Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел
план-конспект урока по математике (5 класс)
Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 28.84 КБ |
Презентация | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
Закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами, навыки применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Задачи урока:
1. Повторить какие действия можно выполнять с натуральными числами; законы сложения и вычитания для натуральных чисел, способы выполнения сложения и вычитания с натуральными числами.
2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.
3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: определение цели и задачи урока, осознание практической важности изучаемой темы.
Познавательные: использование научных методов познания, умение делать выводы.
Регулятивные: умение определять и сохранять цель, контролирование и оценивание свой работы и полученного результата.
Коммуникативные: восприятие мнения других людей, умение выражать свою точку зрения.
Методы, используемые в ходе урока:
Словесные: беседа, объяснение, чтение.
Наглядные: компьютерная презентация.
Практические: выполнение устных и письменных заданий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа учащихся, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 5 класс, ФГОС», презентация по теме.
Педагогические технологии, применяемые на уроке: Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные технологии.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вашу готовность к уроку. Сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков по теме «Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание». Необычность урока в том, что это будет урок сказка. Слайд 1. Запишем тему урока, число. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Записывают тему и число в тетрадь. |
2. Актуализация знаний | Слайд 2. Эпиграф «От сказки душе счастье и уму раздумье» -А какие сказки вы знаете? Да, есть самые разные сказки – это сказки о животных, волшебные, бытовые и др. И сегодня мы попадем в одну из них, но я вас познакомлю с ее математической версией. Надеюсь, вы поможете главному герою преодолеть все препятствия и преграды, которые встретятся на его пути. Но для начала посмотрите у вас на столах лежат листы с заданиями и оценочные листы. В течении урока, вы будете заполнять свою таблицу, а в конце урока наши баллы (золотые монеты) переведём в оценки и это будет ваш результат за урок. -Продолжаем разговор о нашем герое, о ком же идет речь? -Попробуем отгадать. Слайд 3. -Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем. А 216:3 Ш 580 Ш 145*4 Е 476 А 279+56 А 335 Е 821-345 Л 401 Л 313+88 А 72 -Молодцы. | Выполняют устный счет. Ответ: Алеша |
3. Повторение опорных знаний | - Много богатырей – защитников Земли русской было с этим именем. Слайд 4. Мы же поведем речь об Алеше Поповиче. Слайд 5-7. В славном городе Ростове у попа был единственный сын, звали его Алеша, по отцу Поповичем. Рос Алеша не по дням, а по часам. Вырос и стал учиться ратному делу. А во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русских людей неволить. Прискакала сила черная, собрала с жителей Ростова дань немалую. Обратились тогда жители к Алеше за помощью, вернуть золото и очистить от злых людей землю русскую. Но предупредили, чтоб один не ходил. Слайд 8. -Ребята! Давайте поможем Алеше и его друзьям. -Задание 2. А вот и первое препятствие, чтобы выйти из города необходимо вспомнить, какие числа и действия над числами мы изучали на уроках? Давайте послушаем историческую справку о числах. -Молодцы! Не успели выйти за ворота, а там пропасть и перебраться через нее можно лишь перекинув мост из математических вычислений. Слайд 9-10. Задание 3. Вычислить: работа самостоятельно в тетрадях с самопроверкой. 1) 625 + 75 = 2) 12 030 – 11 164 = 3) 782 + 659 = 4) 272 – 125 = | Ответ: натуральные числа, действия сложения, умножения, вычитания и деления. Работа в тетрадях. |
4. Закрепление материала | Слайд 11-13. Перебрались через мост друзья вышли к домику Святогора и очень этому обрадовались, ведь, если Святогор видел тугарино войско с золотом, он им укажет путь. Но Святогор уже довольно стар, и так как память стала его подводить, он все записывает. Надо постараться разгадать его записи, и тогда мы узнаем, куда направился Тугарин – змей. Задание 4. Найдите ошибки. Работа в парах. -Молодцы! Справились с заданием. Записи Святогора указывали на дорогу к войску Тугарина. Но прежде, чем вступить в бой с войском Тугарина в бой, нужно размяться. | Работа в парах |
Физкультминутка | Слайд 14. Сколько будет? Сколько будет 2+6? Столько приседаем. Сколько будет 9-5? Столько ручки поднимаем. Сколько будет 5+6? Столько мы киваем. Мы размяться все успели. И за парты снова сели. | |
5. Решение задач и примеров | Слайд 15-16. -Размялись. Отправляемся в путь. Мы дошли до войска Тугарина. Чтобы его победить нужно решить математический диктант. Задание 5. 1. Найдите сумму чисел 25 и 25 (50) 2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму. (60) 3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое. (87) 4. Увеличьте число 18 на 8. (26) 5. Найдите разность 37 и 19. (18) Проверяем. Слайд 17. -Мы у цели. Алеша с его верными спутниками сразился с тугариным войском и победил в битве. Повязав врага, забрав золото, они двинулись в Ростов. Жители города были счастливы. | |
6. Рефлексия. Итоги урока | Слайд 18. - Молодцы! Не без вашей помощи Алеша одолел Тугарина – змея. Давайте посмотрим на сколько каждый из вас смог помочь? Переведем наши золотые монеты в оценку. Это и будет ваша оценка за урок. | |
7. Домашнее задание | Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы, номер 198. |
Раздаточный материал
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Оценочный лист
Вид деятельности | Название работы | Количество монет |
Самостоятельная работа | Задание 3. Вычислить | |
Работа в парах | Задание 4. Найдите ошибки | |
Самостоятельная работа | Задание 5. Математический диктант | |
Общее количество монет | ||
Оценка за урок |
Рабочий лист
Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.
Ш 279+56 Е 313+88 А 821-345 Л 145*4 А 216:3 | 72 401 476 580 335 |
Задание 3. Вычислить (самостоятельно в тетрадях)
1) 625 + 75 =
2) 12 030 – 11 164 =
3) 782 + 659 =
4) 272 – 125 =
Задание 4. Найдите и исправьте ошибки (работа в парах)
857429 78945 82175
+ 4578 -45789 +94599
862009 33166 176874
Задание 5. Математический диктант (самостоятельно в тетрадях)
1. Найдите сумму чисел 25 и 25.
2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.
3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое.
4. Увеличьте число 18 на 8.
5. Найдите разность 37 и 19.
Рабочий лист
Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.
Ш 279+56 Е 313+88 А 821-345 Л 145*4 А 216:3 | 72 401 476 580 335 |
Задание 3. Вычислить (самостоятельно в тетрадях)
1) 625 + 75 =
2) 12 030 – 11 164 =
3) 782 + 659 =
4) 272 – 125 =
Задание 4. Найдите и исправьте ошибки (работа в парах)
857429 78945 82175
+ 4578 -45789 +94599
862009 33166 176874
Задание 5. Математический диктант (самостоятельно в тетрадях)
1. Найдите сумму чисел 25 и 25.
2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.
3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое.
4. Увеличьте число 18 на 8.
5. Найдите разность 37 и 19.
Историческая справка
«История чисел»
История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел.
Представьте, ведь давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать, как мы сейчас, у них все-равно возникало огромное количество поводов для счета. Правда, в те времена им не нужно было применять огромные числа. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде. Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах. Достаточно неудобно было, а вдруг никого рядом не окажется, когда срочно нужно посчитать большое количество чего-нибудь?
Древность.
В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, в Древнем Египте использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой.
А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было аж 27.
Клинопись.
Шумеры изобрели так называемое клинописное письмо или клинопись. На глиняных табличках рисовались различные символы в виде клиньев. Цивилизация шумеров была очень развита для тех времен. В их города жили торговцы, ремесленники. Для счета применялись сначала глиняные фишки различной формы. Со временем на них стали делать пометки, которые обозначали количество и вид того, что считали.
После шумеров на этих землях обосновались вавилоняне. Они переняли систему счисления шумеров. Египтяне тоже пользовались похожей системой счета.
Но все-таки подобный способ записи чисел не идеален и с развитием человечества развивалась и запись чисел.
Римские цифры.
С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что, естественно, может породить большое количество ошибок.
Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.
Арабские цифры.
В 5 веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Далее произошло интересное: арабы переняли индийскую систему счисления и начали вовсю применять ее.
Математик Мухаммед Аль-Хорезми в 6 веке составил руководство об индийской нумерации. Оно в XII веке попало в Европу, и эта система счисления получило очень широкое распространение. Интересно, но именно из-за того, что к нам эти цифры пришли от арабов, мы их называем арабскими, а не индийскими.
Кстати, и само слово «цифра» — арабского происхождения. Арабы перевели индийское «сунья» и получилось «цифр».
Вот такая история чисел.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
Открытый урок по математике . Тема: Действия с обыкновенными дробями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Открытый урок по математике. 5 класс....
Контрольная работа по математике по теме "Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс
Контрольная работа по математике по теме: "Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс УМК "Планета знаний"...
"Положительные и отрицательные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел"
Единицей учебного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания является не урок, а тема, изучение которой осуществляется в 4 этапа: деятельность академического типа, квазисамост...
Контрольная работа по теме "Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"
Контрольная по математике в 5 классе по теме " Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"...
Контрольная работа №6 по теме "Рациональные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел".
Контрольная работа по математике 6 класс. Мерзляк...
Урок в системе поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: «Сложение и вычитание рациональных чисел»
Я работаю учителем математики 27-ый год, более 20 лет из которых были посвящены открытию для себя, затем изучению и попыткам (иногда успешным, иногда нет) технологизировать процесс обучения, основывая...