Урок математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"
план-конспект занятия по математике (5 класс)
План-конспект, презентация, рабочий лист (распечатать два листа на одном, с двух сторон)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_uchit.docx | 38.16 КБ |
okr_i_krug.pptx | 2.89 МБ |
rabochiy_list.docx | 276.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе по теме
«Окружность и круг»
Цель урока: формировать представление о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; познакомить учащихся с правилом нахождения диаметра; развивать умение строить окружность с помощью циркуля (различать окружность и круг; определять радиус и диаметр; выполнять построение окружности)
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД) научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «правило нахождения диаметра окружности»; выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить свои высказывания.
- развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.
В результате изучения темы учащиеся должны:
Предметные результаты:
1.Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
2.Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
3.Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные результаты:
1.Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
2 Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
- Регулятивные: уметь планировать свои действия; уметь работать по предложенному образцу.
- Познавательные: уметь работать по алгоритму; уметь проводить сравнение; уметь обосновывать свой выбор.
- Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимоконтроль и оказывать помощь.
Личностные: развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковые, ИКТ, дифференцированные, групповые
Оборудование: компьютер, проектор, циркули, карандаши
Дидактические средства: рабочий лист, раздаточный материал (копия страницы учебника, круги для практической работы, смешарики для рефлексии, гора и цифры для этапов прохождения).
План –конспект урока
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу для вас я, а зовут меня Гульшат Ильясовна! Присаживайтесь! Ну-ка, проверь дружок, -Какой сегодня день? -Какая сегодня погода? -А что мы можем сделать, чтобы стало тепло и радостнее? Улыбнитесь! Какие вы все красивые, милые! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию с нашими героями в поисках елки, узнали кто они? Не боитесь, что путь будет труден? Кто не боится? Хорошо. Кто немного боится? Тоже хорошо, ведь никакие открытия и достижения людям не давались легко. | Приветствуют учителя и садятся за парты Дети отвечают на вопросы учителя | 1-2 |
2 | Актуализация | А сейчас проверим, готовы ли вы к экспедиции? Ведь, чтобы новых знаний набраться, Нужно на старые опираться! Посмотрите пожалуйста на экран! Ежику нужна наша помощь! Кто знает ответ поднимает руку. 1 вопрос: Как называют эти линии? (прямая, кривая, ломаная) 2 задание: Что общего у красных фигур? Что у синих? (кривые, ломаные) Молодец! 3 задание: Что общего у зеленых фигур? (замкнутые) Спасибо! 4 задание: Какая фигура лишняя и почему? (Спасибо! Отлично! Умница!) (Данные вопросы задаются с целью найти закономерность, которая поможет выявить каждую фигуру как лишнюю. 1) лишний квадрат, т.к. в оставшихся фигурах есть в центре точка. 2) лишний треугольник, т.к. на границе оставшихся есть точки, а на границе треугольника – нет. 3) лишняя окружность, т.к. две другие фигуры – замкнутые ломаные линии, а окружность – замкнутая кривая (или с углом и без углов). А затем строится работа над уяснением понятия «окружность», отталкиваясь от этого вывода) Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет каждый из вас в дорогу. У вас на столах лежат РАБОЧИЕ листы. В течении урока мы с вами будем выполнять задания и ставить оценки в них. Подпишите их, пожалуйста. Выполним первое задание «Багаж знаний»! В течение 30 секунд нужно найти на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком + Задание понятно? Время пошло! (таймер) Класс выполняет самостоятельную работу. И так, время вышло! проверим, что каждый из вас выбрал. Взаимопроверка! обмениваемся листочками с соседом по парте. (ответы на слайде). Сколько ответов, верно, такая оценка и ставится в оценочный лист |
Учащиеся отвечают на вопросы Показывают! Объясняют! Отвечают! Подписывают рабочие листы Учащиеся выполняют работу Обмениваются листами и проверяют друг у друга Фиксируют оценки | 6-7 |
3 | Постановка проблемы | Выполним следующее ПРАКТИЧЕСКОЕ задание от Лосяша! Работаем в парах! На столах у вас есть чистые листы бумаги, положите их перед собой. Также на столе у вас стаканчики и тарелка с краской. Ребята, сидящее на первом варианте, берете стакан, опускаете горлышком в тарелку и ставите отпечаток на бумагу. Сделайте еще раз. Получилось? Молодцы! Второй вариант! Вы опускаете дно стакана в тарелку и ставите отпечаток на том же листе бумаги. Получилось? Молодцы! Обратите внимание на след, обсудите с соседом по парте, какие геометрические фигуры вы получили и почему вы так считаете? (30 секунд) Итак, какие фигуры вы получили? Замечательно! Оцените выполнение этого задания, если вы справились на отлично и у вас все получилось, ставим 5, если у вас немного не получилось, не расстраивайтесь, 4 — это тоже хорошая оценка. Какая же тема нашего урока? Запишите её в ваших рабочих листах. Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? Сформулируйте цели нашей дальнейшей экспедиции. Молодцы! Так как отличить круг от окружности? Что такое окружность и круг, давайте запишем определение. Вы сказали, что окружность – это замкнутая линия. Так может, я чего-то не знаю? У меня есть три замкнутых линии. Это все окружности? | Готовят лист бумаги. Выполняют задание по шагово за учителем Работают в паре, обсуждают "Окружность и круг" (запис. в тетр. тему и дату) Научиться …. | 3-4 |
4 | Физ-культ-минутка | Ребята, попрошу вас всех встать и приготовиться на физкультминутку: Внимание на экран, если на картинке есть окружность или круг, то вы хлопаете, а если нет, то вы топаете! Готовы? Молодцы, все справились! Присаживайтесь! | Сравнивают и выполняют движение | 1 |
5 | Открытие нового знания | Давайте это выясним. Выполним следующее практическое задание! У вас на столе есть вырезанный круг, а по краю круга идет окружность. Выполним задание (читают, выполняют). Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется___________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это_______________ круга. (если есть затруднения, то посмотрите п. 25 учебника, стр.6) Проверяем, какие слова вы записали. Обратите внимание, как пишутся эти слова!!! На этом круге карандашом обведите диаметр, центр круга и радиус. Что такое радиус? Диаметр? Край круга – это окружность. Измерьте расстояние от центра круга до любой точки окружности., можно по линии сгиба измерять. Что вы можете сказать об этих расстояниях? Какой вывод можно сделать? Вернемся к определению окружности и круга. | 6-7 | |
6 | Усвоение новых знаний и способов усвоения | Возьмите карандаши и попробуйте начертить окружность. Покажите свою работу друг другу и мне. Получилась окружность? Почему же у фигуры неровные края? Для этого существует специальный чертежный инструмент: Я – циркач лихой, Окружность я черчу одной ногой, А другой – проткну бумагу, Уцеплюсь я и ни шагу! - Что это? - С каким словом созвучно это название? (Цирк) -А почему? - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад. Ну что, попробуем теперь начертить окружность с помощью циркуля, соблюдая правила безопасности! Как же построить окружность с помощью циркуля?
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. Отметьте ее центр. Соедините его с точкой на окружности. Что получится? Продолжите радиус до пересечения с другим краем окружности. Как называется этот отрезок? Чему равна его длина? Сравните свой ответ с ответом на экране. Поставьте себе оценку. МОЛОДЦЫ! | ||
7 | Закрепление нового материала | Устно. Посмотрите на слайд. Сколько точек изображено на рисунке? Какие точки лежат на окружности? Что является центром? Соединив некоторые точки получаем отрезки. Назовите все радиусы и диаметры окружности. Проверим свои знания с помощью теста. Задание: соедини стрелочками понятие с его определением. Время на выполнение: 1 минута! Готовы? Начинаем! Время вышло. Правильность выполнения теста проверим и зафиксируем оценку в рабочий лист. Все справились с тестом? Молодцы! (флажок на вершину горы) | Отвечают Выполняют задание. Проверяют. Оценку ставят в оценочный лист. | 3 |
8 | Подведение итогов урока | – А что сегодня вы нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? Мы вместе со смешариками достигли цели. Елку нашли! Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке: на партах у вас лежат смешарики! Прикрепите их пожалуйста на тот уровень елочки, до которого вы сегодня добрались на уроке! И не забудьте сдать мне рабочие листы, средний балл за работу будет выставлен в журнал. Урок полезен, всё понятно! (вершина елки) Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (середина) Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! (внизу) Домашнее задание! Совсем чуть-чуть осталось до Нового года ребята и я для Вас приготовила небольшие подарки на память о нашем уроке! Друг мой хоть и небольшой, Но работает с душой! Закорючки тут же сьест, Уберет в один присест До чего хорош жевастик Мягкий светлый кругый … (ластик) Листочки сдаем. Спасибо за урок. Вы большие молодцы! Мне понравилось с вами работать! | Слушают Отвечают Прикрепляют смешариков у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока. Сдают оценочные листы. | 2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
18 декабря
Говорят, что день надо начинать с утренней гимнастики, а урок математики – с гимнастики ума.
Как называют эти линии? 1 2 3
Кривые Что общего у красных фигур? А у синих? Ломаные
6 Замкнутые Что общего у зелёных фигур?
7 1 3 2 Какая фигура лишняя и почему?
8 Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком + «Багаж знаний»
9 Практическая работа №1
«Окружность и круг» Цель: Р азличать окружность и круг; определять радиус и диаметр; выполнять построение окружности.
Окружность – это замкнутая линия. Круг – это часть плоскости внутри окружности вместе с самой окружностью
1 2 3
Физкультминутка: или МОЛОДЦЫ!
1 2 3
д и а м е т р р а д и у с центр Возьмите круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется _________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет - __________. Точка пересечения сгибов – это________ круга. (п. 25 учебника, стр. 6) диаметр радиус центр Практическая работа №2
Радиус ( r) – это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности. Диаметр (d) – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
17 Ц и ́ ркуль Я – циркач лихой, Окружность я черчу одной ногой, А другой – проткну бумагу, У цеплюсь я и ни шагу! О А В 2 см 2 см
Перечислите все радиусы и диаметры O D E С В L K F А М Р Т
Круг - это Радиус - это Окружность - это Диаметр - это отрезок, соединяющий две любые точки окружности отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр часть плоскости, ограниченная окружностью замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности Соедините стрелочками понятие с его определением
Критерии оценки итогового теста «5» – всё верно, «4» – 1 ошибка, «3» – 2 ошибки
Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Оцени свою работу на уроке Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!
22 Домашнее задание
Спасибо за урок! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по математике
учени___ 5 _ класса
__________________________________________
18 декабря.
Классная работа.
Тест «Багаж знаний» Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность, отметь их знаком +
| |
Оценка: |
Практическая работа № 1 от Лосяша | |
Оценка: |
Тема урока: _________________________________________________
_______________ – это __________________________________________________
____________ – это _____________________________________________________
_______________________________________________________________________
(если есть затруднения, то посмотрите п. 25 учебника, стр.6)
Физминутка от Совуньи
Практическая работа № 2 от Лосяша Возьмите вырезанный круг. Сложите круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется __________________. А если ещё раз свернём пополам, то линия сгиба будет _______________. Точка пересечения сгибов – это____________ круга. (если есть затруднения, то посмотрите п. 25 учебника, стр.6) Радиус ( r ) = ____________ Диаметр ( d ) = __________ Радиус – это _________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Диаметр – это _______________________________________________________ | |
Оценка: |
Возьмите простой карандаш и начертите окружность:
Чертёжный инструмент: |
Постройте с помощью циркуля окружность радиусом 2 см.
Оценка: |
Итоговый тест
Соедини стрелочками понятие с его определением:
Круг – это
|
|
Радиус – это
|
|
Окружность – это
|
|
Диаметр – это |
|
|
|
Оценка: |
Домашнее задание творческое – сделать рисунок(узор) из окружностей с помощью циркуля.
Сумма всех оценок =
Критерии оценки:
25 – 23 – «5»
22 – 18 – «4»
17 – 13 – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 6 классе по теме "Окружность, круг"
основные понятия и формулы, задачи по теме "Окружнось, круг"...
Урок математики 6 класс Длина окружности и площадь круга
Данный урок математики с использованием мультимедийной презентации по теме «Длина окружности. Площадь круга» является уроком изучения нового материала. Преподавание в 6 классе ведется по учебник...
технологическая карта урока математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"
Урок объяснения нового материала по теме "Длина окружности. Площадь круга" - математика, 6 класс. Урок с применением ЭОР....
План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс». Тема: «Окружность и круг»
Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;учить распознавать геометрические фигуры «окружность» и «круг»....
Урок математики по теме "Длина окружности. Площадь круга"
Урок открытия новых знаний посвящен теме "Длина окружности. Площадь круга". Целевая аудитория- 6 класс. Программа -Зубарева, Мордкович....
Исследовательская работа на уроке математики, 6 класс по теме "Длина окружности и площадь круга"
Проект...
Самостоятельная работа. Математика 6 класс. Длина окружности. Площадь круга
Самостоятельная работа по программе Мерзляка А.Г. составлена в 2 вариантах...
- Мне нравится (1)