Методики выявления и развития математической одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
статья по математике

Хохлова Елена Михайловна

В статье  представлено  обобщение  опыта работы с одарёнными детьми в использовании  диагностических знаний, методик и тестов по выявлению и развитию математической  одаренности  на уроках математики и во внеурочной деятельности.

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc70 КБ
Office presentation icon matematicheskaya_odarennost.ppt894 КБ

Предварительный просмотр:

Методики выявления и развития математической одаренности  учащихся

на уроках и во внеурочной деятельности  

 

 Проблема отбора лиц со способностями к математике является актуальной во всем мире ввиду широкой математизации различных отраслей науки и практики. Поэтому   очень важной  является  задача диагностики и развития математических  способностей  обучающихся  в  массовой школе. В своей работе я рассматриваю эту задачу как прикладную, заключающуюся в применении принципов и методик  диагностирования и развития математических способностей у средних и старших школьников. Главной задачей обучения математике, как мне кажется, становится не изучение основ математической науки как таковой, а формирование в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для жизни человека в современном обществе, ведь мы учимся «не для школы, а для жизни».

В науке выделяются две основные тенденции в изучении математической одаренности и способностей. Первая состоит в том, что в математических способностях и специальной математической одаренности пытаются выделить множество более частных способностей и изучить их в отдельности. Сторонником этого подхода является В.А.Крутецкий и его последователи. С другой стороны существует тенденция найти в математической одаренности и способностях первооснову, в качестве которой выделяется либо общий фактор интеллекта (И.Вердерлин), либо скоростной фактор переработки информации (Г.Айзенк, Л.Т.Ямпольский), либо хороший уровень мышления вообще и математическая интуиция (Н.В.Метельский) в частности. А.Н.Колмогоров называл математические способности «интегральными качествами ума». Последним теоретическим построением является четырехмерная модель интеллектуального диапазона, вершиной которой является формально-знаковый интеллект, формирующийся в последнюю очередь, который собственно и обеспечивает продуктивность математической деятельности.

Диагностика математических способностей наиболее актуальна на сегодняшний день при изучении одаренности детей.  Во первых,  математика одна из наиболее древних наук, является неотъемлемой частью человеческой культуры, и овладение ее основами или элементами — жизненная задача каждого человека. Вторая причина  состоит в том, что для овладения математическим материалом и успешного решения математических задач требуется высокий уровень развития абстрактного мышления».

Вот одно  из определений математической способности: «Математическая способность рассматривается как свойство психологической функциональной системы деятельности (математической деятельности), а отдельные элементарные способности как свойства систем, ответственных за протекание познавательных процессов».

Таким образом, можно сделать следующий вывод: математические способности не сводятся к общему интеллекту, а представляют собой свойство системы познавательных процессов, проявляющееся в эффективном решении сложных познавательных задач, решение которых требует умственных операций с пространственным и символическим материалом без опоры на наглядность.

Целью моей работы является обобщение и распространение опыта работы с одарёнными детьми в использовании  диагностических знаний, методик и тестов по выявлению и развитию математической  одаренности  на уроках математики и во внеурочной деятельности.

                                         Диагностический пакет.

1. Тест математических аналогий  - «Задачи Гайштута» (ТМА)

Цель: тест может быть использован для диагностики уровня развития общего интеллекта и математических способностей.

 Тест обладает достаточной внутренней и внешней валидностью. Успешность выполнения теста связана с уровнем развития способности к мысленному решению задач, понятийного и пространственного мышления. Тест следует испытывать, при проведении контрольных и самостоятельных работ, так как он стандартизирован в этих ситуациях. Следует избегать включения теста в экзаменационные работы. ТМА следует применять после прохождения соответствующего учебного материала, т. е. в конце года (4, 5, 6 классы) или 2-х лет обучения (7—8, 9—10 классы).

Задачи, предложенные А. Г. Гайштутом, сформулированы на основе материала из курса математики с 4 по 10 класс и состоят из 5 серий: 4 класс, 5 класс, 6—7 класс, 8 класс, 9—10 класс. Решение задач каждого типа предполагает знание учебного материала, но помимо того способность к мысленному обнаружению отношений между пространственными и знаковыми элементами условий задачи и умения производить математические операции с математическими структурами. Задачи теста обладают высокой однородностью. Если испытуемые решат больше 5 заданий, можно считать, что они обладают высоким уровнем развития способности мыслить аналогиями. Если меньше, то не следует ставить определенного диагноза. Необходимо провести через некоторое время повторное обследование и использовать в качестве дополнения другие аналогичные тесты.

2. Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого

 Цель: Психологический тест предназначен для определения коэффициента математического интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет). Общие способности позволяют обеспечить сравнительную легкость и продуктивность при получении знаний и в различных видах деятельности, их можно обозначить как одаренность. А вот специфические различия в одаренности проявляются в направлении интересов учащихся, почему одних интересует математика, других музыка, третьих литература и т.д. Тест содержит 25 заданий, требующих математических вычислений, понимания простых математических правил, логического мышления. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов.  Длительность теста составляет 15 минут.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Коэффициент математического интеллекта определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

      3.    Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач.

Цель: Изучение основных индивидуальных особенностей решения задач у школьников старших классов и взрослых (быстроты решения, интеллектуальной активности, выражающейся в целенаправленном  нахождении наиболее рациональных путей решения задачи (в противоположность методу "проб и ошибок", качества решения).

Материалы: Бланки для решения, протокол эксперимента. Квадраты для усвоения условий решения задачи

 

4

3

1

2

5

2

8

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

15

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

                                      Сумма =39    

        Предлагаемые суммы находятся в промежутке от 39 до 51. Инструкция зачитывается столько раз, сколько необходимо для полного усвоения всех условий задачи. В 2-х квадратах испытуемые решают задачу без учета времени, с целью твердо усвоить условия задачи и опробовать варианты, пути ее решения. Далее испытуемый предлагает решить задачи на 2-х квадратах с учетом времени. Решения проверяются самими испытуемыми. Кроме времени выполнения заданий учитывается число исправлений (зачеркивания и пробные, поисковые обозначения) и число ошибок (неверный подбор сумм, неправильно поставленные произведения, использование 2-х клеток более чем в одной строке или в одном столбце). В сводный протокол вносятся среднее арифметическое каждого из двух решений и среднее арифметическое по группе испытуемых. Индивидуальные данные сравниваются с групповыми. Делаются заключения об индивидуальных особенностях решения задач. При этом учитывается, что: 1) время решения задач является показателем скорости протекания мыслительных процессов; 2) число исправлений служит показателем интеллектуальной активности. Чем меньше число исправлений, тем глубже анализ предлагаемых условий задачи и правильное построение в уме схемы предлагаемой совокупности действий. Большое число исправлений свидетельствует о том, что условия были недостаточно проанализированы, комбинаторное планирование осуществлялось слабо и, что задание выполнялось в основном путем "проб и ошибок"; 3) ошибки определяют качественную сторону интеллектуальной деятельности.

4. Психологический тест "Аналитические математические способности.  (АМС)

Цель: Данный психологический тест предназначен для диагностики аналитических математических способностей, для индивидуальной и групповой диагностики.  Методику можно применять и в школьной психологии при анализе математических способностей обучающихся, и в процессе профотбора на профессии, требующие хорошо развитых математических и аналитических способностей: разного рода аналитики, экономисты и др. Аналитические математические способности относятся к академическим. То есть в первую очередь они позволяют человеку лучше усваивать учебный материал, в данном случае - математику. Аналитические математические способности тесно коррелируют с показателем IQ, и поэтому большинство тестов на IQ включают в себя субтесты на определение закономерностей в числовых рядах. Обладатели высоких показателей по аналитическим математическим способностям проявляют способности к анализу не только в области математики, но и в иных разнородных проблемах. Обладатели низких показателей по данному качеству не проявляют ни способностей, ни склонностей к анализу, зачастую совершают неоправданно легкомысленные поступки.   Стимульный материал теста состоит из двадцати числовых рядов. Каждый ряд включает в себя десять чисел, находящихся в определённой взаимосвязи между собой. Одно из десяти чисел пропущено (отмечено троеточием). В задачу испытуемого входит найти это пропущенное число. Время прохождения теста: 15 минут. Запрещается пользоваться калькулятором и делать какие-то вспомогательные записи. Методика имеет четыре разные формы (А, Б, В и Г).   

  Ссылки на интернет-источники, содержащие методики

 и тестирование он-лайн:

1. http://imz.ucoz.ru/seminar/Cirkova/odarennie/model_diagnostiki.doc  Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков) Портфолио личностного развития. Диагностика общей одаренности. Художественная направленность Предметно-практическая направленность Техническая направленность.

2. http://psy.1september.ru    Психодиагностика творческого мышления  Елены Туник.

3. http://zadacha.uanet.biz/home/matematika/matematika-5-11-klass/uchebniki-i-uchebnye  Гайштут и его друзья.

4. http://testoteka.narod.ru/pozn/1/02.html «Каков Ваш творческий потенциал».

5. http://psy.1september.ru  Опросник креативности Рензулли.

6. http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915152.htm Журнал «Вопросы психологии»  экспериментальные исследования / Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся. И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, К. Перлет.

7.feshttp://www.syntone.ru/library/books/content/2620.html?current_book_page=all/ Синтон – тренинг центр/ Дружинин В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

8.http://www.erudition.ru ЭРУДИЦИЯ Российская электронная библиотека/

9.http://vikent.ru/enc/2722/ПРИНЦИПЫ ТВОРЧЕСТВА/ Математическая одаренность по А.Н. Колмогорову.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Хохлова Е.М. учитель математики МБОУ «Гимназия» Г. Полярный

Слайд 2

… И от того, что что-то очень сложно, ты не пытаешься это сделать? Научиться ходить вначале тоже было тяжело, но ты позанимался, и теперь, глядя на тебя, может показаться, что это вовсе не трудно… Ричард Бах «Иллюзии»

Слайд 4

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ ПО А.Н. КОЛМАГОРОВУ 1) алгоритмическая способность; 2) геометрическое воображение; 3) искусство логического рассуждения.

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПО В.А. КРУТЕЦКОМУ 1) получение математической информации—способность к формализованному восприятию формальной структуры задачи; 2) переработка математической информации; а) логическое мышление отношениями, числами, символами; б) обобщение математических объектов, отношений, действий; в) способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных процессов; д) ясность, простота, экономичность и рациональность решений; е) обратимость мыслительного процесса; 3) математическая память. 4) математическая направленность ума.

Слайд 6

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач Психологический тест "Аналитические математические способности. (АМС)

Слайд 7

ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО: 1.Иметь склонность к занятиям математикой, активно и положительно относится к ней до страстной увлеченности. 2.Иметь такие характерологические черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и устойчивые интеллектуальные чувства. 3.Иметь во время деятельности благоприятные для ее выполнения психические состояния. 4.Иметь определенный запас знаний, умений и навыков в данной области. 5.Иметь определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Слайд 8

НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ:

Слайд 9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ «АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» (АМС) 1) 70 ... 116 139 162 185 208 231 254 277; 2) 172 179 186 193 ... 207 214 221 228 235 ; 3) 97 107 117 127 137 147 157 ... 177 187; 4) ... 20 23 21 27 13 30 34 3 39; 5) 48 76 104 132 ... 188 216 244 272 300 . 6) 130 115 100 85 70 55 40…

Слайд 10

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 4 3 1 2 5 2 8 5 10 3 3 15 4 1 3 Сумма =42

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование и развитие УУД на уроках и во внеурочной деятельности».

Цель проекта: создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание...

Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей.

Занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей....

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся

В данном материале рассматриваются методики выявления способностей к математике на уроках и во внеурочной деятельности...

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся.

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся....

Методика выявления уровня развития самоуправления.

Методика выявления уровня развития самоуправления...

Работа по выявлению и развитию математических способностей обучающихся

Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений...