Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Действия с десятичными дробями (4 ЧЕТВЕРТЬ, №131) |
Тема урока | Деление десятичных дробей |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок систематизации знаний и умений
|
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений |
Метапредметные: Базовые логические действия: - воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; - выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
Базовые исследовательские действия: - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
Работа с информацией: - выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Общение: - воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
Самоорганизация: -самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации;
Самоконтроль: - владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. |
Предметные: понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями, с десятичными дробями в простейших случаях . |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):десятичная дробь, правила деления на десятичную дробь, правило деления на , 0,01… |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок по предмету «Математика» для 5 класса по теме «Деление десятичных дробей», урок систематизации знаний и умений. На уроке используется учебник «МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС» автор Виленкин Н.Я., ЖоховВ.И. и др., презентация Power Point на тему урока, элементы материалов из сети Иртернет. |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Поэт Р.Сеф написал такие строчки Кто ничего не изучает, Тот ничего не замечает, Кто ничего не замечает, Тот вечно хнычет и скучает. А чтобы вам,ребята,скучно не было на уроке,каждый должен принимать активное участие. В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
|
Этап Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
Давайте повторять. - Начинать работу надо с ……… (Правильно, правил! ) - Повторяем правила - По работе с десятичными дробями мы знаем….(дополняют) А) Сложение и вычитание десятичных дробей Б) умножение и деление дробей -Как же разделить десятичные дроби? (отвечают правило) - Итак, «момент истины» Заполните пропуски (устно) :….. (Слайд 3 ) Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо: 1) в … и в делителе перенести запятую … на столько цифр, сколько их в ... ; 2) после этого выполнить …на …число. - Задания на деление десятичных дробей занимают важное место в курсе математики. Такого рода задания развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольные работы и экзамены.
|
Этап Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
Обеспечить применение ранее полученных знаний при решении задач, создание условий для закрепления знаний обучающихся о десятичных дробях и действий с ними, развитие способности к самообразованию. Организует деятельность по решению задач из учебника
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
|
Этап Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
1. Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь. 1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число 2)после этого выполнить деление на натуральное число. №1 (с комментарием у доски ) 1,5:0,5=15:5=3 4,2:0,06=420:6=70 0,35:0,5=3,5:5=0,7 9:4,5=90:45=2 0,072:0,01=7,2:1=7,2 1,634:0,001=1634:1=1634 Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь. ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; 2)после этого выполнить деление на натуральное число.
|
Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
На доске задача: (слайд4-5 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м. Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка? S=1225 м2 а=49 м в - ? 1225:49=25(м) (делят сами в тетради) Ответ: 25 м Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации). На доске задача: (слайд 6 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м. S=122,5 м2 а=4,9 м в - ? Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти? 122,5:4,9= ? (слайд7 )
|
Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Задача №1 «План» Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане изображено домохозяйство по адресу: Курский район, пос. Сахаровка, д.17 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Вопрос: Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? В таблице представлены магазины, где можно приобрести понравившуюся тротуарную плитку. Выбрать выгодную покупку.
№ п/п | Магазин | Стоимость одной упаковки | % доставки от общей суммы покупки | Общая сумма | 1 | LeroyMerlin | 45 руб | 4 |
| 2 | СтройГигант | 34 руб | 5 |
| 3 | База Строитель | 49 руб | 6 |
|
|
Этап Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Используя текс исторической справки, обсудите в паре, приблизительное количество лет между двумя открытиями. Историческая справка. Впервые понятие десятичной дроби возникло в 1435 г. Его ввел выдающийся математик и астроном Аль – Коши . Ничего, не зная об открытии Аль – Коши, десятичные дроби второй раз открыл фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Десятая». приблизительно в 1585 г, Отделять целую часть от дробной предлагали по – разному. Ал – Коши целую и дробную части писал в один ряд, хотя записывал разными чернилами, или ставил между ними вертикальную черту. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Принятую в наше время запятую предложил немецкий астроном Й. Кеплер.
|
Этап Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Найдите частное и выполните проверку умножением: а) 0,8 : 0,5; б) 3,51 : 2,7; в) 14,335 : 0,61
- Запишите выражения: а) частное от деления суммы а и 2,6 на разность b и 8,5; б) сумму частного x и 3,7 и частного 3,1 и у.
- Шаг человека равен 0,8 м. Сколько шагов надо ему сделать, чтобы пройти расстояние 100 м?
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Дополните предложения: Я понял (а)… Я узнал (а)… Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя … Было интересно … Было трудно…
|
Этап Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Подготовьте мини-проект «Об истории возникновения десятичной дроби». Работа в группах
|