Авторская рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (10 класс)

Вяземская Алла Владимировна

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что студенты должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«За страницами учебника математики»

Составила преподаватель математики Алла Владимировна Вяземская

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что студенты должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основой профессиональной деятельностью. Полученные знания  могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности, для участия в различных олимпиадах.

 Программа позволяет студентам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики, расширит представление о математики как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Чтобы достигнуть успехов, нужно напряженно и достаточно долго тренироваться. Если будет накоплен некоторый «багаж» олимпиадных идей и методов решений, то появится уверенность в своих силах, а со временем придёт и успех.   

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу студкнтов на занятии. Для достижения эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Данная программа позволяет развивать стремление у студентов самостоятельно работать, совершенствует навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу. Так же способствует развитию интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа студкнтам возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Таким образом:

  •  программа позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
  • позволяет расширить и углубить знания по математике;
  • различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
  • рассмотрение более сложных задач олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления студентов.

Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения студентами новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Цель и задачи программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления.
    Задачи:
  • углублять и расширять кругозор студентов в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
    учить правильно применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника математики ( занимательная математика)» изучается в основной школе  и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У студентов появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.

 Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

  Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие студентов.

 Форма организации:

Внеурочная деятельность для студентов 1,2 курсов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Всего – 40 часов.

Сроки реализации: 1 год.

Общая характеристика программы

Программа содержит материал  занимательного характера, одновременно  дополняющий и  расширяющий программу общеобразовательной школы по математике.

Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой. А так же  выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ.

Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. 

Предполагаемые результаты

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

  • познавательные УУД (владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками устных и письменных вычислений, владение навыками упрощения выражений)
  • личностные УУД ( умение точно излагать свои мысли, умения самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, умение работать самостоятельно и в коллективе)
  • коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с преподавтелем и со сверстниками, уметь разрешать конфликты, управление поведением партнера- контроль , коррекция , оценка действий партнера)
  • регулятивные УУД ( студенты овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия)

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Задачи, решаемые с конца

1

1

2

Числа-великаны и числа-малютки

1

1

3

Запись цифр и чисел у других народов

1

1

4-5

Занимательные задачи на проценты

2

1

1

6

Математические ребусы

1

0,5

0,5

7-8

Геометрические задачи со спичками

2

0,5

1,5

9-10

Задачи на разрезания и перекраивания фигур

4

4

11

Математическая олимпиада

1

1

12-13

Простейшие графы

3

3

14-15

Упражнения на быстрый счет

2

2

16-17

Задачи на взвешивания

2

0,5

1,5

18-20

Логические задачи

4

4

21-22

Принцип Дирихле

2

2

23

Математическая олимпиада

1

1

24-25

Задачи на переливания

2

1

1

26-27

Геометрия в пространстве

2

1

1

28-29

Логический квадрат

2

2

30-32

Проекты

4

1

4

33-35

Решения олимпиадных задач

3

1

2


Учебно-методическое обеспечение и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

  1. Копцева Т.Д. Путешествие в страну Геометрию. Рабочая программа: учебно-метод. Комплект/  - Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Летняя математическая школа: теория, задания, математические бои, олимпиады, опыт организации. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону:Легион, 2013.
  3. Фарков  А.В. Математические олимпиады .  /- М.: ВАКО, 2016.
  4. Фарков А.В. Обучаемость учащихся математике: проблемы диагностики. – М. ВАКО, 2015.
  5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия,. Учебник. — 15-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2013.
  6. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: По – М.: Просвещение, 2009.
  7. Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики./ Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
  8. Я иду на урок математики. Книга для учителя./  – М.: Издательство «первое сентября», 2011

Печатные пособия:

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
  2. Карточки с заданиями по математике
  3. Портреты выдающихся деятелей математики

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:

  1. Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
  2. Комплекты планиметрических и стереометрических тел.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности    Направление: художественно – эстетическое     Срок реализации: 4 года...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (6 класс)

Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математика на компьютерах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)

Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Занимательный английский - 2» для 2 класса

Название программы: Авторская рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Занимательный английский - 2».На сколько часов рассчитана рабочая программа: 72 часа, 8 занятий – в ме...