Формирование функциональной грамотности на уроках математики
статья по математике
Методический семинар по теме !Фомирование функциональной грамотности на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Функциональная грамотность -способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». |
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Рассмотрим применение этого метода к решению проблемы подготовки школьников к изучению математики.
Используя в своей практике активные методы обучения, такие как модерация, мультимедиа, игровые технологии я могу развивать у учащихся следующие умения, применительно к математическому содержанию:
- Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы)
- Умение использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы)
- Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы)
- Умение осуществлять пробные действия при поиске решения; (проблемные ситуации на уроке)
- Умение контролировать ход и результат решения задачи (карта достижений - выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях)
Эти умения являются индикаторами математической грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах.
На уроках математики дети учатся:
- выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
- рассуждать, делать выводы на основе информации, представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках), широко используемых в средствах массовой информации.
Исходя из практики, я хочу отметить, что функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационныхтехнологий.
Компетентностные задания способны привить интерес ученика к изучению математики, изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Интегрированные задания – это задания, объединяющие математику с другими предметами. (математика-русский язык, экономика-математика, математика-литература, математика- познание мира, математика-краеведение).
Кроме того, одним из главных средств развития функциональной грамотности являются информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные олимпиады, веб-квесты).
Важным аспектом в формировании функциональной грамотности школьников является формирование логической грамотности. На уроках математики я отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Такая система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.
Математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах.
Вот примеры задач, которые были составлены учениками 5-6 классов и их родителями.
Задача 1. Больному прописали лекарство, которое нужно принимать по 0,5 таблетки 4 раза в день на протяжении 14 дней. Лекарство продается в упаковках по 10 таблеток. Какое количество упаковок требуется на весь курс лечения?
Задача 2. Оцени и рассчитай, сколько рулонов обоев шириной 50см и длиной 15м потребуется для оклейки стен твоей комнаты. Площадь пола, которой равна 4х4 м2, высота - 2,5м, размеры двери 2х1м, окна 1х1,5м
Задача 3. Клиент банка открыл депозит на сумму 500000 р, со ставкой вознаграждения 9% годовых. Сколько составит начисленное вознаграждение по депозиту через 8 месяцев?
Составляя эти задачи, дети развивают функциональную грамотность, видят применение математических знаний в жизни.
На своих уроках я использую коллективные виды работ. Они делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности т.е. формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004778-1517416286.jpg)
Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-12968-1603867966.jpg)
презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-193941-1481741731.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Функционально грамотная личность должна обладать общеучебными умениями. Российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно использовать эти знания....
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и ф...
урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....