Рабочая программа кружка по математике для обучающихся 5 классов
рабочая программа по математике (5 класс)
Программа кружка "Занимательная математика" для обучающихся 5 класса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора МБОУ «СОШ № 1» Энгельсского муниципального района ________________________________ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 1» Энгельсского муниципального района _____________/_____________/ Приказ № __________________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Занимательная математика»
для обучающихся 5 классов
на 2015 /2016 учебный год
Составитель:
Ерохина Татьяна Игоревна, учитель математики
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа кружка по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя
требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников,
учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Цели кружка:
- развивать у учащихся начала математического и логического мышления;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать устойчивый интерес к изучению геометрии и математики в целом;
- формировать умения решать нестандартные задачи.
Задачи кружка:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые программой курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 10-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 5классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Достижению данных целей способствует организация курса решение нестандартных задач по математике, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.
Программа направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработана в соответствии с интересами учащихся 5 класса, их возможностями. Программа кружка включает информацию, не входящую в базовую программу основной школы, необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.
Планируемые результаты
Учащиеся, посещающие кружок, в конце учебного года должны
уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета
Изучение математики позволяет достичь следующих результатов
в личностном направлении:
- понимать значение математической науки для развития цивилизации;
- излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, рассуждать и обосновывать утверждения, приводить примеры;
- проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- проявлять усидчивость, целеустремленность и способность к преодолению трудностей.
в метапредметном напрвлении:
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
- уметь видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной информации;
- уметь выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
в предметном направлении:
- осознавать значение математики для повседневной жизни человека;
- уметь работать с математическим текстом, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику;
- уметь приводить логические обоснования, простейшие доказательства;
- уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
- овладеть приемами решения уравнений, применения уравнений для решения текстовых задач;
- уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и
нестандартных текстовых задач.
Содержание кружка «Занимательная математика»
Раздел 1. Краткая экскурсия в историю математики (7ч).
Что такое цифры и числа. Как появились цифры. Запись цифр и чисел у разных народов. Числа - великаны и числа - малютки. Что мы знаем о системе счисления. Пустое место или неприметный нуль. Старые русские меры. Арифметика Магницкого.
Раздел 2. Такие разные задачи (12ч).
Задачи на движение. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Графы в решении задач. Решение старинных задач. Задачи, решаемые с конца. Задачи – шутки. Арифметические ребусы. Математические софизмы.
Раздел 3. Задачи повышенной сложности (7ч).
Решение задач повышенной сложности. Разбор олимпиадных задач. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».
Раздел 4. Знакомство с геометрией (9ч).
Рассказы из истории развития геометрии. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Разрезание и перекраивание геометрических фигур. Геометрические задачи со спичками. Оригами, орнаменты, бордюры. Лабиринты. Замечательные кривые.
Тематическое планирование кружка «Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Коррекция программы | |
по плану 5 кл. | по факту 5 кл. | |||||
Раздел 1. Краткая экскурсия в историю математики | 7 | |||||
1 | Что такое цифры и числа. Как появились цифры | 1 | Знакомятся со счётом у первобытных людей; имеют представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах | |||
2 | Запись цифр и чисел у разных народов | 1 | Владеют информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, об использовании букв и знаков в арифметике; знакомятся с записью цифр у разных народов | |||
3 | Числа - великаны и числа - малютки | 1 | ||||
4 | Что мы знаем о системе счисления | 1 | ||||
5 | Пустое место или неприметный нуль | 1 | ||||
6 | Старые русские меры | 1 | Имеют представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов; владеют информацией о старых русских мерах | |||
7 | Арифметика Магницкого | 1 | Знакомятся с великими математиками из народа; арифметикой Магницкого | |||
Раздел 2. Такие разные задачи | 12 | |||||
8 | Задачи на движение | 1 | Знают и умеют применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов; анализируют и осмысливают текст задачи, переформулируют условие, моделируют условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строят логическую цепочку рассуждений. | |||
9 | Задачи на переливание | 1 | ||||
10 | Задачи на взвешивание | 1 | ||||
11 12 | Логические задачи | 2 | ||||
13 | Графы в решении задач | 1 | ||||
14 | Решение старинных задач | 1 | ||||
15 | Решение старинных задач | 1 | ||||
16 | Задачи, решаемые с конца | 1 | ||||
17 | Задачи – шутки | 1 | ||||
18 | Арифметические ребусы | 1 | ||||
19 | Математические софизмы | 1 | ||||
Раздел 3. Задачи повышенной сложности | 7 | |||||
20 21 | Решение задач повышенной сложности | 2 | Решают задачи повышенной сложности, составляют алгоритм решения задачи; | |||
22 24 | Разбор олимпиадных задач | 3 | Решают задачи различной степени сложности; грамотно оформляют решение задачи; определяют алгоритм решения задач | |||
25 26 | Задачи международного математического конкурса «Кенгуру» | 2 | ||||
Раздел 4. Знакомство с геометрией | 9 | |||||
27 | Рассказы из истории развития геометрии | 1 | Знакомятся с историей возникновения геометрии как науки | |||
28 | Геометрические головоломки | 1 | Распознают и сопоставляют на чертежах и моделях геометрические фи- гуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед); знают старинные меры измерения длин, площадей; умеют разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры; умеют решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать геометрические головоломки; составляют оригами, орнаменты бордюры; решают лабиринты | |||
29 | Старинные меры измерения длины, площади | 1 | ||||
30 | Разрезание и перекраивание геометрических фигур | 1 | ||||
31 | Геометрические задачи со спичками | 1 | ||||
32 33 | Оригами, орнаменты, бордюры | 2 | ||||
34 | Лабиринты | 1 | ||||
35 | Замечательные кривые | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Описание материально-технического обеспечения курса
1. Авторские методики, разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- набор геометрических фигур;
- геометрический конструктор;
- иллюстративный и дидактический материал по темам.
3. Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
- литература для обучающихся;
- подборка журналов, газет.
4. Материально-техническое обеспечение:
- игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной
и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, ножницы);
- мультимедийная установка, экран;
Учебно-методическая литература
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
- Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
- Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
- А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах» / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
- А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
- Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
- В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
- Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
- Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
- Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
- http://www.openclass.ru/node/226794
- http://forum.schoolpress.ru/article/44
- http://1314.ru/
- http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/
- http://www.ug.ru/article/64
- http://staviro.ru
- http://www.youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E&feature=related
- http://www.youtube.com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
- http://staviro.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Любители математики" 10-11 класс
Объединение дополнительного образования, рассчитанное на 144 ч (4,5 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математич...
рабочая программа кружка по математике для 6 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...
рабочая программа кружка по математике для 6 класса
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...
Рабочая программа кружка по математике 6-7 классов
Рабочая программа разработанная на 68 часов, проводимая раз в неделю по 80 минут....
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 7 классе
Программа курса «Занимательная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеуроч...
Рабочая программа кружка по математике «Эрудит» 8 класс
В рамках подготовки учащихся основной школы, которая, в частности, предполагает изучение школьниками кружков по выбору, разработана данная программа, которая составлена на основе программы по алгебре ...
Рабочая программа кружка "Здоровая математика" для 5 класса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное пр...