Готовимся к ВПР 5класс
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол № ___ от _______2021_ г. | «Рассмотрено» на методическом совете Протокол № _____ от __________2021_ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________2021 г. ____________ Казанцева Н.В. | «Утверждаю» Директор школы Куклина И.В. Приказ № _____ от _________2021 г. |
Рабочая программа факультативного курса
по предмету «Готовимся к ВПР по математике»
5 класс
Составитель: Лесникова Г.А.,
учитель математики,
высшей категории
п. Малиновский
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа «Готовимся к ВПР по математике» в 5-6 классах создана на основе заданий Всероссийской проверочной работы.
Цели курса: реализация в объеме 34 часов , качественная подготовка учащихся 5-6 классов к Всероссийским проверочным работам.
Задачи курса:
- контролирующая: выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
- обучающая: совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными
- прогностическая: получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности
- диагностическая: получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнит направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
- развивающая: стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли и мышления.
- ориентирующая: получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
- воспитывающая: воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности к самоконтроле. Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
Программа предусматривает отработку наиболее сложных случаев в вычислениях и рассуждениях, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учетом спецификации контрольных измерительных материалов демоверсии 2023 года для успешного выполнения ВПР по математике. Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.
Актуальность программы:
Современный этап развития общества характеризуется резким подъемом его информационной культуры, модернизацией общего образования, поэтому приоритет отдается вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности. Развитие, прежде всего, в таких направлениях, как точность и ясность мысли, высокий уровень интеллекта, воля и целеустремленность в поисках и принятии решений, способность ориентироваться в новых ситуациях, стремление к применению полученных знаний, умение и желание постоянно учиться, творческая активность и самостоятельность.
Математическое образование должно подчиняться общей цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний, развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики, сообщить сведения об истории развития науки, выявлять образовательные склонности и предпочтения обучающихся.
В условиях ежегодного проведения Всероссийской проверочной работы по математике в 5-6 классах особенно остро стоит вопрос подготовки обучающихся к ВПР на дополнительных занятиях с целью повторения и закрепления пройденных тем.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и к моменту проведения Всероссийской проверочной работы должны быть готовы без лишних волнений и стрессов качественно выполнить все задания.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться стремление развить у детей умений самостоятельно работать, думать, решать задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся 5-6 классов и предоставляет им возможность работать на уровне соответствующих требований, развивая учебную мотивацию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает развитие самостоятельности в выборе решений и содержит материал, на основе которого формируется способность школьников применять знания на практике для решения различных задач.
Новизна программы:
Новизна данной программы определена Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Программа расширяет, углубляет полученные знания школьников по математике, включает в себя большое количество задач, для решения которых необходимо проявлять различные знания и умения, полученные ранее. Также решения некоторых задач требуют смекалки, логики и пространственного воображения. Другие задачи требуют опыта, интуиции и наблюдательности. Чтобы решить наиболее трудные задачи потребуется умение организовать работу над задачей.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством педагога (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа;
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Материал по повторению и подготовке к ВПР равномерно распределен по занятиям в течение 34 часов и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 4-5 классов.
Программа рассчитана на 34 часов и адресована учащимся 5-6 классов (11-12 лет).
Сроки реализации программы – 34 часа.
Формы и режим занятий: Количество обучаемых в группе 18/26 человек. Занятия групповые. Проходят очно или дистанционно в сетевой форме (на основании распоряжений и приказов в связи с пандемией Covid-19) на платформе ZOOM 1 раз в неделю по 1 академическому часу с учетом здоровьесберегающих технологий. Во время занятий проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?
- создать благоприятную атмосферу на занятии;
- своевременно оказывать помощь на занятии;
- разнообразить формы и методы учебной работы на занятиях, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;
- освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
Описание всероссийской проверочной работы по математике
Всероссийская проверочная работа по математике проводится в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Проверочная работа по математике в 5 классе содержит 14 заданий. Время выполнения проверочной работы 60 минут.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По прохождении данной программы обучающиеся 5 класса должны:
В заданиях 1–3: владеть понятиями «делимость чисел», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь».
В задании 4: уметь находить часть числа и число по его части.
В задании 5: уметь находить неизвестный компонент арифметического действия.
В заданиях 6–8: уметь решать текстовые задачи на движение, работу, проценты и задачи практического содержания.
В задании 9: уметь находить значение арифметического выражения с натуральными числами, содержащего скобки.
В задании 10: уметь применять полученные знания для решения задач практического характера. Выполнение данного задания требует построения алгоритма решения и реализации построенного алгоритма.
В задании 11: уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах.
В задании 12: уметь применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
В задании 13: иметь пространственные представления.
Задание 14 является заданием повышенного уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, обучающиеся должны уметь проводить математические рассуждения.
Успешное выполнение обучающимися заданий 13 и 14 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям свидетельствует о целесообразности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся в целях развития их математических способностей.
Проверочная работа по математике в 6 классе содержит 13 заданий. Время выполнения проверочной работы 60 минут.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По прохождении данной программы обучающиеся 6 класса должны:
В заданиях 1-2: владеть понятиями отрицательные числа, обыкновенная дробь.
В задании 3: уметь находить часть числа и число по его части.
В задании 4: владеть понятием десятичная дробь.
В задании 5: уметь оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
В задании 6: уметь извлекать информацию, предоставленную в таблицах, на диаграммах.
В задании 7: уметь оперировать понятием модуль числа.
В задании 8: уметь сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.
В задании 9: уметь находить значение арифметического выражения с обыкновенными дробями и смешанными числами.
В задании 10: уметь решать несложные логические задачи, а также на проверку умения находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В задании 11: уметь решать текстовые задачи на проценты, задачи практического содержания.
В задании 12: уметь применять геометрические представления при решении практических задач, а также на проверку навыков геометрических построений.
Задание 13 является заданием повышенного уровня сложности и направлено на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.
Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных учебных действий:
- личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция;
- общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации ; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели;
- логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
- коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации
Содержанием промежуточной аттестации являются: базовый уровень знаний, умений, навыков обучающихся по данной программе; содержание изученного текущего программного материала; содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Критерии оценки результативности не должны противоречить следующим показателям:
Уровень | Описание критериев |
Повышенный уровень | Успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы, подлежащей аттестации |
Базовый уровень | Успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы, подлежащей аттестации |
Минимальный уровень | Успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной программы, подлежащей аттестации. |
Форма и содержание итоговой аттестации
Форма итоговой аттестации – письменная итоговая проверочная работа, которая содержит 14 заданий на основе Всероссийской проверочной работы. На выполнение работы отводится 60 минут. Объем работы рассчитан так, чтобы позволить обучающимся не только выполнить ее за это время, но и успеть проверить. Работа выполняется на индивидуальных листах. Исправления, сделанные обучающимся, ошибкой не считаются.
Уровень | Количество баллов |
Высокий уровень | 9-10 баллов |
Средний уровень | 5-8 баллов |
Минимальный уровень | 4 балла и ниже |
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации обучающихся группы».
Календарно-тематическое планирование для 5 класса
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Планируемая дата |
| |||||
1 | 1 | Натуральные числа | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
2 | 2 | Действия с натуральными числами | 1 | урок методологической направленности | |
3 | 3 | Сюжетные задачи на все арифметические действия | 1 | урок методологической направленности | |
4 | 4 | Задачи на сложение и вычитание | 1 | урок методологической направленности | |
5 | 5 | Задачи на умножение и деление | 1 | урок методологической направленности | |
6 | 6 | Задачи, связывающие три величины | 1 | урок методологической направленности | |
7 | 7 | Задачи на движение | 1 | урок методологической направленности | |
8 | 8 | Решение задач на движение | 1 | урок методологической направленности | |
9 | 9 | Задачи на работу | 1 | урок методологической направленности | |
10 | 10 | Решение задач на работу. | 1 | урок методологической направленности | |
11 | 11 | Проценты | 1 | урок методологической направленности | |
12 | 12 | Задачи на проценты | 1 | урок методологической направленности | |
13 | 13 | Решение задач на проценты | 1 | урок методологической направленности | |
14 | 14 | Решение задач практического характера | 1 | урок методологической направленности | |
15 | 15 | Обыкновенные дроби | 1 | урок - рефлексия | |
16 | 16 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | урок методологической направленности | |
17 | 17 | Нахождение части числа и числа по его части | 1 | урок методологической направленности | |
18 | 18 | Действия с рациональными числами | 1 | урок методологической направленности | |
19 | 19 | Решение заданий на действия с рациональными числами | 1 | урок методологической направленности | |
20 | 20 | Работа с таблицами | 1 | урок - рефлексия | |
21 | 21 | Работа с диаграммами | 1 | урок методологической направленности | |
22 | 22 | Вычисление расстояния | 1 | урок методологической направленности | |
23 | 23 | Измерение длины по рисунку | 1 | урок - рефлексия | |
24 | 24 | Геометрические фигуры | 1 | урок методологической направленности | |
25 | 25 | Нахождение периметра квадрата и прямоугольника | 1 | урок методологической направленности | |
26 | 26 | Нахождение площади прямоугольника | 1 | урок методологической направленности | |
27 | 27 | Пространственные фигуры | 1 | урок - рефлексия | |
28 | 28 | Построение пространственных фигур | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
29 | 29 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
30 | 30 | Куб, шар | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
31 | 31 | Задачи повышенной трудности | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
32 | 32 | Решение задач повышенной трудности | 1 | урок методологической направленности | |
33 | 33 | Проверочная работа | 1 | урок систематизации знаний | |
34 | 34 | Итоговая проверочная работа | 1 | урок систематизации знаний |
Календарно-тематическое планирование для 6 класса
№ п/п | № занятия в теме | Тема занятия | Количество часов | Тип занятия | Планируемая дата |
| |||||
1 | 1 | Натуральные числа | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
2 | 2 | Действия с натуральными числами | 1 | урок методологической направленности | |
3 | 3 | Сравнение чисел | 1 | урок методологической направленности | |
4 | 4 | Сравнение смешанных чисел | 1 | урок методологической направленности | |
5 | 5 | Действия с обыкновенными дробями | 1 | урок методологической направленности | |
6 | 6 | Выполнение заданий на действия с обыкновенными дробями | 1 | урок методологической направленности | |
7 | 7 | Положительные и отрицательные числа | 1 | урок методологической направленности | |
8 | 8 | Действия с отрицательными числами | 1 | урок методологической направленности | |
9 | 9 | Выполнение заданий на действия с отрицательными числами | 1 | урок методологической направленности | |
10 | 10 | Нахождение части числа | 1 | урок методологической направленности | |
11 | 11 | Нахождение числа по его части | 1 | урок методологической направленности | |
12 | 12 | Действия с десятичными дробями | 1 | урок методологической направленности | |
13 | 13 | Выполнение заданий на действия с десятичными дробями | 1 | урок методологической направленности | |
14 | 14 | Решение несложных логических задач | 1 | урок методологической направленности | |
15 | 15 | Решение текстовых задач на проценты | 1 | урок - рефлексия | |
16 | 16 | Задачи на движение | 1 | урок методологической направленности | |
17 | 17 | Решение задач на движение | 1 | урок методологической направленности | |
18 | 18 | Решение задач на работу | 1 | урок методологической направленности | |
19 | 19 | Решение задач на покупки | 1 | урок методологической направленности | |
20 | 20 | Решение задач практического характера | 1 | урок - рефлексия | |
21 | 21 | Признаки делимости на 2,5,10 | 1 | урок методологической направленности | |
22 | 22 | Решение задач с использованием признаков делимости на 2,5,10 | 1 | урок методологической направленности | |
23 | 23 | Признаки делимости на 3,9 | 1 | урок - рефлексия | |
24 | 24 | Решение задач с использованием признаков делимости на 3,9 | 1 | урок методологической направленности | |
25 | 25 | Оценка размеров реальных объектов | 1 | урок методологической направленности | |
26 | 26 | Работа с таблицами | 1 | урок методологической направленности | |
27 | 27 | Работа с диаграммами | 1 | урок - рефлексия | |
28 | 28 | Модуль числа | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
29 | 29 | Решение задач на нахождение модуля числа | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
30 | 30 | Геометрические построения | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
31 | 31 | Пространственные фигуры | 1 | урок обретения новых умений и навыков | |
32 | 32 | Логические задачи повышенной сложности | 1 | урок методологической направленности | |
33 | 33 | Решение логических задач повышенной сложности | 1 | урок систематизации знаний | |
34 | 34 | Итоговая проверочная работа | 1 | урок систематизации знаний |
Условия реализации программы:
Очное обучение: учебный кабинет, компьютеры, проектор, интернет, методические пособия, учебники 5-6 классов, контрольно-измерительные Демо-версии ВПР по математике.
Дистанционное обучение в сетевой форме ( на основании распоряжений и приказов в связи с пандемией Covid-19): личное компьютерное устройство или гаджеты обучающихся, платформа ZOOM, интернет, учебники 5-6 классов, контрольно-измерительные материалы Демо-версии ВПР по математике.
Информационно-методическое обеспечение программы:
1. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 5 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021.
2. Виноградова, О.А. Всероссийская проверочная работа. Математика: 6 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / О.А. Виноградова, Г.И. Вольфсон; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2021
o Информационный портал ВПР
o Расписание и демоверсии ВПР
o Описание и образцы вариантов на сайте ФИОКО
o Решу ВПР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тесты по литературе ( 5класс)
Данные тестовые задания используются на обобщающих уроках по изучению творчества И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя. Учитель имеет возможность осуществить контроль усвоения текстового материала, теоретическог...
Презентация к уроку ИЗО в 5классе "Япония"
Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Япония" в 4 классе. Включает в себя: 1. Флаг Японии 2.Императорская печать Японии 3.Карту 3.Пагода 4.Написание китайского иероглифа 好 («хо...
Конспект урока - обобщения английского языка в 5классе по теме «Мой дом» с использованием ИКТ
Данный урок является уроком-обобщением и контроля по теме «Мой дом» с использованием информационных технологий. Урок ориентирован на закрепление изученного материала по теме, а также навык...
Презентация "Практические задания по наглядной геометрии" 5класс.
Академик А.Д. Александров говорил о том, что задача преподавания геометрии - развивать у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Психологи ут...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе; Примерной прог...
Итоговый контрольный тест (5класс)
Итоговый контрольный тест за курс пятого класса....
Рабочая программа и КТП по русскоиу языку 5класс по программе Т.А.Ладыженской КТП 5класс по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы Т.А.Ладыженской в соответствии с требования ФГОС...