Формирование функциональной грамотности на уроках математики
методическая разработка по математике (10 класс)
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
• В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 51(072)
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Степанова Р.Г.
МБОУ СОШ № 1
г. Иркутск, Иркутская область, Россия
Cтепанов Н.В.
ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ
Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский
Если раньше цели обучения определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
• В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности возникает потребность в формировании человека с ясным видением целостной картины мира.
• С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объём информации. Поэтому всё более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, направленная на формирование целостности знаний учащихся, их естественно-научное миропонимание.
• Результаты международных исследований (PISA, TIMS) свидетельствуют о низком уровне сформированности у Иркутских школьников навыков сравнения, соотнесения, сопоставления, обобщения, нахождения точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, а также представлениями, синтезированными на совокупности знаний различной природы.
• Школьники демонстрируют «Отчуждённость» приобретаемых знаний и умений.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «Окунуть» учащихся в решение «Жизненной» задачи. Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:
- это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию;
- они строятся на актуальном для обучающихся материале;
- данные задания имеют чёткую структуру.
При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Содержание заданий должно быть связано с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения: числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика.
Задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развернутым свободным ответом. В первом случае ученик среди предложенных вариантов ответа должен найти верный; во втором – записать свой ответ, не давая при этом никаких пояснений; в третьем случае от ученика требуется записать свое решение, дать обоснование, привести аргументацию. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развернутым ответом.
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
|
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: коммуникативная Аспект:
|
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Лес – главный источник жизни на земле. Но каждую секунду с лица планеты исчезает участок размером с футбольное поле! Выполните задание и определите, с какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника? |
Задачная формулировка | Практическая работа. (Работа в группах)
Для производства 1000м2 бумаги требуется вырубить лес с 25 ар |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Формула площади прямоугольника. 1м2 = 10000см2, 1га = 10000м2 1км2 = 1000000м2 |
Пример 1
Вы – диспетчер автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Подчеркните правильный ответ:
- Скорость грузовой автомашины;
- Скорость легковой автомашины;
- Время, которое была в пути каждая машина;
- Место встречи грузовой и легковой машин.
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведённые выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Пример 2
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
Подчеркните правильный ответ: 1. АКД; 2. АСД; 3. АЕД.
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить её с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью.
Пример 4
В магазине имеется три вида плиток для пола:
Вид плитки | Стоимость одной плитки |
Квадратная плитка со стороной 2 дм | 220 руб. |
Плитка, площадь которой равна 1 кв. дм | 200 руб. |
Плитка, имеющая длину 3 дм и ширину 2 дм. | 250 руб. |
В зале длиной 12 м и шириной 8 м нужно покрыть пол плитками. Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными?
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
|
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: регулятивная Аспект:
|
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | «Ты вымыл руки?» - слышишь ты каждый день от мамы, возвращаясь из школы. Ты идешь, и послушно моешь руки. Зачем? |
Задачная формулировка | Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо? |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. 1 сутки = 1440 минут Справочник по математике, интернет ресурсы (как прочитать многозначное число). |
Структура задания
Характеристика задания (информация для учителя) |
| |
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: Информационная Аспект:
| |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Твои родители купили новую мебель. Квартира находится на 4 этаже. Чтобы сэкономить, вы отказались от услуг грузчиков. | |
Задачная формулировка | При подъёме на четвёртый этаж работа икроножных мышц находится по формуле А = Рассчитать, какую работу совершают икроножные мышцы при подъёме на четвёртый этаж здания. | |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Высота здания: H= 3 м х 4 = 12 м. Мышечная сила при ходьбе: F= Измерить:
5. F = 6. А= 12м х 400 Н = 4800 Дж = 4,8 кДж | |
Инструмент проверки (информация для учителя) | Инструментом проверки служит алгоритм решения задачи. |
Исходя из всего выше сказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет такие задания на своих уроках, развивая функциональную грамотность у учащихся – это «современный учитель», так как этот педагог хорошо знает свой предмет, методику преподавания, владеет информацией о психолого-физиологических особенностях детей, любит каждого ребенка, уважает его как личность, и постоянно самосовершенствуется.
Список литературы
1. Волкова, Т.Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. с. 173 - 176.
2. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., предисл., коммент. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2016. 528 c.
3. Мацкевич, В., Крупник С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
4. Пожарова, Г.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г.А. Пожарова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (343). С. 62 - 64. - URL: htpps://moluch.ru/archive/343/77263/.
Сведения об авторе
Степанова Раиса Георгиевна - учитель математики МБОУ СОШ № 1 г. Иркутска (664025, г. Иркутск, ул. Российская, т. (395)2-24-09-71, e-mail: school1_irkutsk@mail.ru).
Степанов Николай Васильевич - кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка, безопасности жизнедеятельности, профессионального обучения (664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский р-н., п. Молодежный, т.3952- 237-429, е-mail:stepanov@igsha.ru).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...

презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Методический семинар по теме !Фомирование функциональной грамотности на уроках математики"...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Функционально грамотная личность должна обладать общеучебными умениями. Российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно использовать эти знания....
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и ф...