Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ундычекова Регина Анатольевна

Конспект урока "Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.84 КБ
PDF icon Презентация1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание натуральных чисел»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

Закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами, навыки применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Задачи урока:

1. Повторить какие действия можно выполнять с натуральными числами; законы сложения и вычитания для натуральных чисел, способы выполнения сложения и вычитания с натуральными числами.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.

3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: определение цели и задачи урока, осознание практической важности изучаемой темы.

Познавательные: использование научных методов познания, умение делать выводы.

Регулятивные: умение определять и сохранять цель, контролирование и оценивание свой работы и полученного результата.

Коммуникативные: восприятие мнения других людей, умение выражать свою точку зрения.

Методы, используемые в ходе урока:

Словесные: беседа, объяснение, чтение.

Наглядные: компьютерная презентация.

Практические: выполнение устных и письменных заданий.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа учащихся, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.

Образовательные ресурсы: учебник «Математика 5 класс, ФГОС», презентация по теме.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные технологии.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вашу готовность к уроку. Сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков по теме «Арифметические действия над натуральными числами. Сложение и вычитание». Необычность урока в том, что это будет урок сказка.

Слайд 1.

Запишем тему урока, число.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Записывают тему и число в тетрадь.

2. Актуализация знаний

Слайд 2.

Эпиграф «От сказки душе счастье и уму раздумье»

-А какие сказки вы знаете? Да, есть самые разные сказки – это сказки о животных, волшебные, бытовые и др. И сегодня мы попадем в одну из них, но я вас познакомлю с ее математической версией. Надеюсь, вы поможете главному герою преодолеть все препятствия и преграды, которые встретятся на его пути. Но для начала посмотрите у вас на столах лежат листы с заданиями и оценочные листы. В течении урока, вы будете заполнять свою таблицу, а в конце урока наши баллы (золотые монеты) переведём в оценки и это будет ваш результат за урок.

-Продолжаем разговор о нашем герое, о ком же идет речь?

-Попробуем отгадать.

Слайд 3.

-Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.

А 216:3        Ш 580

Ш 145*4      Е 476

А 279+56     А 335

Е 821-345     Л 401

Л 313+88      А 72

-Молодцы.

Выполняют устный счет.

Ответ: Алеша

3. Повторение опорных знаний

- Много богатырей – защитников Земли русской было с этим именем.

Слайд 4.

Мы же поведем речь об Алеше Поповиче.

Слайд 5-7.

В славном городе Ростове у попа был единственный сын, звали его Алеша, по отцу Поповичем. Рос Алеша не по дням, а по часам. Вырос и стал учиться ратному делу. А во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русских людей неволить. Прискакала сила черная, собрала с жителей Ростова дань немалую.  Обратились тогда жители к Алеше за помощью, вернуть золото и очистить от злых людей землю русскую. Но предупредили, чтоб один не ходил.

Слайд 8.

-Ребята! Давайте поможем Алеше и его друзьям.

-Задание 2. А вот и первое препятствие, чтобы выйти из города необходимо вспомнить, какие числа и действия над числами мы изучали на уроках?

Давайте послушаем историческую справку о числах.

-Молодцы! Не успели выйти за ворота, а там пропасть и перебраться через нее можно лишь перекинув мост из математических вычислений.

Слайд 9-10.

Задание 3. Вычислить: работа самостоятельно в тетрадях с самопроверкой.

1) 625 + 75 =

2) 12 030 – 11 164 =

3) 782 + 659 =

4) 272 – 125 =

Ответ: натуральные числа, действия сложения, умножения, вычитания и деления.

Работа в тетрадях.

4. Закрепление материала

Слайд 11-13.

Перебрались через мост друзья вышли к домику Святогора и очень этому обрадовались, ведь, если Святогор видел тугарино войско с золотом, он им укажет путь. Но Святогор уже довольно стар, и так как память стала его подводить, он все записывает. Надо постараться разгадать его записи, и тогда мы узнаем, куда направился Тугарин – змей. Задание 4. Найдите ошибки. Работа в парах.

-Молодцы! Справились с заданием. Записи Святогора указывали на дорогу к войску Тугарина.

Но прежде, чем вступить в бой с войском Тугарина в бой, нужно размяться.

Работа в парах

Физкультминутка

Слайд 14.

Сколько будет?

Сколько будет 2+6? Столько приседаем.

Сколько будет 9-5? Столько ручки поднимаем.

Сколько будет 5+6? Столько мы киваем.

Мы размяться все успели.

И за парты снова сели.

5. Решение задач и примеров

Слайд 15-16.

-Размялись. Отправляемся в путь. Мы дошли до войска Тугарина. Чтобы его победить нужно решить математический диктант. Задание 5.

1. Найдите сумму чисел 25 и 25 (50)

2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму. (60)

3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое. (87)

4. Увеличьте число 18 на 8. (26)

5. Найдите разность 37 и 19. (18)

Проверяем.

Слайд 17.

-Мы у цели. Алеша с его верными спутниками сразился с тугариным войском и победил в битве. Повязав врага, забрав золото, они двинулись в Ростов. Жители города были счастливы.

6. Рефлексия. Итоги урока

Слайд 18.

- Молодцы! Не без вашей помощи Алеша одолел Тугарина – змея. Давайте посмотрим на сколько каждый из вас смог помочь?

Переведем наши золотые монеты в оценку. Это и будет ваша оценка за урок.

7. Домашнее задание

Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы, номер 198.

Раздаточный материал

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Оценочный лист

Вид деятельности

Название работы

Количество монет

Самостоятельная работа

Задание 3. Вычислить

Работа в парах

Задание 4. Найдите ошибки

Самостоятельная работа

Задание 5. Математический диктант

Общее количество монет

Оценка за урок

Рабочий лист

Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.

Ш 279+56      

Е 313+88            

А 821-345          

Л 145*4              

А 216:3                

72

401

476

580

335

Задание 3. Вычислить (самостоятельно в тетрадях)

1)  625 + 75 =

2) 12 030 – 11 164 =

3) 782 + 659 =

4) 272 – 125 =

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки (работа в парах)

857429       78945        82175

+  4578      -45789      +94599

862009       33166      176874

Задание 5. Математический диктант (самостоятельно в тетрадях)

1. Найдите сумму чисел 25 и 25.

2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.

3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое.

4. Увеличьте число 18 на 8.

5. Найдите разность 37 и 19.

Рабочий лист

Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.

Ш 279+56      

Е 313+88            

А 821-345          

Л 145*4              

А 216:3                

72

401

476

580

335

Задание 3. Вычислить (самостоятельно в тетрадях)

1)  625 + 75 =

2) 12 030 – 11 164 =

3) 782 + 659 =

4) 272 – 125 =

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки (работа в парах)

857429       78945        82175

+  4578      -45789      +94599

862009       33166      176874

Задание 5. Математический диктант (самостоятельно в тетрадях)

1. Найдите сумму чисел 25 и 25.

2. Первое слагаемое 13, второе – 47. Найдите сумму.

3. Вычитаемое 20, разность равна 67. Найди уменьшаемое.

4. Увеличьте число 18 на 8.

5. Найдите разность 37 и 19.

Историческая справка

«История чисел»

История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел.

Представьте, ведь давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать, как мы сейчас, у них все-равно возникало огромное количество поводов для счета. Правда, в те времена им не нужно было применять огромные числа. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде.  Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах. Достаточно неудобно было, а вдруг никого рядом не окажется, когда срочно нужно посчитать большое количество чего-нибудь?

Древность.

В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, в Древнем Египте использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой.

А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было аж 27.

Клинопись.

Шумеры изобрели так называемое клинописное письмо или клинопись. На глиняных табличках рисовались различные символы в виде клиньев. Цивилизация шумеров была очень развита для тех времен. В их города жили торговцы, ремесленники. Для счета применялись сначала глиняные фишки различной формы. Со временем на них стали делать пометки, которые обозначали количество и вид того, что считали.

После шумеров на этих землях обосновались вавилоняне. Они переняли систему счисления шумеров. Египтяне тоже пользовались похожей системой счета.

Но все-таки подобный способ записи чисел не идеален и с развитием человечества развивалась и запись чисел.

Римские цифры.

С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что, естественно, может породить большое количество ошибок.

Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.

Арабские цифры.

В 5 веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Далее произошло интересное: арабы переняли индийскую систему счисления и начали вовсю применять ее.

Математик Мухаммед Аль-Хорезми в 6 веке составил руководство об индийской нумерации. Оно в XII веке попало в Европу, и эта система счисления получило очень широкое распространение. Интересно, но именно из-за того, что к нам эти цифры пришли от арабов, мы их называем арабскими, а не индийскими.

Кстати, и само слово «цифра» — арабского происхождения. Арабы перевели индийское «сунья» и получилось «цифр».

Вот такая история чисел.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Контрольная работа по математике по теме "Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс

Контрольная работа по математике по теме: "Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел", 4 класс УМК "Планета знаний"...

"Положительные и отрицательные числа. Сложение и вычитание рациональных чисел"

Единицей учебного процесса в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания является не урок, а тема, изучение которой осуществляется в 4 этапа: деятельность академического типа, квазисамост...

Контрольная работа по теме "Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"

Контрольная по математике в 5 классе по теме " Смешанные числа.Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Урок в системе поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: «Сложение и вычитание рациональных чисел»

Я работаю учителем математики 27-ый год, более 20 лет из которых были посвящены открытию для себя, затем изучению и попыткам (иногда успешным, иногда нет) технологизировать процесс обучения, основывая...