Выявление математической одаренности у детей
статья по математике
Выявление детей, обладающих способностями, представляет собой сложную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции; поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_matematicheskoy_odarennosti_u_detey.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
Выявление детей, обладающих способностями, представляет собой сложную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции; поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Способности есть у каждого обучающегося. У одних способности к математике, у других к искусству, у третьих к спорту. Каждый ребенок проявляет себя в различных областях. Как же разглядеть математические способности у ребенка?! Для нас, педагогов средней школы №31, ежегодно ставиться задача выявить таких детей и не потерять. И как же дело обстоит в нашей школе…
В первую очередь, конечно же, выявление одаренных детей на уроках и непрерывная работа в течение всего учебного года. Рассматривая и решая нестандартные задачи, задания на логику и смекалку, олимпиадные задания, мы наблюдаем и берем на заметку тех, у кого легко и без затруднений получается их выполнение. Ведь такие задачи в большинстве случаев воспринимаются как вызов интеллекту и рождают интерес реализовать себя в преодолении препятствия. Вера в то, что личного опыта достаточно для успеха, затягивает решающего, а увлеченность поиском решения проблемы – главная движущая сила творческой личности. Выявив таких личностей предлагаем участие в олимпиаде по математике на школьном уровне, далее – на городском, и республиканском, а также участие в Интернет-олимпиадах различного уровня.
На протяжении уже многих лет во всех школах проводятся декады математики и информатики. В нашей школе отводится первая декада декабря. План, включающий в себя разнообразные конкурсы, викторины, брейн ринги, квесты, подготавливается заранее, учитывая всех обучающихся нашей школы. Первый день декады открывают тематические уроки, связанные с биографией и научными достижениями нашего земляка и великого математика Николая Ивановича Лобачевского. Последующие дни наполняют конкурсы стенгазет, кроссвордов, ребусов, презентаций, выставка викторин, демонстрация опытов, математические игры, соревнования, состязание в шахматных играх. На протяжении последних четырех лет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» совместно с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Гимназия-интернат № 34», ГБОУ "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина" проводят Муниципальный конкурс интеллектуальной игры «Знатоки математики и информатики». Каждый день ребята попадают в увлекательное путешествие в мир математики, где они проявляют оригинальность мышления, и под час выражающаяся в непохожести, нестандартности решения.
Декада математики позволяет увидеть в детях те или иные способности к математике. Одним дается решение занимательных задач, другим – творческие проекты, третьим – исследовательская деятельность, что приводит к формированию в каждом классе некие группы, объединяющие детей с тем или иным увлечением к математике. В дальнейшем педагоги проводят дополнительную работу с обучающимися в каждом из перечисленных направлений. Таким образом, дети еще с большей увлеченностью занимаются математикой, чувствуют ответственность и важность своего участия в дальнейших математических играх, соревнованиях, научно-практических конференция различного уровня. Обучающиеся, которые не вошли в данные группы видят стремление не отстать от своих сверстников, что приводит к воодушевлению на уроке. Все это способствует увеличению качества обучаемости на уроке и во внеурочной деятельности.
При работе с одаренными детьми используются исследовательский и проблемный метод, групповая форма работы, факультатив.
Учащиеся раскрывшие себя в творческих проектах, исследовательской деятельности дополнительно работают индивидуально с учителем над созданием проекта для участия в конференции. Необходимо удовлетворить их тягу к нестандартному, неизведанному. В процессе проектной деятельности решаются следующие задачи: обучение самостоятельному достижению результата, обучение выдвигать гипотезы, ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, предвидеть проблемы и учится их решать. Исследовательская работа обучает работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию, вырабатывает навыки проведения исследований, навыков делового общения в группе, навыков защиты и представления своей работы. Первоначально для каждого ученика совместно с педагогом подбирается тема исследования или проекта, отводится время на поиск информации, далее составляется план. Для каждого учащегося время выполнения различно, все зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. На каждом этапе учитель координирует работу ребенка, делает пометки. По окончании проекта или исследования ученик первоначально представляет свою работу перед учащимися своего класса, тем самым видит в тех или иных местах своей работы пробелы, недочеты. В последующем ребенок принимает участие в защите проектов на школьном уровне. Далее работа корректируется, и ученик представляет ее на муниципальном или республиканском уровне.
Ребята, проявившие себя в решении занимательных задач, дополнительно готовятся к командным играм, математическим турнирам, в состав команд которых могут входить как дети одного возраста, так и различного. Таким образом появляется общение с учащимися не только своего возраста, но и позволяет им находить детей, увлеченных изучением математики. Благодаря четкой работе, учащиеся неоднократно становились призерами 2 и 3 степени в Республиканской математической командной игре-соревновании «Гексаматика», Региональной математической игре-соревновании «Абака». Результат принес не только радость, но и стремление к достижению новых результатов.
Современное общество относится к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть будущее нашей великой страны. И конечно же работа учителя с одаренными детьми – это очень трудоемкий процесс, который требует постоянного роста педагогического мастерства, пополняемых знаний психологии одаренных и их обучения, и тесного контакта как с коллегами, так и психологами, родителями обучающихся. Верно сказал Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Список использованной литературы:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Омельченко, Е. А. Математически одаренные дети и работа с ними / Е. А. Омельченко // Современный мир и человек в нем: интерпретация гуманитарных и общественных наук: материалы Международной научно-практической заочной конференции (Москва, 16 июня 2012 г.). – М.: Логос, 2012. – С. 25-31.
- Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление музыкально - одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними.
На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми? И как вообще выявить одаренного ребенка из целого класса?...
Методика выявления музыкально одаренных детей.
В течение нескольких лет применяю собственную технологию по выявлению и работе с музыкально одаренными учащимися. Надеюсь, данная методика будет полезна многим....
Выявление музыкально-одаренных детей на уроках музыки и методы работы с ними, 2014 год.
В своей работе уделяю большое внимание развитию у детей способностей к сольному и хоровому пению. Специальное наблюдение за детьми на уроках и внеурочной деятельности, педагогическая диагностика позво...
Система работы учителя математики Рисковой Т.В. по выявлению, углублению и развитию математической одаренности обучающихся
Графическое представление системы работы с одаренными детьми...
Методика выявления математической одаренности учащихся 5-х классов в рамках ранней профилизации
В прошлом году на базе четвертых классов был создан профильный математический класс. Для диагностики данных, подходящих для профильного обучения использовалось множество методик. Интеллект, мате...
выявление музыкально одаренных детей
Особенности работы с одаренными детьми на уроках музыки...
Методики выявления и развития математической одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
В статье представлено обобщение опыта работы с одарёнными детьми в использовании диагностических знаний, методик и тестов по выявлению и развитию математической одареннос...