Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (6 класс)

Гильмутдинова Ильза Маснавиевна

Конспект урока математики по теме "Арифметические действия с десятичными дробями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_matematiki_po_teme.docx296.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями», 6 класс

Цель урока: способствовать формированию умений выполнять совместные действия с  обыкновенными и десятичными дробями, повторить основные правила и приемы работы с дробями

Планируемые результаты:

Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие мотива учебной деятельности,  развитие навыков сотрудничества

Метапредметные  УУД 

  1. коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, овладение навыком смыслового чтения, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
  2. регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  3. ) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; делать выводы, формулировать алгоритм

Предметные: формирование умения выполнять совместные действий с двумя видами дробей

Используемые технологии: игровая, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация), здоровье сберегающая.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (лист самооценки),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы:

  1. Д-1 (условие перевода обыкновенной дроби в десятичную)

Обыкновенную дробь можно представить в виде конечной десятичной

  1. если дробь несократима и  знаменатель дроби не имеет делителей, отличных от 2 и 5 или
  2. при делении числителя на знаменатель не получается бесконечная периодическая дробь
  1. Д-2 (условие нахождения значения выражений с различными видами дробей)

Чтобы выполнить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, нужно перевести все дроби либо в обыкновенные, либо в десятичные дроби.

Карточка самооценки  _______________________________________________________________        

Тема: Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями

Повторение

Пробное задание

Работа в парах

Работа в группе

Задача

Активность на уроке

(1 балл)

Моя оценка за урок

1 балл — затрудняюсь выполнить работу

2 балла — понимаю, выполняю, но есть вопросы

3 балла — выполнил самостоятельно, без ошибок

Оценка за урок: 

«5» - 13-15 баллов  «4» - 9-12 баллов   «3» - 5-8 баллов

  1. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмём же ручки и мелок

И вместе сочиним урок.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну, которая на планете “Математика” занимает огромное место, и живут в ней очень веселые человечки. Жители этой страны обращаются друг к другу ласково “Эй, с черточкой” или “Эй, с запятой”. Я надеюсь, вы уже поняли, о какой стране я говорю. Так давайте же проверим себя, на слайде <Слайд 2 > зашифровано название этой чудесной страны. Кто самый первый, самый смелый? (Барабанная дробь)

А какие весёлые человечки живут в этой стране? ( десятичные дроби и обыкновенные дроби).

 Вы уже с ними знакомы, так ведь?

  Ребята, а какие действия вы умеете выполнять с этими дробями? (складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать)

  с   и  

Давайте выведем тему нашего урока и запишем в тетради ( Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями)

– Чему вы ещё учитесь на уроках? (Учимся учиться.) А какие цели поставим перед собой?

– Молодцы! Вас ждут новые открытия в мире чисел. В добрый путь!

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

 Для открытия нового знания нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем и умеем. Предлагаю выполнить задание по переводу дробей из одного вида в другой

(На столах учащихся разложены карточки с дробями для устного счета)

  1. Нам предстоит сначала проверить багаж, перед тем как отправиться  в эту интересную страну.

Надеюсь, ваша команда готова? Мы сейчас это проверим. У вас на столах лежат карточки с дробями. Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача - отвечать на них. Ваши ответы вы мне покажите.

0,5

0,25

а) Какая из дробей выражает “четверть”? (0,25 или 1/4). Ребята, некоторые подняли карточку 0,25, а некоторые ¼. Кто ошибся? Правильно, дроби одинаковые, просто записаны в разном виде

б) Какая дробь выражает “половину”? (0,5 или ½)

в)Покажите дробь больше 1, но меньше 2.(7/6) А эту дробь можно перевести в конечную десятичную дробь? Почему?

У вас хороший багаж знаний! Хорошо. Теперь мы можем смело отправляться в путь.

Только сначала заполните карточки самооценки, которые есть у каждого из вас.

2)Нам предстоит сначала купить билет на самолёт в эту интересную страну. А для этого выполним задание. Пробное задание:

Найти значение выражений за 1 минуту:

а)                 б)   (Слайд)

На работу отводится 1 минута. Учащиеся выполняют задание в тетрадях. После истечения времени:

– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значения числовых выражений за 1 минуту.)

– Удалось вам выполнить задание?

Могут быть разные ответы.

- У кого нет ответа?

- Сформулируйте своё затруднение.

Могут быть ответы, что не успели найти значение выражения.

- У кого есть результат, назовите, что получилось.

Некоторые учащиеся называют ответ.

Вариант первый: учитель фиксирует, что нет правильных ответов.

- Сформулируйте ваше затруднение. (Мы не смогли найти значения выражения.)

Вариант второй: учитель фиксирует, что есть правильные ответы.

- Вы можете доказать, что вы правильно выполнили задание, т.е. вы можете предъявить алгоритм выполнения совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями? (Нет.)

- Сформулируйте ваше затруднение. (Мы не можем доказать правильность своего решения.)

  1. Выявление места и причины затруднения

– Что вы должны были сделать? (Найти значения выражений.)

– Как вы действовали? (Находили значение выражения: заменили обыкновенные дроби десятичными и выполняли действия с десятичными дробями).

– Почему не всем удалось выполнить задание? (Могут быть ответы: не знаем, как выполнять такое задание, мало времени было отведено на выполнения этого задания; не знают, как доказать правильность своего решения.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

 Уточните цель своей деятельности. (Надо составить алгоритм, с помощью которого можно выполнить задание быстро.)

– Как вы думаете, как нужно выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями (привести их к одному виду).

– А вы можете сказать, к какому виду нужно привести дроби, чтобы действия выполнялись быстро? (Пока не можем, но мы можем проверить).

– Тогда какой будет план выполнения выхода из затруднения (Привести дроби начала к одному виду, выполнить действия, потом привести к другому виду, выполнить действия, проверить, с какими дробями быстрее выполнять те или иные действия)

– Сделаем общий вывод. Как выполнить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями? (Надо перевести все дроби либо в обыкновенные, либо в десятичные, когда это возможно) Учитель даёт билеты с  эталоном Д-2.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Мы пришли в эту страну как в сказках говорится: «на других посмотреть, себя показать».

Ребята, покажем, что же мы умеем делать!

Выполните действия, представляя числа в наиболее удобном для вычисления виде.

Учащиеся работают в парах, по очереди друг другу проговаривая этапы своей деятельности.

 

Проверяют результаты по образцу (Слайд)

– Оцените свою работу на этом этапе, поставьте себе баллы за выполнение работы в парах.

  1. Закрепление (работа в группах)

Страна дроби богата интересными традициями и занимательными историями. Вы понравились жителям этой замечательной страны, и они в свою очередь хотят показать вам свои самые, самые интересные места. Но жители этой страны очень осторожны. Поэтому всё интересное может увидеть только тот, кто умеет работать с обыкновенными дробями.

Давайте разделимся на четыре экскурсионные группы, а затем поделимся впечатлениями.

ГРУППА 1. Центр статистики <Слайд 11>

2023 год в Татарстане объявлен «Годом национальных культур и традиций». В городе Елабуга на сегодняшний день проживает приблизительно 74000 человек. Из них приблизительно половина русские, татары составляют 2/5 часть, 0,01 часть – это чуваши, приблизительно столько же удмуртов, а остальная часть – это представители других национальностей. Вычислите, сколько человек русских, татар, чувашей, удмуртов и представителей других национальностей проживает в нашем городе.

74000:2=37000 – русские

74000:5*2=29600 – татары

74000:100=740 – чуваши столько же удмуртов

74000 – (37000+29600+740+740)=5920 -людей другой национальности

ГРУППА 2. Центр истории

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Наша Елабуга богата памятниками. А в некоторых городах есть памятник учителю.

Этот памятник возведен по задумке известного скульптора Петра Хрисанова: четыре бронзовые фигуры в натуральную величину — трое школьников и учительница Мария Арсеньевна Быкова.

Местные жители верят, что, если потереть руки одному из школьников, это принесет успехи в учебе. Ведь не зря на пьедестале написано: «Уроки Ваши мыслить заставляют, дерзать, творить и верить в чудеса…» В каком же городе находится этот памятник?

Выполните действия. В кружках впишите буквы из приведенной таблицы, соответствующие найденным ответам, и вы прочитаете слово.

О

С

Ч

К

А

И

0,6

0,4

1,8

6

0,2

2

 Примеры: 1)                

ГРУППА 3. Центр ГИА

КИМ ОГЭ по математике содержит 25 заданий. Попробуйте решить несколько примеров задания №6 из текста экзамена по математике. Ответ должен быть в виде десятичной дроби. Найдите значение выражений:

Не сложный:         Ответ: 0,95

Средней сложности:       Ответ: 2,25

Сложный:     Ответ: 1,3

ГРУППА 4. Центр здоровья  <Слайд 14>

В период плохой погоды, повышенной физической  и умственной нагрузки организму необходимо получать витамин С.         Ребёнку от 11 до 14 лет необходимо в день 0,07 г витамина С (аскорбиновой кислоты). Рассчитайте, сколько нужно для этого съесть в день:

а) Черной смородины? Если  витамин  С  в  них составляет  1/500 часть

б) Ананасов,  апельсинов  или лимонов,  если  витамин  С  в них составляет 1/2000 часть их веса.

Вопрос:  Где  больше  витамина  С ?

   - смородина

 – апельсинов или лимонов

Витамина С больше в смородине
Время истекло. Ребята, поделимся впечатлениями?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вот и подошло к концу наше путешествие. До конца урока остались считанные минуты. Чтобы успеть, попросим помощи у старика Хоттабыча – полетим на ковре-самолёте.

К нам пришла SMS от Джинна Гассана  Абдурахмана  ибн Хоттаба  ( старика Хоттабыча)                                                 Оказывается ему самому нужна наша помощь. Он пишет:  «О, многоуважаемые отроки 6 класса, помогите мне , бедному старику ,  завести ковер-самолет. Чтоб ковер смог полететь, надо найти его площадь. Но мне уже 3733 года, и я забыл, как это делать.

1 вариант                                            2 вариант

Выберите нужные размеры  ковра-самолета  и найдите его площадь в квадратных метрах:

А) 25 дм и  3 м                                  А) 24 м и 5 м

Б) 25 мм и  5 мм                               Б) 1,5 м и 50 дм.

В) 4 см и  4 м                                      В) 8 км И 8 м

Проверьте себя!!!

1 вариант А) 2,5▪3=7,5 м. кв.

2 вариант Б)1,5▪5=7,5 м. кв

«О, спасибо, достопочтенные отроки ,  я довезу вас домой  на своем ковре-самолете. А вы поставьте за правильный ответ баллы себе в карточку»

9. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроке

– Какова была цель урока?

– Какие знания и умения вы использовали при достижении цели?

– Как нужно выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

– Как вы думаете, где будет находить применение новое знание?

– Оцените свою работу на уроке. Те, кто считает, что он работал на уроке активно, поставьте себе еще 1 балл. Посчитайте результат, поставьте оценку.

Учащиеся подводят итог в карточке самооценки.

– Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой за урок?

– Что нужно сделать, чтобы в следующий раз ваша оценка была выше? (Быть активнее на уроке, внимательнее слушать, самостоятельно справляться с затруднениями)

Домашнее задание:  

  1. Изучить тему по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/723/ 

(РЭШ математика 5 класс урок #67 тема: Совместные действия над дробными числами)

  1. Выполнить упражнение и задачи урока#67 (3 задачи: 1и 2 задачи обязательные, третья – по желанию)
  2. Творческое: составить задачу на местном материале с использование совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями

Ребята наше путешествие подошло к концу.

Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знанья будут вам впрок.

Теперь говорю я вам всем “до свидания”,  

 Окончен урок. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"

Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....