Рабочая программа "Занимательная математика" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_5_kl.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Принято на заседании Утверждена
педагогического Совета приказ №
протокол №
Рабочая программа
Занимательная математика
для 5 классов
на 2023-2024 учебный год
(внеурочная деятельность)
Составители:
Сигова А.Р., учитель математики и информатики
Саяногорск, 2023г.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
2. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ГЛАВА 1. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – 4 ЧАСА
Ряд натуральных чисел. Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисление по формулам.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ГЛАВА 2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения. Буквенные выражения. Угол. Виды углов. Градусная мера углов. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Равенство фигур. Треугольник. Виды треугольников.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ГЛАВА 3. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 7 ЧАСОВ
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень с натуральным показателем. Решение текстовых задач арифметическими способами. Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнение. Корень уравнения.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ГЛАВА 4. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 4 ЧАСА
Обыкновенные дроби. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ГЛАВА 5. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ – 12 ЧАСОВ
Открытие десятичных дробей. Достоверное и невозможное события Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Проценты. Решение текстовых задач арифметическими способами. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
Календарно- тематическое планирование
№ | 5 Б | Тема занятия | К-во часов | Виды и формы организации деятельности | |
Дата | |||||
План | Факт | ||||
1 | Различные системы счисления. Десятичная запись натуральных чисел | 1 | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Как считали в старину» | ||
2 | Старинные меры длины. Метрическая система мер в России, в Европе | 1 | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «На чей аршин мерить вернее?». Работа в малых группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов о числах» | ||
3 | Округление натуральных чисел. Координатный луч. Отрезок. Длина отрезка, ломаная. Периметр многоугольника. | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
4 | Примеры зависимостей между величинами, их представление в виде формул. Вычисление по формулам | 1 | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение | ||
5 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
6 | Текстовые задачи на сложение и вычитание натуральных чисел | 1 | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение | ||
7 | Свойства сложения. Буквенные выражения | 1 | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала «Язык, понятный всем» | ||
8 | Числовые и буквенные выражения: модели и решения в общем виде | 1 | Построение моделей решения задач с помощью буквенных выражений. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи | ||
9 | Построение угла, равного данному | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом построения угла, обсуждение и объяснение результата, построение углов | ||
10 | Построение треугольника, равного по трем сторонам | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника | ||
11 | Построение треугольника, равного данному по двум сторонам и углу между ними | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом построения треугольника, обсуждение и объяснение результата, построение треугольника | ||
12 | Свойства умножения | 1 | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения | ||
13 | Деление с остатком | 1 | Обсуждение докладов учащихся на тему «Что на что делится?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком | ||
14 | Текстовые задачи на умножение и деление натуральных чисел | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
15 | Степень с натуральным показателем | 1 | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств умножения; формулирование свойств степени | ||
16 | Порядок действий в числовых выражениях. Раскрытие скобок. | 1 | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением правил порядка действий и раскрытия скобок | ||
17 | Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом приведения подобных слагаемых, обсуждение и объяснение результата, составление формул | ||
18 | Уравнение. Корень уравнения | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
19 | Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. | 1 | Чтение и обсуждение текста учебника. | ||
20 | Основное свойство дроби | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
21 | Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел | 1 | Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел | ||
22 | Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам | ||
23 | Открытие десятичных дробей | 1 | Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала | ||
24 | Прикидки результатов вычислений | 1 | Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением прикидки результатов вычислений | ||
25 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом перевода десятичной дроби в обыкновенную и обыкновенной в десятичную | ||
26 | Решение текстовых задач арифметическими способами | 1 | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение | ||
27 | Основные свойства уравнений | 1 | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений» | ||
28 | Решение текстовых задач с помощью уравнений | 1 | Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение | ||
29 | Откуда берутся средние величины | 1 | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Среднестатистический человек». Работа в малых группах: «Нахождение среднего значения измеряемой величины» | ||
30 | Работа с таблицами | 1 | Работа над составлением и анализом таблиц «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение | ||
31 | Работа с диаграммами | 1 | Работа над составлением и анализом диаграмм «В нашем классе, доме, городе…» и их последующее обсуждение | ||
32 | Координатная плоскость. График | 1 | Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы | ||
33 | Комбинации и перестановки | 1 | Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, | ||
34 | Достоверное и невозможное события | 1 | Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Случайности не случайны». Работа в малых группах: «Нахождение вероятности события» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....