- Д-1 (условие перевода обыкновенной дроби в десятичную)
Обыкновенную дробь можно представить в виде конечной десятичной ⬄
|
- Д-2 (условие нахождения значения выражений с различными видами дробей)
Чтобы выполнить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, нужно перевести все дроби либо в обыкновенные, либо в десятичные дроби. | |||||||
Карточка самооценки _______________________________________________________________ | |||||||
Тема: Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями | |||||||
Повторение | Пробное задание | Работа в парах | Работа в группе | Задача | Активность на уроке (1 балл) | Моя оценка за урок | |
1 балл — затрудняюсь выполнить работу 2 балла — понимаю, выполняю, но есть вопросы 3 балла — выполнил самостоятельно, без ошибок | Оценка за урок: «5» - 13-15 баллов «4» - 9-12 баллов «3» - 5-8 баллов |
- Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмём же ручки и мелок
И вместе сочиним урок.
- Мотивация учебной деятельности учащихся
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну, которая на планете “Математика” занимает огромное место, и живут в ней очень веселые человечки. Жители этой страны обращаются друг к другу ласково “Эй, с черточкой” или “Эй, с запятой”. Я надеюсь, вы уже поняли, о какой стране я говорю. Так давайте же проверим себя, на слайде <Слайд 2 > зашифровано название этой чудесной страны. Кто самый первый, самый смелый? (Барабанная дробь)
А какие весёлые человечки живут в этой стране? ( десятичные дроби и обыкновенные дроби).
Вы уже с ними знакомы, так ведь?
Ребята, а какие действия вы умеете выполнять с этими дробями? (складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать)
с и
Давайте выведем тему нашего урока и запишем в тетради ( Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями)
– Чему вы ещё учитесь на уроках? (Учимся учиться.) А какие цели поставим перед собой?
– Молодцы! Вас ждут новые открытия в мире чисел. В добрый путь!
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Для открытия нового знания нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем и умеем. Предлагаю выполнить задание по переводу дробей из одного вида в другой
(На столах учащихся разложены карточки с дробями для устного счета)
- Нам предстоит сначала проверить багаж, перед тем как отправиться в эту интересную страну.
Надеюсь, ваша команда готова? Мы сейчас это проверим. У вас на столах лежат карточки с дробями. Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача - отвечать на них. Ваши ответы вы мне покажите.
0,5 | 0,25 |
а) Какая из дробей выражает “четверть”? (0,25 или 1/4). Ребята, некоторые подняли карточку 0,25, а некоторые ¼. Кто ошибся? Правильно, дроби одинаковые, просто записаны в разном виде
б) Какая дробь выражает “половину”? (0,5 или ½)
в)Покажите дробь больше 1, но меньше 2.(7/6) А эту дробь можно перевести в конечную десятичную дробь? Почему?
У вас хороший багаж знаний! Хорошо. Теперь мы можем смело отправляться в путь.
Только сначала заполните карточки самооценки, которые есть у каждого из вас.
2)Нам предстоит сначала купить билет на самолёт в эту интересную страну. А для этого выполним задание. Пробное задание:
Найти значение выражений за 1 минуту:
а) б) (Слайд)
На работу отводится 1 минута. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. После истечения времени:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значения числовых выражений за 1 минуту.)
– Удалось вам выполнить задание?
Могут быть разные ответы.
- У кого нет ответа?
- Сформулируйте своё затруднение.
Могут быть ответы, что не успели найти значение выражения.
- У кого есть результат, назовите, что получилось.
Некоторые учащиеся называют ответ.
Вариант первый: учитель фиксирует, что нет правильных ответов.
- Сформулируйте ваше затруднение. (Мы не смогли найти значения выражения.)
Вариант второй: учитель фиксирует, что есть правильные ответы.
- Вы можете доказать, что вы правильно выполнили задание, т.е. вы можете предъявить алгоритм выполнения совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями? (Нет.)
- Сформулируйте ваше затруднение. (Мы не можем доказать правильность своего решения.)
- Выявление места и причины затруднения
– Что вы должны были сделать? (Найти значения выражений.)
– Как вы действовали? (Находили значение выражения: заменили обыкновенные дроби десятичными и выполняли действия с десятичными дробями).
– Почему не всем удалось выполнить задание? (Могут быть ответы: не знаем, как выполнять такое задание, мало времени было отведено на выполнения этого задания; не знают, как доказать правильность своего решения.)
- Построение проекта выхода из затруднения
– Уточните цель своей деятельности. (Надо составить алгоритм, с помощью которого можно выполнить задание быстро.)
– Как вы думаете, как нужно выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями (привести их к одному виду).
– А вы можете сказать, к какому виду нужно привести дроби, чтобы действия выполнялись быстро? (Пока не можем, но мы можем проверить).
– Тогда какой будет план выполнения выхода из затруднения (Привести дроби начала к одному виду, выполнить действия, потом привести к другому виду, выполнить действия, проверить, с какими дробями быстрее выполнять те или иные действия)
– Сделаем общий вывод. Как выполнить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями? (Надо перевести все дроби либо в обыкновенные, либо в десятичные, когда это возможно) Учитель даёт билеты с эталоном Д-2.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Первичное закрепление во внешней речи
- Мы пришли в эту страну как в сказках говорится: «на других посмотреть, себя показать».
Ребята, покажем, что же мы умеем делать!
Выполните действия, представляя числа в наиболее удобном для вычисления виде.
Учащиеся работают в парах, по очереди друг другу проговаривая этапы своей деятельности.
Проверяют результаты по образцу (Слайд)
– Оцените свою работу на этом этапе, поставьте себе баллы за выполнение работы в парах.
- Закрепление (работа в группах)
Страна дроби богата интересными традициями и занимательными историями. Вы понравились жителям этой замечательной страны, и они в свою очередь хотят показать вам свои самые, самые интересные места. Но жители этой страны очень осторожны. Поэтому всё интересное может увидеть только тот, кто умеет работать с обыкновенными дробями.
Давайте разделимся на четыре экскурсионные группы, а затем поделимся впечатлениями.
ГРУППА 1. Центр статистики <Слайд 11>
2023 год в Татарстане объявлен «Годом национальных культур и традиций». В городе Елабуга на сегодняшний день проживает приблизительно 74000 человек. Из них приблизительно половина русские, татары составляют 2/5 часть, 0,01 часть – это чуваши, приблизительно столько же удмуртов, а остальная часть – это представители других национальностей. Вычислите, сколько человек русских, татар, чувашей, удмуртов и представителей других национальностей проживает в нашем городе.
74000:2=37000 – русские
74000:5*2=29600 – татары
74000:100=740 – чуваши столько же удмуртов
74000 – (37000+29600+740+740)=5920 -людей другой национальности
ГРУППА 2. Центр истории
2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Наша Елабуга богата памятниками. А в некоторых городах есть памятник учителю.
Этот памятник возведен по задумке известного скульптора Петра Хрисанова: четыре бронзовые фигуры в натуральную величину — трое школьников и учительница Мария Арсеньевна Быкова.
Местные жители верят, что, если потереть руки одному из школьников, это принесет успехи в учебе. Ведь не зря на пьедестале написано: «Уроки Ваши мыслить заставляют, дерзать, творить и верить в чудеса…» В каком же городе находится этот памятник?
Выполните действия. В кружках впишите буквы из приведенной таблицы, соответствующие найденным ответам, и вы прочитаете слово.
О | С | Ч | К | А | И |
0,6 | 0,4 | 1,8 | 6 | 0,2 | 2 |
Примеры: 1)
ГРУППА 3. Центр ГИА
КИМ ОГЭ по математике содержит 25 заданий. Попробуйте решить несколько примеров задания №6 из текста экзамена по математике. Ответ должен быть в виде десятичной дроби. Найдите значение выражений:
Не сложный: Ответ: 0,95
Средней сложности: Ответ: 2,25
Сложный: Ответ: 1,3
ГРУППА 4. Центр здоровья <Слайд 14>
В период плохой погоды, повышенной физической и умственной нагрузки организму необходимо получать витамин С. Ребёнку от 11 до 14 лет необходимо в день 0,07 г витамина С (аскорбиновой кислоты). Рассчитайте, сколько нужно для этого съесть в день:
а) Черной смородины? Если витамин С в них составляет 1/500 часть
б) Ананасов, апельсинов или лимонов, если витамин С в них составляет 1/2000 часть их веса.
Вопрос: Где больше витамина С ?
- смородина
– апельсинов или лимонов
Витамина С больше в смородине
Время истекло. Ребята, поделимся впечатлениями?
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Вот и подошло к концу наше путешествие. До конца урока остались считанные минуты. Чтобы успеть, попросим помощи у старика Хоттабыча – полетим на ковре-самолёте.
К нам пришла SMS от Джинна Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба ( старика Хоттабыча) Оказывается ему самому нужна наша помощь. Он пишет: «О, многоуважаемые отроки 6 класса, помогите мне , бедному старику , завести ковер-самолет. Чтоб ковер смог полететь, надо найти его площадь. Но мне уже 3733 года, и я забыл, как это делать.
1 вариант 2 вариант
Выберите нужные размеры ковра-самолета и найдите его площадь в квадратных метрах:
А) 25 дм и 3 м А) 24 м и 5 м
Б) 25 мм и 5 мм Б) 1,5 м и 50 дм.
В) 4 см и 4 м В) 8 км И 8 м
Проверьте себя!!!
1 вариант А) 2,5▪3=7,5 м. кв.
2 вариант Б)1,5▪5=7,5 м. кв
«О, спасибо, достопочтенные отроки , я довезу вас домой на своем ковре-самолете. А вы поставьте за правильный ответ баллы себе в карточку»
9. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроке
– Какова была цель урока?
– Какие знания и умения вы использовали при достижении цели?
– Как нужно выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями
– Как вы думаете, где будет находить применение новое знание?
– Оцените свою работу на уроке. Те, кто считает, что он работал на уроке активно, поставьте себе еще 1 балл. Посчитайте результат, поставьте оценку.
Учащиеся подводят итог в карточке самооценки.
– Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой за урок?
– Что нужно сделать, чтобы в следующий раз ваша оценка была выше? (Быть активнее на уроке, внимательнее слушать, самостоятельно справляться с затруднениями)
Домашнее задание:
- Изучить тему по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/723/
(РЭШ математика 5 класс урок #67 тема: Совместные действия над дробными числами)
- Выполнить упражнение и задачи урока#67 (3 задачи: 1и 2 задачи обязательные, третья – по желанию)
- Творческое: составить задачу на местном материале с использование совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями
Ребята наше путешествие подошло к концу.
Спасибо, ребята, вам всем за урок,
Пусть все эти знанья будут вам впрок.
Теперь говорю я вам всем “до свидания”,
Окончен урок. Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
План - конспект урока математики "Математика в ОБЖ. Математическая модель реальных жизненных ситуаций "
Данный урок можно провести во время обобщения темы: "Решение задач"...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....