ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
методическая разработка по математике (8, 9 класс)

Субботина Наталия Александровна

 Исследовательский подход в обуении н6е явлчяется новым педагогическим явлением.В России  идея его использования была  впервые выдвинута во второй половине 18 века. В публикации прослеживается связь исследовательского метода с методом проектов, выделены основные типы проектов, основные требования к использошванию метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc38.5 КБ
Office presentation icon metod_proektov.ppt160.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ

        Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине 18 века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении –это путь знакомства учащихся с методами научного познания, средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной деятельности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Создание положительной мотивации учения и образования;
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • Развитие интеллектуальной сферы личности;
  • Формирование умений и навыков самообразования, активной познавательной деятельности;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в учебный процесс на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук. Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. В рамках предметных декад могут быть организованы конференции, устные журналы, круглые столы, дебат-клубы, на которых учащиеся могут представлять свои исследовательские проекты.

     Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности.  Развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Это совокупность познания, способ организации процесса познания. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.   Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

     Умение пользоваться методом проектов, организовывать исследовательскую деятельность учащихся  – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимися условиям жизни человека постиндустриального общества.

 Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества работника нового типа.

     Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

    При выборе темы проекта необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного проекта.

Типы проектов:

  • Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, поселка и т.д. От учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по преобразованию места жительства.
  • Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
  • Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.
  • Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
  • Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: видеофильм, статья, альбом.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения( например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и пр.)
  2. Практическая. Теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с мести событий, охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В третьих – тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ Субботина Наталия Александровна МОУ Федюковская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

Исследовательский подход в обучении Воспитание познавательного интереса Создание положительной мотивации учения и образования Формирование глубоких, прочных и действенных знаний Развитие интеллектуальной сферы личности Формирование умений и навыков самообразования, активной познавательной деятельности Развитие познавательной активности и самостоятельности

Слайд 3

Исследовательский подход Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания в учебный процесс на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и ее современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Таким образом происходит демонстрация технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук.

Слайд 4

Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. В рамках предметных декад могут быть организованы конференции, устные журналы, круглые столы, дебат-клубы, на которых учащиеся могут представлять свои исследовательские проекты.

Слайд 5

Метод проектов Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Это совокупность познания, способ организации процесса познания. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Слайд 6

Метод проектов Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 7

Метод проектов Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

Слайд 8

Технологии ХХ I века Умение пользоваться методом проектов, организовывать исследовательскую деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимися условиям жизни человека постиндустриального общества

Слайд 9

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества работника нового типа, осуществить помощь в профессиональном самоопределении

Слайд 10

Типы проектов: Практико-ориентированный проект Исследовательский проект Информационный проект Ролевой проект Творческий проект

Слайд 11

Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и пр.)

Слайд 12

Основные требования к использованию метода проектов. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с мести событий, охрана леса в разных местностях, план мероприятий и пр.).

Слайд 13

Основные требования к использованию метода проектов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов

Слайд 14

Выбор тематики проектов тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении английскому языку

В статье говорится о методе  проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Курсовая работа по теме "Использование метода проекта при обучении говорению"

Метод проектов – это новое и сложное явление в технологии обучения. Как считает педагог – методист Е.С.Полат: "Обучение – одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтоб...

"Использование метода проектов в обучении биологии"

Использование метода проектов в обучении биологии...

Использование метода проектов в обучении школьников

Метод проектов предоставляет учащимся возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем,требующих интеграции знаний из различных предметных областей,позна...

«Возможность использования метода проектов в обучении детей с множественными нарушениями»

В статье представлен  опыт работы по проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста С ТМНР. Материалы представлены в формате презентации....

Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе

Методические рекомендации. Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе ....