"В мире цифр"
рабочая программа по математике (6 класс)
Разработка программы внеурочной деятельности для 6 классов. "В мире цифр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В мире цифр. 6 класс | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
« В мире цифр»
Направление развития личности школьника
общеинтеллектуальноразвивающее
для обучающихся 6А, 6Б, 6В, 6Г классов
на 20__ /20__ учебный год
Составитель: Чернакова И.В.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «В мире цифр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №89». Настоящая программа составлена Чернаковой И.В. на основе учебного пособия Анфимовой Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012,методического пособия «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов» автор: Мухаметзянова Ф.С., методист, ст. преподаватель кафедры физико-математического образования УИПКПРО и программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 6 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов.
2.Цели и задачи курса
Цель курса: развивать математический образ мышления
Задачи: -расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, в мир чисел. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Занимательная арифметика | 5 |
Занимательные задачи | 9 |
Логические задачи | 11 |
Геометрические задачи | 3 |
Проекты | 3 |
Решение задач по всему курсу | 4 |
Итого: | 35 |
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения программы
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Организация групповой работы.
Метапредметные результаты
регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета
Коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение координировать свои усилия с усилиями других.
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий учащиеся должны
Знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
- понятие графа;
- понятие софизма.
Уметь:
- читать и записывать римские числа;
- читать и записывать большие числа;
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.
- выполнять проектные работы.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, простейшие приборы и инструменты).
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
Содержание внеурочной деятельности.
1. Занимательная арифметика (5 часов)
Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация.
Числа - великаны и числа- малютки Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.
Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д.
2. Занимательные задачи (9 часов)
Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов.
Математические фокусы. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.
Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов.
Задачи с числами Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.
Задачи – шутки Решение шуточных задач в форме загадок.
3. Логические задачи(11 часов)
Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Простейшие графы Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
Задачи на переливания. Решение текстовых задач на переливание.
Взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.
Задачи на движение. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.
Старинные задачи Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
4. Геометрические задачи(3 часа)
Задачи на разрезания. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
Задачи со спичками. Решение занимательных задач со спичками.
Геометрические головоломки. «Танграм».
5. Проекты(3 часа)
Выбор тем и выполнение проектных работ.
Примерные темы проектов:
· Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
· Софизмы и парадоксы.
· Математические фокусы.
· Математика и искусство.
· Математика и музыка.
· Лабиринты.
· Палиндромы.
· Четыре действия математики.
· Древние меры длины.
· Возникновение чисел.
· Счёты.
· Старинные русские меры.
· Магические квадраты.
6.Решение задач по всему курсу (4 часа)
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | № занятия | тема занятия | кол-во часов | Виды деятельности учащихся | |
по плану | фактически | ||||
Занимательная арифметика | 5 | ||||
1 | Запись цифр и чисел у других народов | 1 | Изучение исторического материала, подготовленного самими учащимися; обобщение полученных знаний в практический опыт путем решения математических ребусов; бипарные занятия (интегрированные) при изучение взаимосвязи математики с другими науками; работа в командах при поиске нового удобного способа решения проблемы | ||
2 | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | |||
3 | Числа-великаны и числа-малютки | 1 | |||
4 | Приемы быстрого счета | 1 | |||
5 | Приемы быстрого счета | 1 | |||
Занимательные задачи | 9 | ||||
6 | Магические квадраты | 1 | Групповая работа в форме «мозговой штурм» при решении логических задач и ребусов; Занятия в форме «что? Где? Когда?» при поиске объяснений математических фокусов, разгадывании софизмов; Парная работа для взаимопроверки выполнения старинных задач и задач с числами; | ||
7 | Математические фокусы | 1 | |||
8 | Математические фокусы | 1 | |||
9 | Математические ребусы | 1 | |||
10 | Математические ребусы | 1 | |||
11 | Софизмы | 1 | |||
12 | Задачи с числами | 1 | |||
13 | Задачи-шутки | 1 | |||
14 | Старинные задачи | 1 | |||
Логические задачи | 11 | ||||
15 | Задачи, решаемые с конца | 1 | Исследовательские работы во время работы с задачами, решаемых с конца; «круглый стол» - работа общим коллективом при решении вопросов применения кругов эйлера, графов; Эксперименты- на переливание, взвешивание и движение, с последующими выводами (уроки-семинары); Бит-уроки на чередование задач для выполнения по способу выполнения | ||
16 | Круги Эйлера | 1 | |||
17 | Круги Эйлера | 1 | |||
18 | Простейшие графы | 1 | |||
19 | Простейшие графы | 1 | |||
20 | Задачи на переливание | 1 | |||
21 | Задачи на переливание | 1 | |||
22 | Задачи на взвешивание | 1 | |||
23 | Задачи на взвешивание | 1 | |||
24 | Задачи на движение | 1 | |||
25 | Задачи на движение | 1 | |||
Геометрические задачи | 3 | ||||
26 | Задачи на разрезание | 1 | Урок-научный эксперимент по практическому разбору задач на разрезание; Урок-аукцион по «продажам» идей для решения задач со спичками и на решение геометрических головоломок | ||
27 | Задачи со спичками | 1 | |||
28 | Геометрические головоломки | 1 | |||
Проекты | 3 | ||||
29 | Проектные работы | 1 | Урок-деловая игра – деление учащихся на группы для выполнения проекта по выбранной теме, распределение обязанностей в каждой группе(для подготовки работы), мини-отчеты по проделанной работе. | ||
30 | Проектные работы | 1 | |||
31 | Проектные работы | 1 | |||
Решение задач по всему курсу | 4 | ||||
32 | Решение задач | 1 | Уроки-КВН на проверку умений решать задачи различной тематики теоретически и практически | ||
33 | Решение задач | 1 | |||
34 | Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» | 1 | Выпуск брошюр-проектов с презентацией | ||
35 | Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение реализации программы курса «В мире цифр»
- Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. -239с.
- Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», 5-11 классы, Волгоград, Учитель , 2010 год.
- Внеклассная работа по математике в школе, Волгоград, ИТД «Корифей» , 2011 год.
- Электронные ресурсы на компакт - дисках: детская энциклопедия «Хочу все знать» , детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения) 5-6 классы.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы (Как сделать уроки математики нескучными)/Гаврилова Т,Д.-Волгоград: Учитель,2005. – 96 с
- Григорьева Г.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие/Г.И.Григорьева.М.: Глобус, 2009.- 152 с.
- Методическое пособие «Проектирование программы внеурочной деятельности. Развитие интеллектуальных умений учащихся 5-6 классов» автор: Мухаметзянова Ф.С., методист, ст. преподаватель кафедры физико-математического образования УИПКПРО
- Программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса
Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...
Презентация интегрированного урока по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Интегрированный урок по теме: «Цифры и числа в мире русского языка, биологии и математики».
Вычисление площади кольца....
Родителям на заметку. Знакомим детей с образом цифр и запоминаем их. Сказка-мнемик про цифры
Ваш ребенок осваивает цифры и очень любит ритмичные стихи. Совместите приятное с полезным! Возможно, что эта сказка-мнемик поможет малышу легче запомнить и подружиться с миром цифр. Автор не является ...
«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!
Статья о цифровизации образования...
Викторина «В мире чисел и цифр»
Викторина «В мире чисел и цифр»Участники игры2 командыВедущий – учитель математики.Жюри – ученики 8 класса Ход игрыВедущий приветствует команды и объявляет состав жю...
Математическая игра "В мире цифр"
Учебный материал...