Проблемы учащихся-проблемы учителей
статья по математике

Трунова Наталья Владимировна

обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_uchashchihsya-problemy_uchiteley.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы учащихся – проблемы учителей

   Проработав в школе всю свою сознательную часть жизни, приходишь к осмыслению своей и ученической деятельности. Каждый учитель, к сожалению, сталкивается с проблемой неуспеваемости своих учеников, которая обостряется у детей с возрастом. Почему ребенок успевающий в начальной школе постепенно начинает переходить в разряд неуспевающих? В чём проблема? Кто виноват? Как ее решить?

     Чтобы ответить на эти вопросы нужно проанализировать ситуацию. Итак, ребенок растёт, следовательно он меняется. Изменяется его мировоззрение и отношение и к себе, и к окружающему его миру. Он начинает оценивать себя и окружающих. Ему мало просто выслушать взрослого, он начинает оценивать информацию, придаёт ей определенный уровень значимости для себя. Информацию, которая для него имеет высший уровень значимости, он усваивает на все 100%, например, правила игры, в которой ему хочется победить. Значит,  опять мы вышли на мотивацию.

      Мотив побуждает человека к действию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация является основным критерием ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.

Учитель должен сформировать положительное отношение к учению.

   

У учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Именно здесь и появляются проблемы с неуспеваемостью. В 9-11 классах присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учёбы. Но бывают и такие мнения: “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”.

         Учащемуся тогда все понятно, когда интересно”, значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации.

Обучение нужно рассматривать в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, здесь мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

     В своей работе необходимо применять технологию  проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения,  технологию уровневой дифференциации,  информационно-коммуникационные технологии.

      Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. В начале урока математики создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения. В конце урока математики создать условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи, постановке задач для дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт.

Для повышения эффективности обучения, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи – это мощный фактор развития мотивации.

       Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: 

  1. Апелляция к жизненному опыту детей
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Ролевые и деловые игры
  4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику
  5. Элементы занимательности
  6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и  т.п.

     Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности

  1. Ситуация удивления
  2. Ассоциации вместо правил
  3. Презентации, творческие домашние задания
  4.  Накопительная система оценок, рефлексия
  5. Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

  Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

     Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

     Какими бы знаниями мы ни обладали, какими бы методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Из вышеизложенного следуют выводы:

- Мотивация – один из основных факторов успешного обучения учащихся на уроках.

- Снижение положительной мотивации учащихся приводит к снижению успешности и эффективности обучения.

-  Применение в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым  уроком к ученикам…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования

Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...

Проблема недостатка молодых учителей глазами учащихся

Классный руководитель глазами детей. Интервью....

курсовая работа по теме: Проблемы профессиональной эффективности учителя"

Будет интересна тем, кто задумывается над проблемой эффективности своей работы....

Работа учителя иностранного языка с одаренными учащимися: проблемы и решения

Как подготовить победителя предметной олимпиады? Какие трудности могут возникнуть у учителя с появлением одареного ученика в классе? В статье изложены некоторые проблемы, с которыми я столкнулась и оп...

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

Проблема нехватки времени учителю на самообразование, презентация

ull;Что такое самообразование? Это процесс самостоятельной познавательной деятельности.•Учитель должен иметь знания в научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в со...