Активные методы обучения на уроках математики.
методическая разработка по математике (6 класс)
В презентации и докладе представлены методы обучения на уроках математики, в зависимости от фаз урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад по теме. | 103.13 КБ |
презентация к теме. | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения, как эффективное средство реализации ФГОС, на уроках математики
-Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Учителям нужно постоянно учиться, ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.
Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Среда, в которой ребенок мог бы реализовать все свои стремления, предусмотрена основными положениями ФГОС.
Для создания такой среды необходима система методов, позволяющих обучающимся представить в процессе освоения учебного материала свою активную и деятельностную позицию.
Следует изменить роль ученика. Ученик не послушный исполнитель, а активный участник образовательного процесса.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс разнообразных методов и форм обучения, которые позволяют активизировать деятельность школьников в процессе обучения, развивать их интерес к учебе.
В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов. Математика является инструментом познания мира, помогает осознать его законы, понимать логику происходящих событий. Активные формы обучения помогут развить в человеке интерес к исследованию мира, а математика даст человеку орудие для этого исследования.
Что такое Активные методы обучения? – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала
В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока.
На своих уроках я применяю и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения.
Человек запоминает:
-только 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
-30% того, что видит;
-50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
-80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями).
Таблица 1 Методы обучения, развивающие универсальные учебные действия обучающихся
Позиции и умения (ФГОС) | Активные методы обучения |
Личностные УУД -ответственно относиться к учению (саморазвитие и самообразование на основе мотивации); - осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; - освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах; - обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми | Групповая работа («Дерево ожиданий») Разработка и реализация групповых проектов («Картинная галерея»). Процедуры активного слушания. Беседа с гостем («Групповой обмен впечатлениями»). Публичные выступления. |
Метапредметные УУД - определять цели, ставить и формулировать задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; - планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать действия; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Планирование учебного процесса («Список покупок») Выбор учебных средств («Лицензия на приобретение знаний»). Рефлексивные обсуждения процесса учения. («Импровизированные цели») Оценивание и самооценивание («Выбор критериев оценивания»). Разбор проблемных ситуаций («Мозговой штурм»). Прогнозирование последствий принимаемых и принятых решений («Экспертиза»). Подготовка обобщений и выводов («Инфо-угадайка»). Определение причин возникновения проблем («Кластер»). Оценка решения по заданным критериям («Групповой обмен впечатлениями»). |
Для ученика активные методы обучения это:
-игровая форма разбора и презентации материала,
-возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
-подключение творчества при подготовке презентации,
-соревнование команд,
-азарт,
-значительная доля самостоятельности на уроке,
-ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими,
отсюда развитие высокой мотивированности,
-интерес и желание заниматься.
Также следует изменить и роли учителя, учитель должен стать модератором, консультантом, наставником, старшим партнером.
Остановлюсь подробнее на некоторых методах, которые, как мне кажется, подходят для уроков математики.
Метод «Золотой ключик
Цель:
-активизация мыслительной деятельности,
-привлечение внимания,
- мотивация учащихся.
Время: 10-20 мин
Проведение: Информация спрятана за дверцами, ключ - ответ на загадку (задание, задачу). По завершению первого раздела требуется найти ключик к следующей комнате, все решения и ответы записываются в тетради и на доске. Все задания должны быть связаны логическими цепочками, одно понятие тесно взаимосвязано с другим. После обсуждения на доске остаются ключевые положения темы, и они остаются на виду в течение всего урока.
Итог: - привлечение внимания учащихся в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть.
«Математическое лото», метод «Теорема - пазл».
Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.
Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Игра «Математический банкир». Класс делится на пары, каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена, верно, и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Игра идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.
Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил. Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций на уроках геометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»
- Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони.
С целью развития вербальных навыков - говорения и слушания используется коммуникативное упражнение «Рисование фигур»
Участники занятия садятся попарно спиной к спине. Одному участнику в паре выдаются рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники, круги, графики функций, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала. Участник, держащий рисунки, должен описать словами, что изображено на его листке, а его партнер — попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время они должны сравнить оригиналы с копиями и обсудить, какую информацию они получили о вербальной коммуникации.
Метод рефлексии «Мишень»
Учитель предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Дидактическая игра «Юный художник»
Эта игра может проводиться по теме «Координатная плоскость». Обучающимся предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате которых получается определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин.
Прием «Ромашка»
Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.
Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе
На основе обобщения проводимых по всему миру исследований и из своего опыта работы я могу отметить следующие преимущества внедрения активных методов обучения математике:
· возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;
· растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;
· снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;
· ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
· меняется характер взаимоотношений между учениками;
·ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
· учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.
Умение увлечь обучающихся работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь. Использование АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ в образовательном процессе дает не только простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, но и повышает эффективность и качество его профессиональной деятельности.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать Активные методы обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, и развивают интерес к предмету Математика.
Завершить свой обмен опытом хочу словами И.Г.Песталоцци
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
Литература
#1055;едагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.
#1040;ктивные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
#1055;ометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: А.С.К., 2004. – 196 с.
#1051;укьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
#1048;нновационные педагогические технологии: Активноеобучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
#1061;арламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавиловва; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
Аннотация
Проблема современной школы: это низкая учебная мотивация, нежелание учиться, отсюда - низкое качество обучения. Среда, в которой ребенок мог бы реализовать все свои стремления, предусмотрена основными положениями ФГОС.
Для создания такой среды необходима система методов, позволяющих обучающимся представить в процессе освоения учебного материала свою активную и деятельностную позицию.
Активные формы обучения помогут развить в человеке интерес к исследованию мира, а математика даст человеку орудие для этого исследования.
Что такое Активные методы обучения? – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
Эффективные методы:
Метод «Золотой ключик, «Математическое лото», метод «Теорема - пазл», решение задач на готовых чертежах, игра «Математический банкир», коммуникативное упражнение «Рисование фигур», метод рефлексии «Мишень», дидактическая игра «Юный художник», прием «Ромашка».
Использование АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ в образовательном процессе дает не только простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, но и повышение эффективности, и качества его профессиональной деятельности.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать активные методы обучения методы, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, и развивают интерес к предмету Математика.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целями среднего образования является приобретение знаний, умений, компетентностей, формирование нравственных качеств, а также раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для обеспечения всестороннего и полноценного развитие личности. Ясно, что естественная игровая среда, свойственная человеку, как и любому другом живому существу на планете Земля, является оптимальной для достижения этих целей, поэтому очень важно применять на своих уроках для эффективной организации образовательного процесса игровые методы, а именно активные методы обучения (далее АМО ).
Все образовательные процессы делятся на логически связанные фазы и этапы. Фаза 1. Начало урока или мероприятия. -Приветствие или знакомство -Вхождение или погружение в тему -Определение ожиданий учащихся Фаза 2. Работа над темой -Закрепление изученного ранее (проверка д / з ) -Объяснение новой темы (введение понятий) -Работа учащихся над темой урока Фаза 3. Завершение. -Эмоциональная разрядка -Подведение итогов Для каждого этапа урока используются соответствующие методы, которые позволяют решать конкретные задачи этапа.
Активные методы первой фазы урока. Цель первой фазы урока: - заинтересовать учащихся - привлечь их внимание к уроку - сообщить тему и цель урока Существует три вида АМО для первой фазы: Приветствия и знакомства Целеполагания Выяснение ожиданий и опасений Остановлюсь подробнее на некоторых методах, которые, как мне кажется, подходят для уроков математики.
Метод «Самолётик пожеланий» Цель: создание позитивного настроя класса на урок и творческой атмосферы. Время : 3- 5 мин Проведение: Ученики приносят разноцветные самолетики, которые они сделали дома, на крыльях самолетика учащиеся должны написать пожелания или всему классу, или соседу по парте, или любому из присутствующих. По команде учителя самолетики собираются, затем учитель читает 5 - 7 пожеланий, остальные пожелания зачитываются на следующем уроке. Все самолетики магнитами прикрепляются к доске. Итог: создание непринужденной и творческой обстановки.
Метод «Любимый предмет» Цель: создание атмосферы открытости, формирование умения самопрезентации , понимание между учащимися. Время: 6 мин Проведение: Учитель просит 3-6 обучающихся принести любимый предмет из дома. Далее учитель предлагает объяснить почему он ему дорог, какие качества или свойства предмета являются ценными для него. Что их объединяет. Самопрезентация проходит в течение 1-1,5 мин. Итог: создание дружеских отношений в классе и коммуникации.
Метод «Лето – осень» Цель: выяснить опасения и ожидания от урока. Время: 5 мин Проведение: На листе ватмана (на доске) рисуется дерево, в листики которого учащиеся вписывают, что ждут от занятий, чему хотели научиться и чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения –зелеными листиками несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми. Итог: если дерево зеленое, то цели достигнуты, если дерево желтое то выросло не то , что ожидали, т.е. цель урока не выполнена.
Активные методы второй фазы урока. Цель второй фазы : вовлечение всех учащихся в обсуждение темы, акцентирование внимание на ключевых понятиях темы, формирование УУД, оценивание знаний и умений, коррекция их. Существует три вида АМО для работы над темой: АМ закрепление изученного материала АМ презентации нового материала АМ организации самостоятельной работы над темой.
Метод «Золотой ключик» Цель: активизация мыслительной деятельности, привлечение внимания и мотивация учащихся. Время: 10-20 мин Проведение: Информация спрятана за дверцами, ключ - ответ на загадку (задание, задачу). По завершению первого раздела требуется найти ключик к следующей комнате, все решения и ответы записываются в тетради и на доске. Все задания должны быть связаны логическими цепочками, одно понятие тесно взаимосвязано с другим. После обсуждения на доске остаются ключевые положения темы и они остаются на виду в течение всего урока. Итог: привлечение внимания учащихся в связи с нестандартной подачей и хорошая визуализация материала.
Метод «Мозговой штурм» Цель: развивать способность видеть проблему в многообразии подходов, развитие эмоциональной и творческой свободы на базе решения общей задачи. Время: 10-20 мин Проведение: Зачитывается проблема (задача, задание), даются 1 - 2 минуты для обдумывание мыслей и идей по её решению. Назначается секретарь из класса, который будет записывать все идеи и мысли. Чем свободнее, раскованнее и независимее суждения будут у участников, тем лучше. Запрещаются любые критические замечания и насмешки, все идеи рассматриваются, как имеющие право на существование. Далее идет обсуждение правильных идей и решение проблемы. Итог: умение слушать мнение окружающих, а не только своё, анализ и выбор правильных решений.
Метод «Кластер» Цель: концентрация внимания, структуирование информации. Время: 5-10 мин Проведение: Учитель в ходе объяснения новой темы записывает основные мысли заранее на цветных карточках и приклеивает их на доску. Учащиеся визуально следят за ходом мыслей учителя. К концу объяснения на доске получается конспект-лекция. Итог: хорошая визуализация, структуирование . «Кластер» в переводе с английского обозначает «гроздь»,«скопление».
Активные методы третьей фазы урока. Цель третьей фазы : подведение итогов образовательного мероприятия. Существует два вида АМО для завершения урока: АМ релаксации АМ подведения итогов урока
Метод «Сезоны года» Цель: узнать впечатление учащихся от прошедшего урока. Время: 5 мин Проведение: Учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. У каждого четыре листочка: белый-зима , красный-лето, зеленый –весна, желтый-осень . Учащиеся выбирают цвет листочка, который отражает его эмоциональное отношение к уроку, и пишет почему он выбрал именно этот листочек или ответы на вопросы: что я понял, что не понял, что требует повторения. Потом они прикрепляют свои листочки под листом этого же цвета. Итог: позволяет проанализировать урок, выявить, что учащиеся усвоили , а что нет, на что обратить внимание на следующем уроке.
Метод «Физкультминутка» Цель: прийти в бодрое настроение, активно подвигаться после мыслительной нагрузки. Время: 5 мин Проведение: У учителя карточки с изображением животных. Учитель выбирает карточку и дает ученику, он должен показать движение животного, которое характерно для животного с карточки. Потом весь класс повторяет движения. Далее выходит следующий учащийся и т.д. Итог: эмоциональная разрядка и физическая разминка.
Метод «Комплименты» Цель: эмоциональная разрядка. Время: 5 мин Проведение: Учитель подводит итог и просит по очереди каждому учащемуся выразить по очереди признание своему соседу, что понравилось ему в действиях соседа. Итог: коммуникация между учащимися, возможность получить позитивную обратную связь.
Выводы: Плюсы Минусы Вовлечение в процесс обучения всех органов чувств (лучшее усвоение материала). Большие временные и материальные затраты учителя при подготовке к уроку. Творческий характер обуче-ния , а также использование знаний и опыта учащихся. Учит учащихся самосто-ятельно добывать знания. В некоторых классах трудно проводить игровые уроки, так как не все могут совладать со своими эмоциями, а также в больших классах (где кол-во учащихся более 25 человек) трудно удержать всех в «спокойных рамках урока» , иногда возможен рабочий шум при обсуждении проблем. АМО помогают настроить учащихся на атмосферу безопасности и радости в работе, непринужденной обстановки игры, избегать соперничества и освобождать положительные эмоции. Методы нельзя сразу резко вводить в педагогическую деятельность, надо постепенно приучать учащихся к дискуссиям и сотрудничеству, воспитывать культуру речи, где нельзя высказывать негативные эмоции.
Хочу закончить свою презентацию словами великого Вильяма Шекспира: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней –актеры». Спасибо за внимание Удачи в работе.
Использованные материалы: 1) Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/ 2) Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 «Технология АМО» Лазарев Т.В. 2012 г. http://moi-universitet.ru/ru/ebooks/AmoBook/amobook/ 3) Копилочка активных методов обучения http://moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения на уроках математики
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - п...
Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...
Применение активных методов обучения на уроках математики.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....
Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.
Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе. «Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем ...
Технология активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно – деятельностного подхода.
статья с технологическими картами этапов урока, представленных в виде активных методов обучения....
Активные методы обучения на уроках математики
Методический семинар "Активные методы обучения на уроках математики" на районном МО математиков...