Открытый урок "Применение производной"
презентация к уроку по математике (11 класс)
С помощью производной можно исследовать функцию, а именно найти точки минимума и максимума, определить, на каких участках функция возрастает и убывает, найти наибольшее и наименьшее значение функции на заданном отрезке.
Производная функции — понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции в данной точке. Определяется как предел отношения приращения функции к приращению её аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю (при условии, что такой предел существует).
В чем разница дифференциала и производной?
Дифференциал - это линейная часть приращения функции, а производная - это предел отношения приращения функции к приращению аргумента при приращении аргумента стремящемся к нулю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение производной | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитательная работа : Расширение кругозора и познавательной деятельности учащихся Развитие логического мышления и умение применять свои знания Техническое обеспечение : Интерактивная доска Компьютер Диск
обобщить и закрепить применение техники дифференцирования учить работать с теоретическими вопросами темы обобщить, систематизировать знания о производной
На практике часто решают вопросы на оптимизацию, на выбор наилучшего результат: -организовать производство так, чтобы выпускать больше продукции, -разработать прибор для космического корабля таким, чтобы его масса была наименьшей; -построить сооружения таким образом, чтобы их устойчивость и прочность была наибольшей. На уроке мы рассмотрим некоторые задачи и разберём их решение .
Повторение основных понятий: 2. Геометрический смысл производной ? 1. Вспомним основное определение производной? 3. Физический смысл производной ?
Задача №1. Два тела движутся прямолинейно: одно по закону s = t^3 + t^2 - 27t, другое — по закону s = t^2 + 1. Определить момент, когда скорости этих тел окажутся равными
Применение производной к исследованию функций Признак возрастания (убывания) функции Критические точки функции, максимумы и минимумы Наибольшее и наименьшее значения функции Касательная к графику функции. Уравнение касательной.
Задача №2 Написать уравнение касательной в точке Х= 1: Y = X^3 – X^2 — 2.
Заметим , что при определении касательной к кривой и нахождение мгновенной скорости неравномерного движения, по существу, выполняются одни и те же математические операции : -Заданному значению аргумента дают приращение и вычисляют новое значение функции, соответствующее новому значению аргумента. -Определяют приращение функции, соответствующее выбранному приращению аргумента. -Приращение функции делят на приращение аргумента. -Вычисляют предел этого отношения при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
Минутка релаксации:
Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Умение решать задачи с применением производной требует хорошего знания теоретического материала, умения проводить исследование различных ситуаций .
Так как в практических приложениях обычно интересует не только сама функция , но и скорость ее изменения, то производная , будучи характеристикой скорости изменения , функции, имеет самые широкие практические применения в вопросах физики, химии, геометрии и т. д.
Задача 3. Количество электричества, протекающего через тело Человека при замыкании электрической цепи, задаётся формулой q(t) = 13t^2 + 4t + 1 (Кл). Найдите силу тока опасного для человека в момент времени t = 1 c. Cила тока есть производная I= q*(t) где Δq – положительный электрический заряд, переносимый через сечение проводника за время Δt .
№4 Тело массой 8 кг движется прямолинейно по закону s = 2t^2+ 3t - 1. Найти кинетическую энергию тела (E=mv^2/2) через 3 секунды после начала движения. Решение: Найдем скорость движения тела в любой момент времени: V = ds / dt = 4t + 3 Вычислим скорость тела в момент времени t = 3: V t=3 = 4 * 3 + 3=15 (м/с). Определим кинетическую энергию тела в момент времени t = 3: mv2 /2=8-15^2 /2=900 (Дж).
Самостоятельная работа: Задача 5. Количество электричества, протекающего через тело человека при замыкании электрической цепи, задаётся формулой q(t) = 4t^2 + 11,2t (Кл). Найдите силу тока не опасного для человека в момент времени t = 1 c?
Применение производной в в разных областях науки, техники и жизни Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки, техники и жизни. https://scienceforum.ru/2016/article/2016026525
Применение производной Формула производной встречается ещё в 15 веке. Великий итальянский математик Тартальи , рассматривая и развивая вопрос - на сколько зависит дальность полёта снаряда от наклона орудия - применяет её в своих трудах. Формула производной часто встречается в работах известных математиков 17 века. Её применяют Ньютон и Лейбниц. Посвящает целый трактат о роли производной в математике известный учёный Галилео Галилей. Затем производная и различные изложения с её применением стали встречаться в работах Декарта, французского математика Роберваля и англичанина Грегори. Большой вклад по изучению производной внесли такие умы, как Лопиталь, Бернулли, Лангранж и др. https://scienceforum.ru/2016/article/2016026525
Задача № 4 Из круглого бревна диаметром d требуется вырезать стойку прямоугольного сечения с наибольшей площадью. Наибольшая площадь сечения балки необходима для использования большей нагрузки. Пояснения к задаче: Стойка в строительстве Стойка - это вертикальная или наклонная конструкция в проектировании строительных объектов и строительстве, означающее колонну . Применяют деревянные стойки при строительстве различных сельскохозяйственных сооружений , деревянных домов, складов и временных сооружений. Также деревянные стойки нашли широкое применение как опоры для опалубки при возведении монолитных железобетонных конструкций и др.
Решение 1) Представим математическую модель 2) Введём переменные: х- ширина, у - длина прямоугольника. Выразим у через х по теореме Пифагора: у2 = d 2 - x 2 т.о . У= 3) Выразим площадь прямоугольника S= x· y= x* 4) Найдём производную площади:S ' = 5) Определим критические точки S' =0 6)В точке производная меняет знак с "+" на "-", следовательно это точка максимума. В этой точке площадь прямоугольника будет наибольшей.
Ответ: Сечение балки должно быть квадратом со стороной .
Ответ: Сечение балки должно быть квадратом со стороной .
Вопрос: Какой порядок действий мы использовали для нахождения наибольшего значения величины? При решении задач на нахождение наибольшего (наименьшего) значения придерживались следующего порядка действий: 1) вводили переменную; 2) выражали через эту переменную и известные данные величину , наибольшее значение которой необходимо найти, вводили функцию (площадь прямоугольника); 3) определяли наибольшее значение введённой функции .
Задача № 6. Для хранения строительных материалов необходимо сделать временное хранилище в форме сварного каркаса, накрытого брезентом. Для изготовления каркаса, имеющего форму правильной четырёхугольной призмы, имеется 36 м металлического прута. Какую необходимо выбрать длину, ширину и высоту каркаса , чтобы под навес уместилось как можно больше строительных материалов ?
Решение : Применение пространственного каркаса в строительстве получило широкую популярность благодаря преимуществам технологии. Она позволяет сэкономить ресурсы и время на возведение конструкции. Каркасы значительно улучшают крепость железобетонных строений, придают им большую жесткость. Такое армирование предотвращает появление трещин, сколов, деформации. Виды каркасов зависят от способа производства и диаметра металлических прутьев , которые используются. Легкий каркас изготавливается из стержней диаметром от 3 мм, а тяжелый – свыше 12 мм. Производятся они с помощью дуговой или точечной сварки. Пространственный каркас использовать гораздо дешевле, чем плоский. Экономия достигается за счет меньшего количества используемой стали. При этом жесткость конструкции с объемным каркасом не уступает строению с плоским.
1) Представим математическую модель. 2) Введём переменные: х - сторона квадрата, у- высота каркаса. 3) На весь каркас расходуется 36 м металического прута: 36=8х+4у , 9= 2х+ у, у = 9-2х. 4) Выразим объём четырёхугольной призмы: V= a2 y= x2 (9-2x)=9x2-2x3 . 5) Находим производную объёма: V' = (9x2-2x3)'=18x-6x2 6) Определяем критические точки: V' =0, 18x-6x2=0 , 3х(6-2 x )=0, х=0 и х=3. х=0 не подходит по смыслу задачи, используем х=3. 7) Производная в точке х=3 меняет знак с "+" на "-", следовательно это точка максимума . В этой точке объём призмы будет наибольшим. у=9-2·3= 3, V= a2 y= 32 3=27м2. Ответ: Каркас для навеса должен иметь форму куба с длиной 3 м.
Самостоятельная работа 1 вариант: Каковы должны быть стороны прямоугольного участка с периметром 120 м, чтобы площадь этого участка была наибольшей? 2 вариант : Прямоугольный участок земли площадью 4 га огораживается забором. Каковы должны быть размеры участка , чтобы площадь была наименьшей? 3 вариант: Проволочной сеткой длиной 240 м надо огородить прямоугольный участок земли . Какие размеры должен иметь участок, чтобы его площадь была наибольшей? 4 вариант: Из квадратного листа картона со стороной а нужно сделать открытую сверху коробку прямоугольной формы, вырезав по краям квадраты и загнув образовавшиеся края (рисунок). Какой должна быть высота коробки, чтобы её объём был наибольшим?
№8 Тело, масса которого 30 кг, движется прямолинейно по закону s = 4t^2 + t. Доказать, что движение тела происходит под действием постоянной силы. Решение : Имеем s' = 8t+1, s" = 8. Следовательно , a(t) = 8 (м/с^2), т. е. при данном законе движения тело движется с постоянным ускорением 8 м/с^2. Далее , так как масса тела постоянна (30 кг), то по второму закону Ньютона действующая на него сила F= ma = 30*8 = 240 (H)-также постоянная величина.
Подведение итогов урока Каким вопросам был посвящен урок? Чему научились на уроке? Какие рассмотренные задачи оказались наиболее сложными? Почему?
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме" Производная и её геометрический смысл"
Цель: 1.Формирование знаний о формулах дифференцирования и умение применять их для вычисления производных. 2. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельно добывать знания. 3. Воспитывать отве...
Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....
Проверочная работа по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной. Исследование функции по графику производной".
Данная проверочная работа может быть использована как для проверки знаний после окончания прохождения темы, так и в ходе итогового повторения при подготовке к ЕГЭ. Работа составлена ...
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»
Конспект занятия на тему «Приращение аргумента и функции. Определение производной. Алгоритм вычисления производной по определению. Таблица производных. Правила вычисления производной»...
Открытый урок по теме: Электромагнитная индукция. «От производной к производству или история одного открытия»
Открытый урок по теме:Электромагнитная индукция.«От производной к производству или история одного открытия»...
Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...
Методическая разработка открытого урока «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»
laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...