Формирование функциональной грамотности на уроках математики
статья по алгебре (7 класс)
Функционально грамотная личность должна обладать общеучебными умениями. Российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно использовать эти знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_na_urokah_matematiki.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность на уроках математики
Функционально грамотная личность должна обладать общеучебными умениями (компетенциями): организационными, интеллектуальными, коммуникативными, оценочными. Поэтому целями изучения предметов становятся предметные линии развития личности. А для этого учебные задания должны соответствовать предметным умениям.
Задания, которые осваивают наши ученики, приближают конечную цель – создание функционально грамотной личности.
Российские школьники обладают значительным объемом знаний, но не умеют грамотно пользоваться этими знаниями
«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», -Сказал Аристипп
В продолжение разговора о функциональной грамотности хочу остановиться на роли читательской грамотности на уроках математики.
Умение извлекать необходимую информацию, осмысливать и оценивать, интегрировать и интерпретировать ее является важным элементом успешного усвоения математических знаний.
В учебниках математики часто задание формулируется двумя словами: «Решите уравнение», «Докажите тождество», «Упростите выражение» или вообще одним словом «Вычислите». Надо заметить, что, если не прописывать задание словами, ученик все равно понимает, что ему необходимо сделать.
В результате словесное пояснение к заданию ребенок перестает читать.
К чему же это приводит? В 7 классе продолжительное время изучаются формулы сокращенного умножения. Для лучшего усвоения каждая формула разбирается по-отдельности. Но наступает момент, когда необходимо выполнять задания, в которых встречаются сразу все формулы.
(а – 4)2 - (d – 3)2
Для данного выражения сначала задание формулировалось так:
- Представьте в виде произведения или
- Разложите на множители
Но изучена новая формула, и теперь задание звучит так:
- Упростите выражение или
- Представьте выражение в виде многочлена.
Но словесное пояснение мы НЕ читаем!
В результате на контрольной работе задание не выполнено не потому, что ученик не усвоил тему, а потому что не прочитал задание.
Обратимся к следующей категории функциональной грамотности – математическая грамотность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что в рамках обучения математике необходимо добиться у учащихся сформированности представлений
- о роли и месте математики в современной научной картине мира;
- понимания математической сущности;
- понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.
Одной из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни».
Математическая грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Выделение основных элементов математической подготовки, актуальных для формирования и оценки функциональной грамотности, анализ заданий в исследованияx PISA, сопоставление с документами, определяющими содержание математического образования в российской школе, показало, что невысокие результаты российских учащихся в международных исследованиях связаны с недостаточным овладением некоторым обязательным предметным материалом:
- Знания курса математики 5-6-х классов необходимо актуализировать в 7-9-х классах (например, действия с обыкновенными и десятичными дробями, проценты, пропорции, отношения). При подготовке к экзамену по математике в 9-м классе с учениками первоначально не разбирали задание, в котором требуется произвести одно-два арифметических действия с десятичными дробями или смешанными числами. Это же элементарно, как я думала. Но, если в 5-6 классах ученики еще считают сами, то начиная с 7 класса у них в руках любимый друг и помощник – калькулятор. И навык счета теряется, забывается таблица умножения.
Кроме того, проявились недостатки в овладении следующими метапредметными умениями:
- принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников;
- работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой;
- привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт;
- отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы;
- владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации;
- определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи;
• использовать здравый смысл, метод перебора возможных вариантов, метод проб и ошибок;
• представлять в свободной словесной форме обоснованный ответ, который определяется особенностями ситуации.
Например, задача на подобие, когда нужно определить высоту столба, от которого падает тень на горизонтальную поверхность. С математической точки зрения задача несложная.
Но возникает вопрос. Если нет готового чертежа к задаче, сможет ли ученик 8 класса правильно воссоздать геометрическую модель. Знает ли он на момент изучения этой темы, что тень от столба и от человека падает под одним углом.
А ученик 7 класса знает что такое четырехпроцентный раствор?
А ученик 5 класса знает, что такое чугунная болванка?
При составлении заданий необходимо учитывать уровень знаний учащихся в разных областях жизни. А пока получается, что учитель математики рассказывает и про закон падения и отражения света, и про концентрацию раствора и еще многое другое.
На основе проведённого анализа были выделены умения, на формирование или развитие которых следует обратить внимание при обучении математике.
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования:
- учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки,
- а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Это аутентичные задания. Мы хотим представить вашему вниманию фрагмент урока, на котором как раз и предлагается семиклассникам выполнить такое задание.
Задача про багаж в аэропорту
- Привет .ребята!
Сегодня я улетаю. Хочу попросить вас помочь в решении одной несложной математической задачки.
Я узнал, что в салон самолета можно взять ручную кладь весом не более 7 кг.
Также в стоимость билета входит 1 место багажа весом до 20 кг.
Если у пассажира несколько мест багажа, то на каждое из них можно оформить дополнительное место багажа.
Дополнительное место – один предмет весом до 20 кг – стоит 1000 рублей.
Если предмет весом больше 20 кг, то за каждый «лишний» килограмм сверх двадцати нужно заплатить ещё 300 рублей. (вес округляется в большую сторону до килограмма).
Я беру собой
- чемодан массой 19 кг 900 г;
- коробку массой 4 кг 500 г;
- ноутбук массой 1кг 800 г;
- рюкзак массой 3 кг 900 г
Вопрос первый.
Какие два предмета мне взять с собой в салон самолета?
Вопрос второй.
Как поступить с оставшимися предметами? Дайте ответ с пояснениями.
- Очень надеюсь на вашу помощь.
- Пока!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Обобщение опыта по работе над методической темой "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"...
презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...
Формирование функциональной грамотности на уроках математике
Выступление на РМО...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики
Методический семинар по теме !Фомирование функциональной грамотности на уроках математики"...
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и ф...
урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....