Урок в 5 классе. Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач.
план-конспект урока по математике (5 класс)

Смирнова Инна Владиславна

Урок обобщения и систематизации предметных знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.02 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc149 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На именины Слон пригласил птиц и зверей. Тигренок и мартышка помнят только следующую информацию: 18 голов и 52 ноги. Сколько птиц и зверей приглашены на именины?

Слайд 3

Счет №590 стр. 89

Слайд 6

Практическая задача Вид работы Площадь Стоимость за Стоимость работы Побелка потолка 20 м 2 , на 50 м 2 меньше чем окраса стен ? на 3 руб. меньше, чем окраска стен ? руб. Окраска стен ? 86 руб. ? руб. Итого ? руб.

Слайд 7

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ НАДО ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ КРАТКУЮ ЗАПИСЬ ВЕРНО ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИСЛЕНИЯ И УЗНАТЬ ОТВЕТ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ЗАДАЧЕ ЧТО НУЖНО НАЙТИ ИЛИ УЗНАТЬ В ЗАДАЧЕ ВО СКОЛЬКО ДЕЙСТВИЙ РЕШАЕТСЯ ЗАДАЧА

Слайд 8

РЕШЕНИЕ 1) 20+50=70-площадь стен 2) 86-3=3р за метр 3) 20*83=1660(руб) – стоимость побелки 4) 86*70=6020 (руб)- стоимость окраски стен 3) 6020 + 1660 =7680 (руб) – стоимость работы

Слайд 9

ОТВЕТ Вид работы Площадь Стоимость за 1 м 2 Стоимость работы Побелка потолка 20 м 2 83 руб. 1660 руб. Окраска стен 70 м 2 86 руб. 6020 руб. Итого 7680 руб.

Слайд 10

52 24 5 + 200 : (х – 14) = 25 125 : (х – 19)=25

Слайд 11

Задача №5 А Г У А Р О

Слайд 12

кактус - сагуаро

Слайд 14

Дюдюка ловила лягушек в пруду прямоугольной формы, длина которого 25 м, а ширина на17 м меньше. Сколько лягушек может поймать Дюдюка, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 8 лягушек?

Слайд 15

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1) 25-17=8(м)-ширина пруда 2)25 x 8 = 200 (м 2 ) - площадь пруда; 3) 200 x 8 = 1600 (л.) - может поймать Дюдюка ОТВЕТ: 1600 лягушек

Слайд 17

Задача: Скорость мартышки 20 км/ч, что на 4 км/ч больше скорости тигренка. Если мартышка не будет ждать тигренка, сколько тогда будут ждать тигренка все гости, когда прибежит мартышка?

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

Курс лечения следующий: это лекарство нужно пить по 25 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 25 грам. Помогите разобраться Дюдюке: какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

Слайд 20

6.Самостоятельная работа 1 вариант 1.У Тигренка на 7 конфет больше, чем у Обезьянки. Всего у них 57 конфет. Сколько конфет у каждого? 2.По пути на день рождения герои взяли яблоки и груши, причём яблок в три раза больше чем груш. Вес всех фруктов 5кг600г. Сколько весят яблоки, сколько груши? 2 вариант 1.Обезьнка на 4 года старше Тигренка. Вместе им 24 года. Сколько лет каждому? 2.На покупку фотоаппарта и карты памяти потратили 6600 рублей. Карта памяти стоит в 5 раз дешевле фотоаппарата. Сколько стоит карта памяти, сколько фотоапарат?

Слайд 21

Ответы: 1 вариант 2 вариант 1. 25; 32 1. 10; 14 2. 1кг 400г; 4кг 200 г 2. 1100 руб.; 5500 руб.

Слайд 22

Ответ: 10 птиц и 8 зверей 1)18 · 2 = 36 ног На именины Слон пригласил птиц и зверей. Тигренок и мартышка помнят только следующую информацию: 18 голов и 52 ноги.

Слайд 23

2 способ

Слайд 24

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…



Предварительный просмотр:

Тема: Арифметические действия с натуральными числами.

Решение задач. (8 урок в теме «Умножение и деление натуральных чисел»,

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Цель: Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа;

Уметь решать уравнения;

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности..

Прогнозируемый результат:

  • Уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа;
  • Уметь решать уравнения;
  • Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;

Оборудование:

 Экран, мультимедиа, карточки с домашней работой, карточки с таблицей, карточки с уравнениями

Форма проведения: урок-сказка.

Участники: учащиеся 5б класса.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Мотивационный этап (установочный момент, игровая ситуация):

Настраивает учащихся на работу

Эпиграф к уроку:

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Б. Паскаль, французский ученый.

Сегодня у нас необычный урок математики. А необычность этого урока состоит в том, что это будет урок – сказка.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Вместе с учащимися учитель выясняет цели урока –фронтальная работа.

Думаю, что Вам хорошо известны серия мультфильмов «Тигренок». Итак, домик тигренка (видео фрагмент мультфильма)… 

Обезьянка напоминает, что в этот день именины у слона и нужно быть вовремя не опоздать на праздник! Сейчас очень ценно качество пунктуальности человека! Почему?

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Читают эпиграф к уроку

Эпиграф к уроку:

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»

Б. Паскаль, французский ученый.

Ставят цели урока и задачи

Смотрят видео фрагмент

Отвечают на вопрос учителя о важности пунктуальности

Личностные УУД

Оценивание своей готовности к уроку

Формирование мотивации к изучении предмета

Регулятивные УУД

Формирование умения все делать вовремя и организовывать работу для этого

Коммуникативные УУД

Формирование умения высказывать свою точку зрения

Ориентационно-целевой этап (задачи игры):

(Слайд ) Постановка задачи

На именины Слон пригласил птиц и зверей. Тигренок и мартышка помнят только следующую информацию:
18 голов и 52 ноги.
Сколько птиц и зверей приглашены на именины?

Ребята, как только у вас появится свободное время, потратьте на эту задачу и в конце урока, возможно, мы узнаем, сколько же гостей придет к имениннику в гости.

Но есть особый персонаж  – Дюдюка, она всячески пытается навредить, поэтому нужны ваша помощь. Не забывайте, что Дюдюка и вас будет стараться рассорить, вы знаете о чем я говорю? Поясните (не надо перекрикивать и перебивать друг друга, выслушивать)

Надеюсь, Вы поможете Тигренку и Обезьянке  выпутаться из тех трудных ситуаций, которые им устраивает Дюдюка.

Итак, Тигренок и обезьянка решили пораньше выйти на день рождения и отправились в путь. Дорога предстояла трудная и далёкая. Дюдюка решила подкинуть шкурки от бананов. Если вами задание будет выполнено неправильно, то герои поскользнутся и упадут, но если вы им поможете то и вы получаете (кто справится) дополнительный бал.

Слушают учителя и записывают условие задачи 

Устная работа

Записываю в тетради только ответы

Счет №590

А) 75 Б) 5 В) 60  Г) 4

самооценка

Выставляют себе согласно критериям оценку

Личностные УУД

формирование умения высказывать свое отношение к происходящей ситуации, выражать свои эмоции

Личностные УУД

формирование умения высказывать свое отношение к происходящей ситуации, выражать свои эмоции

Всё обошлось как нельзя лучше. Дюдюка сама поскользнулась. Какую пословицу здесь уместно вспомнить?

Отвечают про смысл  пословицы

 «Не рой яму другому…»

Коммуникативные УУД

Формирование умения точно выражать мысли

Задача:

Перед днем рождения Слон делал ремонт  и попросил  крота стать бухгалтером. Необходимо заполнить таблицу, где указано: вид работы, площадь, стоимость за 1 кв.метр и нужно вычислить стоимость работы (таблица №1)

Работа в группах. Роли: ответственный за заполнение таблицы, ответственный за решение задачи, тот кто будет защищать, оценивает работу каждого)-объяснить, что в группе могут быть разные оценки, как вложил силы

  1. О чём говорится в задача?
  2. Что нужно найти?
  3. Как узнать площадь стен?
  4. Как узнать стоимость побелки потолка?
  5. Как узнать стоимость побелки потолка?
  6. Как узнать стоимость за  окраску стен?
  7. Как узнать стоимость ремонта?

Работают в группе, распределяют роли

Заполняют таблицу

Вид работы

Площадь

Стоимость за 1 м2

Стоимость работы

Побелка потолка

20 м2 ,на 50 м2 меньше

чем окраса стен

? на 3 руб. меньше, чем окраска стен

? руб.

Окраска стен

?

86 руб.

? руб.

Итого

? руб.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД

Формирование умения спрашивать,  интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения

Регулятивные УУД

Самоконтроль своих действий

Содержательно-операционный этап:  правила игры, игровое действие

Демонстрирует Решение задачи:    слайд №6  

1)   20+50=70-площадь стен

2)   86-3=3р за метр

3) 20*83=1660(руб) – стоимость побелки        

4) 86*70=6020 (руб)- стоимость окраски стен

 5)   6020 + 1660 =7680 (руб) – стоимость работы

Дом к встрече гостей готов, герои уже в пути, не знают в какую сторону им идти, но вы им поможете, если выполните задание, а для него надо знать ответы на вопросы:

Сверяют решение

Заполняют лист

Учащиеся заполняют таблицу№1. взаимопроверка слайд №7

Познавательные УУД

Формирование умения работать по алгоритму

Регулятивные УУД

Формирование умения выбора в соответствии с подготовкой

Самоконтроль

Физминутка+проверка теории

Условие: встаем, если не согласны-протестуете, сидим если согласны. (Коррекция теории, так как много было ошибок в тесте) 

Ответы вы знаете, значит можно идти дальше

Дифференцированная самостоятельная работа

Решите уравнение. И мы узнаем в какую сторону идти к слону.

 ( 2 уровня сложности)-но в ответе одно и тоже число

Отвечают на вопросы учителя

Вопросы: Верно ли, что

  1. Деление обладает переместительным свойством (нет)
  2. Неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое (да)
  3. Делимое, надо делитель умножить частное (нет)
  4. Показатель степени - Это число, которое умножается само на себя несколько раз (нет)
  5. Множитель, надо произведение разделить на известный множитель (да)

5 + 200 : (х – 14) = 25

200 : (х – 14) = 25-5

200 : (х – 14)=20

(х – 14)=200:20

(х – 14)=10

Х=24

125 : (х – 19)=25

(х – 19)=125:25

(х – 19)=5

Х=24

Решают на выбор уравнение

Приходят к тому, что к дому слона вёл указатель с числом 24.  

Регулятивные УУД

Формирование умения выбора в соответствии с подготовкой

Самоконтроль своих действий

Личностные УУД

формирование умения оценивать свои возможности в соответствии с поставленной задачей и ситуацией

Совсем скоро нужно героям перейти по мосту, но опять Дюдюка подпилила доски, и герои могут упасть в реку. Давайте поможем

Ответ: сагуаро.

А что это такое?

Подсказка, В какое растение превращалась Дюдюка? (кактус)

http://festival.1september.ru/articles/568429/img6.jpg

Распределяют работу так, что можно быстро выполнить задание

Коммуникативные УУД

Формирование умения договориться и распределить задания

Дает информацию тем, кто быстрее справился

МОГ ли этот именно этот кактус быть в той местности, где живут герои? (дома с доказательством, оценка в журнал, можно пользоваться помощью учителей)

(Читают информацию, те, кто первыми выполнил задание -2 человека)

В Аргентине, где когда-то жили племена инков, растут гигантские кактусы – в три-четыре раза выше человеческого роста. По легенде национальный герой Аргентины – генерал Хосе де Сан-Мартин – нарядил эти кактусы в военную форму. Испанские захватчики, увидев на берегу столько огромных солдат, испугались и отступили.

Пустынные дятлы строят в  стволе кактуса  гнезда и выводят свое потомство. Птицы и летучие мыши пьют нектар его цветов. Безгорбые верблюды во время засухи, поедают молодые побеги цветов, тем самым утоляют жажду. Цветет кактус в течение 4 недель.

Познавательные УУД

Формирование умения работать с дополнительной текстовой информацией

Ценностно-волевой этап– поддержка игрового состояния

Очередное препятствие преодолено.

Герои прошли пруд, в котором живут лягушки.

А вот задания от лягушонка

Решают карточки от лягушонка

Карточка слайд№9
Дюдюка ловила лягушек в пруду прямоугольной формы, длина которого 25 м, а ширина на 17 м. меньше. Сколько пиявок может поймать Дюдюка, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 8 лягушек?

Решение: слайд №10
1) 25-17=8(м)-ширина пруда

2)25 x 8 = 200 (м2) - площадь пруда;
3) 200 x 8 = 1600 (л.) - может поймать Дюдюка

Задача: Скорость мартышки 20 км/ч, что на 4 км/ч больше скорости тигренка. Если мартышка не будет ждать тигренка. Сколько тогда будут ждать тигренка все гости, когда прибежит мартышка? (вывести на проблему, что не хватает данных)

Расстояние 80км.

Решение:

  1. 80:20=4ч будет бежать мартышка
  2. 20-4=16(км/ч)-скорость тигренка
  3. 80:16=5ч
  4. 5-4=1(ч) будут ждать тигренка

Познавательные УУД

Формирование умений по использованию математических способов при решении задач

Оценочный этап  результат игры:

Подведение итогов Рефлексия

Слон получил подарок от друзей и от нас. Угостил своих друзей тортом, мы выставим себе оценки за урок (выставление)

А как быть с Дюдюкой?

Оцените степень усвоения материала. Давайте сделаем подарок слону, он очень любит шары у вас на столах лежат шарики

клеим красную шар: были неудачи, но я все преодолею; желтая карточка: небольшие недочеты, есть над чем работать; зеленая шарик: ура! я все понял

Пришла пора возвращаться обратно. Мы сегодня побывали в гостях у слона на день рождении. Что мы сегодня вспомнили, чему научились?

Раз Дюдюка такая вредная мы пропишем ей принимать таблетки «Доброты» Домашнее задание

Курс лечения следующий: это лекарство нужно пить по 25 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 25 грам. Помогите разобраться Дюдюке, какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечении?

  1. 75 г-в день
  2. 1575г за 21 день
  3. 250г в упаковке
  4. 6,3 поэтому надо семь

Выставляют оценки по итогу всей работы

Делают подарки Слону в виде шаров разноцветных в соответствии с усвоением материала

Отвечают ан вопрос учителя как поступить с вредным персонажем Дюдюкой

Продолжают фразы

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  •  приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Записывают домашнее задание

Личностные УУД

формирование умения оценивать свои возможности в соответствии с поставленной задачей и ситуацией

Личностные УУД

формирование умения высказывать свое отношение к происходящей ситуации, выражать свои эмоции

Регулятивные УУД

Формирование умения выбора в соответствии с подготовкой

Дифференцированная  домашняя работа

  • №1 Вычислите:                 

        Уровень А                                        Уровень В                                        Уровень С 

        а) 97 • 132 + 686 : 98                        а) 795 • 829 + 3042 : 39                        а) 7980 • 6700 + 11928 : 568

        б) 37596 – 8064 : 16 • 74                б) 94953 – 15038 : 73 • 407                б) 7966752 + 37758 : 93 • 5008

  • №2 Упростите выражение: 

        Уровень А                                        Уровень В                                        Уровень С 

        106 • а • 11                                         150 • p • 670 • q                                26 • х • 89 • z • 804 • у

  • №3 Решите уравнение: 

        Уровень А                                        Уровень В                                        Уровень С 

        а) х : 18 = 352                                а) х : 15 = 225                                а) х : 480 = 9600

        б) 4у – 29 = 31                                б) 104у – 12 = 1132                        б) 1836 : (26 – 4у) = 102

        в) 48 : (65 – z) = 12                        в) 29 • (145 – 6z) = 203                        в) (7z – 93) : 48 : 8 = 24 : 12

  

  • №4 Решить задачу: 

        Уровень А 

На складе было 783 т цемента. Ежедневно  с него вывозили по 27 т, после чего осталось 351 т цемента. Сколько дней со склада вывозили цемент?

        Уровень В 

344 кг сахара расфасовали в пакеты по 2 кг, 3 кг и 5 кг. В двухкилограммовые поместилось 128 кг сахара, трехкилограммовых пакетов получилось в 2 раза меньше, чем двухкилограммовых. Сколько получилось пятикилограммовых пакетов?

        Уровень С 

Для библиотеки требуется переплести 3240 книг. Одна мастерская сможет выполнить заказ за 12 дней, другая – за 15 дней, а третья – за 20 дней. За сколько дней выполнят этот заказ три мастерские, работая одновременно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Урок по математике в 6 классе по теме "« Арифметические действия с целыми числами. Решение задач»

Данный урок построен в виде обсуждения проблемы :"Курить или долго жить?"Урок относится к типу урока- обобщения и закрепления по теме " Арифметические действия с целыми числами". Урок имеет определенн...

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

Тест по математике 5 класс "Арифметические действия с натуральными числами. Решение задач".

Тест - диагностический контроль за знаниями детей после окончания начальной школы....

Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса...

Арифметические действия с натуральными числами

Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся пятых классов способностей применять приобретённые на уроках математики знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах...