Арифметические действия с натуральными числами
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Мария Аркадьевна Лютина

Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся пятых классов способностей применять приобретённые на уроках математики знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах через выполнение практико-ориентированных заданий.

Тема - приюты для животных

Ссылка для скачивания презентации к уроку: https://cloud.mail.ru/public/Hz7A/s7VkoMTkC

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx126.89 КБ
Файл rabochiy_list.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Арифметические действия с натуральными числами», 5 класс

Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся способностей применять приобретённые на уроках математики знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах через выполнение практико-ориентированных заданий.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): продолжить процесс формирования умения выполнять арифметические действия с натуральными числами; умения применять знания из разных предметов при анализе учебной ситуации; умения работать с информацией, представленной в разных видах через деятельностный и практический подход.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для воспитания бережного отношения к животным, как домашним, так и попавшим в трудную жизненную ситуацию; формировать умение работать в коллективе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): создать условия для личностного развития ученика; активизировать самостоятельную деятельность и работу в группе; развивать умение сравнивать и делать выводы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: беседа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, мультимедийная презентация.

Основные понятия: Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел; площадь прямоугольника; шкала, цена деления.

Структура урока:


Этап 1. Мотивация, самоопределение к учебной деятельности (3 мин.)

Слайд 2. Рассмотрим на задачи, которые поставим перед собой на сегодняшнее занятие:

  1. Тренироваться в выполнении арифметических действий,
  2. Совершенствовать вычислительные навыки,
  3. Продолжить формирование умения решать практические задачи.

Слайд 3. Эпиграфом к нашему уроку сегодня являются слова героя сказки «Маленький принц» Антуана Де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Слайд 4. Чаще всего эту фразу мы слышим, когда речь идет о питомцах. Откуда же на улицах появляются бездомные животные?

Некоторые из них родились на улице, кто-то потерялся, а кого-то предал хозяин. Причиной тому стало распространение моды на домашних животных.

Слайд 5. Некоторые считают, что щенок или котенок – это хороший подарок на праздник, или красивая живая игрушка.

Слайд 6. Столкнувшись с трудностями по уходу, многие понимают, что не готовы содержать питомца.

Слайд 7. Тогда животные могут попасть в трудную ситуацию. Им, как и любому живому существу необходима помощь, любовь, ласка, поддержка. Каждый из нас может стать помощником животных.

В чем, как вы думаете, заключается эта помощь? (Благотворительность)

Слайд 8. Знаете ли вы о приютах для животных?

Животным, попавшим в приют, оказывают медицинскую помощь, ухаживают за ними и помогают найти новый дом.

Обитатели приюта, в нашем случае собаки и кошки, получают разные порции корма.

Как вы думаете, от чего это зависит? (От породы питомца; веса и размерной группы; возраста животного; состояния здоровья).

Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (8 мин.)

Слайд 9. Давайте узнаем, какую порцию корма получат разные собаки в приюте

На экране вы видите весы. Можем ли мы с вами, не выполняя вычислений, ответить на поставленный вопрос? Мы знаем, на какое значение указывает стрелка?

Нет

Что необходимо узнать?

Цену деления

Перед вами лежат карточки, в которых есть поля, для выполнения вычислений.

1) Для того, чтобы ответить на вопрос, найдем цену деления:

Сколько делений между значениями 0 и 100?

Между значениями 0 и 100 – 5 делений.

Что нужно сделать, чтобы вычислить цену деления?

Вычислим 100 : 5 = 20 граммов.

На какое деление указывает стрелка весов?

На шестое

Как узнать массу данной порции?

20 * 6 = 120 (г)

Значит первая порция составляет 120 граммов.

Слайд 10. Определите массу второй порции.

Как вы думаете, изменилась ли цена деления?

Нет

Как узнать массу данной порции?

Мы знаем, что цена деления равна 20 граммов.

Стрелка указывает на 3 деление.

20 * 3 = 60 (г)

Вторая порция составляет 60 граммов.

Слайд 11. Для выполнения следующего задания внимательно прочитайте текст на карточке. Данный текст размешен также на слайде.

Для выполнения проекта Иван собрал информацию о приютах для животных в своем регионе. Это приюты для собак, кошек, диких животных и птиц. От работников приюта Иван узнал, что раньше всего был основан приют для кошек – в 2012 году, позже всего – приют для птиц (2019 г.). Всю полученную информацию о количестве животных в приютах за последние 3 года Иван представил в таблице

Ответим на первый вопрос: определите количество кошек в приюте «Четвероногий друг» в 2020 году, если известно, что их было в 3 раза меньше, чем в 2022.

Рассмотрим таблицу. Для ответа на вопрос у нас есть все необходимые данные?

Да

Сколько кошек находится в приюте в 2022 году?

282

Скажите, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько кошек было в 2020 году и почему?

Разделить 282 на 3, т.к. сказано, что кошек было в 3 раза меньше

Выполните вычисления.

Назовите свой ответ.

94

Внесите его в пустое поле таблицы.

Перейдем к следующему вопросу: сколько сов пребывало в приюте «Птичий остров» в 2021 году, если известно, что их было на 4 меньше, чем в 2020 году?

Рассмотрим таблицу. Для ответа на вопрос у нас есть все необходимые данные?

Да

Сколько сов находилось в приюте в 2020 году?

13

Скажите, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько сов было в 2021 году и почему?

Отнять 4 от 13, т.к. сказано, что сов было на 4 меньше

Выполните вычисления.

Назовите свой ответ.

9

Внесите его в пустое поле таблицы.

Вопрос 3. На сколько изменилось количество лис в приюте «Ушастик» в этом году по сравнению с прошлым?

Чтобы сравнить количество лис в приюте в этом году и в прошлом, у нас имеются все данные?

Да

Сколько лис находится в приюте в 2022 году?

7

Сколько их было в 2021 году?

5

Как изменилось количество?

Увеличилось на два

Объясните свой ответ, что вы делали, чтобы ответить на вопрос?

7 – 5 = 2

Последний вопрос. Необходимо выбрать верные утверждения.

Каждый из нас внимательно читает утверждение. Далее необходимо найти в тексте условия и в таблице информацию, подтверждающую или опровергающую его. Т.е. доказать, что оно верное или ложное.

За три года количество медведей в приюте сократилось

Ложь, т.к. количество медведей увеличилось на 2

В 2021 году количество собак в приюте уменьшилось в два раза,

Верно. 182 : 91 = 2

В 2022 году приюту «Четвероногий друг» исполняется 10 лет

Верно. Приют организован в 2012 году. В 2022 году ему исполняется 10 лет

2022 – 2012 = 10 (л.)

Всего в приюте «Птичий остров» в 2022 году обитает 11 птиц.

Ложь. В приюте обитают 11 сов и 3 орла – 14 птиц.

Находящимся в приютах животным необходима медицинская, финансовая поддержка. Часто источник финансирования этих организаций – неравнодушные люди. Волонтеры организуют дежурство по уходу за животными, выгулу собак, и все это помимо основной занятости на работе. Они находят возможность пристраивать их в семьи. Приюты готовы принимать помощь в любой форме.

Какую помощь приюту могут оказать люди для сокращения расходов на его деятельность?

Можно помочь с рекламой,

Организовать акцию по сбору корма.

Или взять питомца домой.

Этап 7. Самостоятельная работа (7 мин.)

Питание и медицинское обслуживание животных – это не все расходы, которые приходится покрывать фондам и приютам.

  1. Показания прибора учёта расхода электроэнергии 1 сентября составляли 8428 квт.ч, а 1 октября — 9246 квт.ч. Сколько нужно заплатить за электричество за сентябрь, если стоимость 1 квт.ч. составляет 3 руб.? Ответ дайте в рублях

Объясните решение:

1) 8 848 – 8 246 = 602 (квт.ч) – расход электроэнергии.

2) 602 ∙ 3 = 1 806 (р.) нужно заплатить.

Доп.задание:

Длина будки прямоугольной формы в вольере для собак составляет 85 см, а ширина 90 см. Вычислите площадь вольера.

Как найти площадь будки?

Какую форму она имеет?

Прямоугольную

Какой формулой будем пользоваться?

Площадь прямоугольника: произведение длины на ширину

Запишите ее

S = ab

У нас есть все необходимые данные для решения?

Да

Подставим имеющиеся значения в формулу.

Вычислите

7 650 см2

Этап 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Сделать свой посильный вклад для помощи животным может каждый человек. В нашем городе тоже действуют подобные организации. Например, Фонд "ЧиЖ" ("Человек и Животные").

Подведем итоги занятия.

Закончите фразу: «На уроке я узнал…» «Меня заинтересовало…» «Мне было трудно…» «Мне требуется помощь…» «В ходе урока мне особенно удалось…» «Мне не понравилось…» «От этого урока я получил…» «Я могу похвалить себя за…»



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

«Приют для животных»

Задание 1.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Для выполнения проекта Иван собрал информацию о приютах для животных в своем регионе. Это приюты для собак, кошек, диких животных и птиц. От работников приюта Иван узнал, что раньше всего был основан приют для кошек – в 2012 году, позже всего – приют для птиц (2019 г.). Всю полученную информацию о количестве животных в приютах за последние 3 года Иван представил в таблице

Название приюта

Животные

Количество
в 2020 году

Количество
в 2021 году

Количество
в 2022 году

«Лохматый приют»

Собаки

182

91

157

«Четвероногий друг»

Кошки

204

282

«Ушастик»

Медведи

3

3

5

Лисы

4

5

7

«Птичий остров»

Совы

13

11

Орёл

2

4

3

Вопрос 1. Определите количество кошек в приюте «Четвероногий друг» в 2020 году,
если известно, что их было в 3 раза меньше, чем в 2022 (внесите ответ в таблицу)

Вычисления:

Вопрос 2. Сколько сов пребывало в приюте «Птичий остров» в 2021 году, если известно, что их было на 4 меньше, чем в 2020 году? (внесите ответ в таблицу)

Вычисления:

Вопрос 3. На сколько изменилось количество лис в приюте «Ушастик» в этом году по сравнению с прошлым?

Вычисления:

Вопрос 4. Выберите верные утверждения:

  • За три года количество медведей в приюте сократилось
  • В 2021 году количество собак в приюте уменьшилось в два раза,
  • В 2022 году приюту «Четвероногий друг» исполняется 10 лет,
  • Всего в приюте «Птичий остров» в 2022 году обитает 11 птиц.

Задание 4.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

Урок в 5 классе. Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач.

Урок обобщения и систематизации предметных знаний....

Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса...

Контрольная работа по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами"

Контрольная работа по математике для 5 класса по новым ФГОС...