«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики»
учебно-методический материал по математике
Знакомство с педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 163.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики»
Цель мастер-класса: знакомство с собственным педагогическим опытом применения компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи мастер-класса:
- показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Шаг 1. Приветствие участников мастер-класса
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики».
Шаг 2. Знакомство с некоторыми теоретическими положениями
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны выпускники, способные быстро адаптироваться в жизни.
Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них мало заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся.
Решение задач практического содержания требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Что же такое компетентностно-ориентированное задание?
Компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Составление компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.
Шаг 3. Практическое задание №1
- Работа в группе. Участники обсуждают вопрос: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»
(-недостаточность литературы
-нехватка времени в связи с загруженностью учителя
-отсутствие опыта составления
-отсутствие обучения составления).
Шаг 4. Новая информация
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:
- имитация жизненной ситуации, деятельностная составляющая;
- обучающий характер;
- выход за рамки одной образовательной области;
- наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
- часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Эти задания легко узнаваемы:
Существует следующая структура подобного задания: стимул – задачная формулировка – источник информации – инструмент оценивания.
Стимул создает контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка представляет собой планирование деятельности обучающегося, а источник информации ориентирует ученика на работу либо по конкретному произведению, либо позволяет ему обратиться к статьям в СМИ. Кроме текстовой информации могут быть сведения в виде таблицы, графика, схемы, даже музыки.
В качестве инструмента проверки могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ, бланк наблюдения. Также могут быть использованы элементы бально-рейтинговой системы оценивания.
Шаг 5. Практическое задание №2
1) Предлагается выполнить следующее задание: Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
Задача №1. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: «На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:
| Коля | Миша | Паша | Федя |
t, c | 12 | 13 | 14 | 15 |
v, см/с |
|
|
|
|
∆v |
|
|
|
|
В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?
Задача №2. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
2) Формулируется вывод: Первая задача является компетентностно-ориентированным заданием, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.
Почему вторая задача не является компетентностно-ориентированным заданием? (Во второй задаче нет стимула, к ее решению, нет связи с жизнью, отсутствуют меж предметные связи)
Что нужно сделать, чтобы она стала таковой?
Ответ может быть, например, таким: Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)),
Шаг 6. Практическое задание №3
1) Работа в группе Участники выполняют задание: По предложенному компетентностно-ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
Задача по теме «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии»: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выясните, можно ли использовать интенсивность размножения бактерий во благо?
(Стимул – связь с жизнь, бактерии окружают нас, каждый человек содержит в своем организме ряд положительных бактерий. В задаче говорится о попадании бактерии в живой организм.
Задачная формулировка – Бактерия к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д. Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии к концу суток. Выявляется количество делений за сутки и с помощью геометрической прогрессии вычисляется количество.
Источник информации – текст задачи для подсчета количества бактерий, интернет для определения положительного эфекта
Инструмент проверки – количество бактерий «3», количество пример ов-«4,5»).
Шаг 7. Практическое задание №4
1) Участники составляют алгоритм проектирования компетентностно-ориентнованных заданий.
(1. Задачная формулировка
2.Поиск источников
3.Формулирование стимула
4.Создание ключей, модельных ответов)
Действительно, из той структуры, которую рассматривали выше, и которую применяли сейчас, вытекает алгоритм проектирования компетентностно-ориентированных заданий:
Шаг 8. Практическое задание №5
Участникам предлагается самостоятельно составить компетентносто-ориентированное задание по теме «Масштаб», 6 класс, используя учебник, карту Татарстана.
(Стимул: в начале лета ваша семья решила совершить путешествие по республике Татарстан на автомашине. Вам нужно проложить маршрут и рассчитать расход топлива.
Задачная формулировка. «Составить маршрут движения, по республике Татарстан на автомашине по маршруту Нижнекамск – Набережные Челны – Казань. Используя карту республики Татарстан определить расстояние, которое семья проедет. Хватит ли 5000 рублей на бензин, если расход топлива 10 литров на 100 километров пути, при стоимости 1 литра бензина 42 рубля»
Источник информации.
- Карта республики Ттарстан с масштабом;
- Учебник «Математика 6» стр.
Инструмент проверки (оценочный лист):
- за правильное составление плана – 1 бал;
- за решение задачи № 1 – 0-2 бала;
- за решение задачи № 2 – 0-2 бала;
Перевод баллов в оценку:
5 баллов – «5» 3 балла – «3»
4 балла – «4» менее 3 баллов – оценка «2»)
Шаг 12. Подведение итогов мастер-класса
При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог – обучающийся»: ученик определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает – педагог содействует.
По меткому выражению А. Конан Дойля, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам, должен обладать набором определенных компетенций и их нужно формировать практически на всех предметах.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики
Презентация по теме "Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики....
Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...
Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как переход на более качественный уровень усвоения знаний.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющ...
Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».
Цель мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий для развития предметной грамотности учащихся....
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»
laquo;Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»...