Рабочая программа "Занимательная математика" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Сигова Алия Рамилевна

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностныхметапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_5_kl.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального  образования г. Саяногорск

«Школа №3 имени  Героя России Сергея Медведева»

          Принято на заседании                                                          Утверждена

         педагогического Совета                                                 приказ №

         протокол №

                                                               

         

Рабочая программа

Занимательная  математика

для 5  классов

на 2023-2024 учебный год

(внеурочная деятельность)

Составители:

Сигова А.Р., учитель математики и информатики

Саяногорск, 2023г.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностных,  метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Предметные результаты:

1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;

2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

- выполнять вычисления с натуральными  числами, обыкновенными и десятичными дробями;

- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

- изображать фигуры на плоскости;

- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;

- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;

- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;

- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;

- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

 Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;

11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – 4 ЧАСА

Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

ГЛАВА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ

Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

ГЛАВА 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 4 ЧАСА

Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

ГЛАВА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ – 12 ЧАСОВ

Открытие десятичных дробей. Достоверное и невозможное события Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Решение текстовых задач арифметическими способами. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах

Виды деятельности - чтение и обсуждение текста   учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения

Календарно- тематическое планирование

5 Б

Тема занятия

К-во

часов

Виды и формы организации деятельности

Дата

План

Факт

1

Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел

1

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «Как считали в старину»    

2

Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе

1

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «На чей аршин мерить вернее?». Работа в малых группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов о числах»

3

Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаная. Периметр многоугольника.

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

4

Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам

1

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение 

5

Сложение и вычитание натуральных чисел

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

6

Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел

1

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение 

7

Свойства сложения. Буквенные выражения

1

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала «Язык, понятный всем»    

8

Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде

1

Построение моделей решения задач с помощью буквенных выражений. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи

9

Построение угла, равного данному

1

Работа в малых группах над алгоритмом построения угла, обсуждение и объяснение результата, построение углов

10

Построение треугольника, равного по трем сторонам

1

Работа в малых группах над

алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника

11

Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними

1

Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника

12

Свойства умножения

1

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения

13

Деление с остатком

1

Обсуждение докладов учащихся на тему «Что на что делится?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком

14

Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

15

Степень с натуральным  показателем

1

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения; формулирование свойств степени

16

Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок.

1

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением правил порядка действий и раскрытия скобок

17

Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы

1

Работа в малых группах над алгоритмом приведения подобных слагаемых, обсуждение и объяснение результата, составление формул

18

Уравнение. Корень уравнения

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

19

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.

1

Чтение и обсуждение текста   учебника.  

20

Основное свойство дроби

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

21

Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел

1

Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел

22

Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам

23

Открытие десятичных дробей

1

Чтение и обсуждение текста   учебника.   Изучение   и анализ    иллюстративного    материала

24

Прикидки результатов вычислений

1

Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений

25

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной

1

Работа в малых группах над алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную

26

Решение текстовых задач арифметическими способами

1

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение 

27

Основные свойства уравнений

1

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений»

28

Решение текстовых задач с помощью уравнений

1

Работа  над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение 

29

Откуда берутся средние величины

1

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Среднестатистический человек». Работа в малых группах: «Нахождение среднего значения измеряемой величины»

30

Работа с таблицами

1

Работа  над составлением и анализом таблиц «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение 

31

Работа с диаграммами

1

Работа  над составлением и анализом диаграмм «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение 

32

Координатная плоскость. График

1

Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы

33

Комбинации и перестановки

1

Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей,

34

Достоверное и невозможное события

1

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Случайности не случайны». Работа в малых группах: «Нахождение вероятности события»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....